ПЯТЁРКИ С ПЛЮСОМ
Будь у нас не технический журнал, а школьный дневник, каждая такая оценка была бы редкостью. И праздником.
У нас, как вы понимаете, всё куда обыденнее. Пятёрки с «плюсом», то есть с пищалками и кроссовером, редкостью вовсе не являются. По меньшей мере, пока, хотя теперь уже невооружённым глазом заметно, что они уступают позиции «шестёркам». Могут ли они явиться праздником? Утверждаю, что да. Хотя, как вы понимаете, каждый праздник обязательно перемежается буднями — иначе какой же он праздник? А нам в очередной раз придётся освежить в памяти основные плюсы и минусы этого типоразмера.
Phantom RS 130.2 | Art Sound AM 5.2 | Bull Audio CS-5 | Ivolga VHC 5.21 | Prology RX-52C | Rockford Fosgate R152-S | Ground Zero GZTC 130T | Lanzar OPTI 5.1 | Alpine SPG-13CS | ESX SE5.2C
Такое уж у меня сегодня настроение, страсть как хочется кого-нибудь разоблачить или хотя бы что-то развенчать. Попробую поработать с мифом о том, что «шестёрки» мощнее других типоразмеров, там поглядим, что получится. Давайте рассуждать логически. Способность катушки рассеивать тепло зависит от двух факторов: её площади и интенсивности циркуляции воздуха вокруг неё. Кто считает (или знает), что от чего-то ещё, пусть, как приговаривают на католических свадьбах, «скажет об этом сейчас или не говорит никогда». Нет желающих высказаться? Тогда идём дальше.
Если катушки конструктивно одинаковые (а так оно обычно и бывает), то первый фактор от типоразмера мидбаса напрямую не зависит. Зависит статистически: вероятность встретить катушку увеличенного диаметра у «шестёрки» выше. Но и только. Вторая составляющая зависит от конструкции корпуса, ширины магнитного зазора, диаметра осевого отверстия и (как ни удивительно) от диаметра верхней шайбы магнитной системы, поскольку вытесняемый из зазора воздух проходит между указанной деталью магнитопровода и центрирующей шайбой. Больше шайба — больше площадь «радиатора». (Вот тут-то могут сказать своё слово вентиляционные отверстия в корпусе головки.) Опять же в пределах одной серии в зависимости от типоразмера меняется только размер шайбы магнитопровода (если меняется диаметр магнита). Есть ещё один фактор — интенсивность циркуляции воздуха. Можно показать, что эта самая интенсивность пропорциональна чувствительности головки. Если чувствительность у «пятёрки» на 1 дБ ниже, то и отвод тепла, обусловленный циркуляцией воздуха, у неё будет ниже на 10%.
Обидно, но развенчание на этот раз состоялось не триумфальным образом, величина максимально рассеиваемой мощности, действительно, может зависеть от типоразмера головки. Все факторы, вместе взятые, дадут, скажем так, убывание на 20% с переходом к меньшему типоразмеру.
Но тут начинает быть важным другое: при использовании мидбасов уменьшенного типоразмера в качестве лимитирующего фактора будет выступать не тепловая (чреватая порчей головки), а «неискажённая» (ведущая к порче звука) мощность. Давайте прикинем. Площадь диффузора у типичной «пятёрки» составляет примерно 2/3 от аналогичного показателя для среднестатистической шестидюймовой головки. Но тогда для достижения того же звукового давления пятидюймовому диффузору потребуется смещение в полтора раза больше. Для этого, как правило, не потребуется подавать на пятидюймовый мидбас в полтора раза больше ватт, но всё равно мощность, скорее всего, будет выше, но главное было уже сказано: выше будет амплитуда смещения диффузора, а вслед за ней — нелинейности. А поскольку в головках меньшего типоразмера и подвес делается более узким, то звуковое давление окажется лимитировано нелинейностями раньше, чем у более крупной головки. Сравнительной статистики у меня нет, но представляется, что убывание максимального звукового давления на 3 дБ (при фиксированной частоте и значении КНИ) с переходом на меньший типоразмер головки — это вполне реальный показатель. Собственно, в этом и состоит один из недостатков мидбасов уменьшенного диаметра: достижимый для них «потолок» звукового давления несколько ниже.
Второй и при этом последний недостаток — басовые возможности. Естественно, никто не запрещает делать «пятёрки» (да хоть бы и «четвёрки») с точно такой же частотой резонанса, как и у «шёстёрок». Но тогда чувствительность будет ещё ниже, и такому басовитому мидбасу может уже не хватить мощности усилителя головного устройства. А мощность, приходящая на головку от внешнего усилителя, как и всегда, ограничена возможностями рассеивания тепла на звуковой катушке. Что из этого следует? Что, во-первых, акустика с пятидюймовыми мидбасами не способна отыграть «весь» бас, тогда как среди «шёстёрок» экземпляры с такими возможностями всё же встречаются. Что, во-вторых, даже при работе с сабвуфером частоту сопряжения надо выбирать несколько выше, как правило, не ниже 90 Гц. Кстати говоря, наша устоявшаяся программа измерения КНИ включает в себя, в том числе, измерения на частоте 80 Гц, а эта частота у некоторых из участников заметно ниже частоты резонанса, соответственно, уровень гармоник тут довольно высокий. Третье следствие вытекает из второго: не стоит пытаться соединить в одной системе «пятёрки» и двенадцати-, а то и пятнадцатидюймовый сабвуфер. Если, конечно, в вашей системе фронты не занимают подчинённого положения. Природа, знаете ли, любит гармонию, десятидюймовый сабвуфер для пятидюймовых фронтов — самое то.
Средняя чувствительность для компонентной акустики из нынешнего теста находится около отметки 87,5 дБ/Вт (1 м), но мы будем считать (как и всегда для данного типоразмера), что «много» — это когда выше 89 дБ/Вт. Разумеется, средняя чувствительность зависит и от отдачи твитера, и от формы АЧХ мидбаса на верхней середине. Обычно мы отмечаем, что характерный для «нашей» акустики перекос от средних частот к верхним у «пятёрок» выражен более ярко (ещё ярче — у «четвёрок», но сейчас не про них). В сегодняшней группе этот эффект оказался заметен меньше обычного. Возможно, оттого, что пищалки нынче стремятся сделать «крепче» и дешевле, а значит, и чувствительность у них становится ниже.
Если помните, применительно к сабвуферам мы обычно говорим о том, что с ростом типоразмера полная добротность имеет тенденцию к возрастанию или, наоборот, с его уменьшением падает и добротность. В отношении мидбасов такое сказать нельзя: стремление обойтись меньшим магнитом приводит к тому, что у «пятёрок» добротность в среднем не ниже, чем у мидбасов калибра шесть дюймов. Естественно, среди компонентных мидбасов сравнительно редки головки с откровенно «бумбоксовой» добротностью выше единицы. Для них норма — полная добротность от Баттерворта (0,707) до 0,95. Это говорит о том, что в первую очередь они рассчитаны на монтаж в двери, которые для данного типоразмера (в отличие от «шестёрок») дают неплохое приближение к акустическому экрану (free air).
Достоинств у «пятёрок» примерно два, но в иных случаях они могут перевесить равные по численности (если обратили внимание) недостатки. Главное достоинство — расширенная характеристика направленности. Поскольку «шестёрки» в наших тестах появляются заметно чаще, то даже при беглом знакомстве с графиками АЧХ пятидюймовой акустики можно заметить, что «50-градусная» характеристика выглядит у них гораздо интