измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Тайны Востока
Одна из концепций дзен-буддизма гласит, что мир — как множество стеклянных шариков, где каждый отражается в каждом. А когда шарики разноцветные, то отражение одного шарика зависит от цвета другого, соседнего.
Velas VD-M301U | Prology DVS-1440 | Farenheit TID-360 | Pioneer DVH-840AVBT
Откуда произошло такое явление, как брендинг? Как только производственные возможности отрасли начали полностью перекрывать спрос, выяснилось, что продать весь объём выпуска под одной и той же торговой маркой труднее, чем если этих марок будет несколько. Импортёры в таком разграничении напрямую заинтересованы — если я рекламирую Pawasonic, то продукцию этого бренда продаю только я. Сосед продаёт то же самое, но у него техника называется Akaiwa, а потребитель, бедолага, не в силах разобраться, что это одно и то же. Кстати, как я понимаю, это одна из причин, по которой импортёры вовсе не стремятся раскрывать каждому встречному то место, где была произведена та или иная продукция. То есть не просто «Made in China», а конкретно указать адрес и название акционерного общества изготовителя. Есть и другая, она даже более важна, но не о ней сейчас речь.
Кто-то, наверное, скажет: для нас приобретение той или иной техники — акция разовая, и у нас своих дел хватает, но вы-то, акулы пера и гиены измерительных приборов, через чьи руки проходит вся эта техника, можете разобраться, продукция каких брендов происходит от одних «родителей»? А вот и нет, система так хитро устроена, что таких двух аппаратов, чтобы как две капли воды, почти не встречается. Разве что потолочные мониторы Soundstream и Power Acousic на «одно лицо». И то, наверное, потому, что «потолочник» состоит практически из двух узлов — корпуса и LCD-панели.
Даже у акустики составных частей много (диффузор, подвес, корпус, колпачок, магнитная система), а потому и разнообразие моделей практически безгранично. С головными устройствами ситуация похожая, но не идентичная. Составных частей, как ни удивительно, не так и много. Панель DVD-плеера с микросхемами управления и интерфейса. Чипсет (то есть набор микросхем) декодирования звука и видео, ещё чипсет — обработки звука и усилитель мощности. И платка тюнера. На первый взгляд из такого набора частей можно набрать великое множество вариантов. Это на первый. При повторном взгляде учтём: по большинству компонентов выбор будет сделан из пары наиболее доступных вариантов. А усилитель мощности и выбирать не надо — просто взять наиболее «массовый», и всё тут. Получается всего-то 2 в кубе, то есть 8 вариантов, плюс небольшие различия в тюнерах от разных поставщиков.
Хитрость же заключается в том, что лицевые панели «голов» для каждого бренда индивидуальны, глядят-то на них, а не на микросхемы. Когда-то это было серьёзной инженерной задачей. Теперь благодаря неуёмному техническому прогрессу и неукротимой разворотливости бывших маоистов перестроить производство под иную форму литья удаётся за считанные часы, если, разумеется, не тратить их на глупости вроде обсуждения концепции и дизайн-проекта. В результате можно без напряжения заметить: дизайнерские решения у тех и этих отличаются по-разному отформатированной безликостью, зато уличить продукты разных марок в идентичности не удаётся. С тыла у них часто бывает больше сходства, чем с «лица», потому что установка — краткий миг страдания, а эксплуатация — ежедневное райское наслаждение.
В случае с аудиовизуальными головным устройствами «минимального» формата 1DIN дополнительные вариации достигаются за счёт размера дисплея, и всё же при работе с группой таких аппаратов возникает устойчивое ощущение, что все они покинули ворота одного и того же завода. Даже если кто-то из них принадлежит старинной японской, а вовсе не китайской «фамилии». Так что разнообразие марок и моделей на самом деле служит лишь иллюстрацией гибкости современного производства. Впрочем, утверждать, что «японский» участник сегодняшнего теста ничем не отличается от иных прочих, я не могу. Очень похоже, что комплектующие отбирались несколько более придирчиво (как минимум из пары наиболее доступных по цене брался второй, а не первый в списке), так что основные технические показатели у него чуть выше, нежели у остальных одноклассников. Однако и здесь чёткие следы работы японских инженеров (или, скажем, специалистов по эргономике) обнаружить не удалось.
В общем, получилось так. Из четверых участников двое имели сходную форму АЧХ, то есть ЦАП у них был запрограммирован одинаково. У них же и звуковые регулировки однотипные — на графиках АЧХ это видно сразу, из опасения, что один и тот же график сохранили дважды под разным именем, пришлось в графическом редакторе наложить один на другой и убедиться: разбег в десятые доли децибела есть, то есть это не мы, это они… Панели DVD по некоторым признакам лишь двух типов, в тесте оказалось по паре каждого. У троих участников управляющий чипсет типа MTK (MediaTek). У четвёртого, наиболее породистого, интерфейс существенно переработан, но в основе, вероятно, лежит тот же самый чипсет. Обратили внимание — я сказал «типа MTK»? Дело в том, что MediaTek — это солидный китайский концерн, в котором работают квалифицированные люди. Говорят, теперь его продукцию подделывают менее солидные предприятия, ничего от себя, разумеется, не внося — Конфуций не велит, а потому приходится говорить обтекаемо — «типа MTK».
В чём привлекательность аудиовизуальных «голов», я полагаю, вы и сами знаете. В их универсальности — могут и музыку воспроизвести, при необходимости и кино показать, и передать картинку от камеры заднего обзора. Расширение функций в некоторой мере влечёт за собой снижение качества выполнения этих функций. Образно говоря, не может амфибия угнаться за катером на воде и за спорткаром на дороге, если, конечно, не привлекать к процессу космические технологии. Разумеется, за супертехнологии платить готовы не все, но есть ощущение, что разработчики не очень стремятся обеспечить даже тот уровень качества, который был бы вполне реальным. К примеру, подавить помеху от строчной частоты видеосигнала: знаете ли, когда через 20 лет после заката катушечных магнитофонов DVD/CD-плеер вдруг демонстрирует такой же уровень шумов, становится обидно. И за мировой «радиопром», и за нас вами, потенциальных потребителей. Да что там катушечный — хороший автомобильный кассетный плеер (при включённой Dolby B) показывал более низкий уровень шумов, нежели один из участников.
А басы? Ведь это же наше всё, вы сами знаете, что лишь в автомобиле удаётся воспроизвести весь бас и добраться до инфразвуковых глубин. Но подавляющее большинство AV-«голов» такие возможности предоставляет не в полной мере, у них спад в 3,5 — 4 дБ на частоте 20 Гц в порядке вещей. Не каждому это нужно, согласен. Но зачем лишать такой возможности тех, кому всё-таки нужно? Цена вопроса копеечная: поставить проходной конденсатор с номиналом в пять раз больше. Или цифровой выход звука. Опять же мало кто, приобретая AV головное устройство стартового уровня, вдруг решит строить на нём продвинутый мобильный театр с многоканальным звуком. А если решит? Опция-то грошовая, цифровой звук в DVD-панели всё равно уже есть — что, нельзя было лишний «мини-джек» поставить? Так что по этой причине мы будем старательно и занудно вписывать отсутствие цифрового выхода в графу минусов. Уплочено, пусть и не так много…
А ещё удручает возникшая недавно необходимость при измерении мощности усилителя указывать величину КНИ, при которой эта мощность была зафиксирована: поскольку нелинейность усилительной микросхемы повышена, то значение, равное 1%, достигается задолго до начала ограничения амплитуды сигнала. (Кстати, изготовители проявляют завидную изобретательность в методиках измерения мощности, чтобы получить более красивые показатели.) Плюс ещё всякие сюрпризы, когда, к примеру, вход Aux начинает перегружаться сигналом менее 1 В (RMS). Или амплитуда выходного видеосигнала: в привольный допуск 1 В ±20% уложилась лишь половина участников (причём один — на пределе), в прежние строгие рамки ±10% — никто. Это значит, что если у вас источников видео больше одного, то при переключении монитора от одного на другой надо будет подстраивать картинку, иначе она окажется либо тёмной, либо «выбеленной». Хотя, вообще-то, к качеству видеоизображения претензий, как обычно, возникло меньше, чем к качеству звука. Так что если в вашей системе требования к видео более высокие, чем к звуку, недорогое AV головное устройство вам подойдёт вполне. А вот если у вас отношение к звуку более трепетное, придётся обратить свои взоры в иную ценовую (или техническую) категорию.
Пользовательский интерфейс — отдельная песня и отдельная слабость AV головных устройств. Расширенный перечень начальных настроек, увеличенное количество источников (входов Aux может быть больше одного), — всё это не самым благоприятным образом сказывается на удобстве управления. Конечно же, я не думаю, что в отрасли, где заняты десятки миллионов человек, не найдётся специалистов, способных разработать толковый пользовательский интерфейс. С другой стороны, для того, чтобы в режиме настройки картинки интерфейс не заслонял саму картинку, крупным специалистом быть не обязательно. Видимо, не очень хочется сделать всё по уму, в конце концов — так вы быстрее за новой «магнитолой» придёте. Впрочем, место подвигу нашлось и здесь: если вывести обычный «мониторный» пользовательский интерфейс на экран 3,5 дюйма, номера треков будут отображаться шрифтом 1,8 — 1,9 мм. Если к этому добавить отсутствие тактильного подтверждения нажатия сенсорных кнопок, увлекательное времяпрепровождение вам обеспечено. Так что не удивляйтесь, что один из участников получил за удобство управления ещё более низкий балл, чем его «коллеги», этими баллами тоже не избалованные.
Методика измерений в целом осталась прежней, разве что на этот раз мы решили привести данные по яркости и разрешающей способности дисплеев. Мы по-прежнему не считаем экран диагональю 3 — 3,5 и даже 4 дюйма безоговорочно достаточным для отображения кинофильмов, хотя справедливости ради надо признать, что это уже не те «почтовые марки», что прежде. У нынешних дисплеев (позаимствованных у мобильников) и яркость выше, и даже цветопередача заметно естественнее, нежели у их предшественников.
И последнее, однако далеко не маловажное, замечание. Из присутствия гнезда USB вовсе не вытекает автоматически способность головного устройства управляться с айподом. Большинство фигурантов нынешнего теста видят, что на USB что-то есть, но что именно — определить не могут. Лишь один, наиболее породистый участник «видит» айпод и умеет им управлять. Так что впредь мы будем всех проверять на наличие такой способности и управление плеерами века числить по разряду достоинств. Получить экспресс-информацию на этот счёт вы сможете с одного взгляда на таблицу: если аппарат работает с айподом, то USB (Universal Serial Bus) рассматривается как интерфейсная шина, во всех остальных случаях она интерпретируется системой точно так же, как слот для карты памяти, и аббревиатура USB помещена в графу «Слоты для твердотельной памяти».
Теперь, как положено, пройдёмся по облегчающим жизнь «умолчаниям», состав которых определился после знакомства с испытуемыми. Итак, если в описании аппарата не сказано иного, подразумевается следующее. Тюнер располагает тремя банками для станций диапазона ЧМ (CCIR) и двумя — для станций средневолнового диапазона. При работе в RDS осуществляется поиск по 29 известным науке типам программ (PTY) без ожидания какого-либо из них. Работает функция синхронизации часов (CT). В дисковом проигрывателе реализованы все три сервисных функции, дополнительных режимов воспроизведения тоже три, только вместо сканирования используется режим повтора музыкального отрезка (Rep A-B). Читается CD-текст и тэги mp3/WMA (исключения из этого правила будут). Абсолютная полярность выхода соблюдена. Ускоренный поиск фиксированный, то есть, чтобы выйти из него, надо найти на пульте (или на самом аппарате, что, как правило, дольше) кнопку Play/Pause. Адресный поиск при работе с DVD осуществляется по номеру части, главки или сквозному времени части. Про звук в DTS в пределах нынешнего теста можно забыть, что, однако, не помешает нам числить его отсутствие по статье минусов. Если в соответствующей графе таблицы сказано, что выходов звука пять, это означает, что выход на сабвуфер представлен в единственном числе. Встроенный дисплей имеет правильную «широкую» геометрию 16:9.
Теперь обратим взгляд на Восток. В надежде увидеть его тайны на миниатюрных экранах.
МЁД & ДЁГОТЬ
Подсчёт баллов показал: лучше всех выступили Pioneer и Prology. К обоим были вопросы, но меньше, чем к другим. Первый из короткого списка становится «Лидером», второй – «Фаворитом». Отметим «в сторону»: Prology удобнее, а Pioneer набрал очко за пару лишних децибел в характеристиках. Как-то так…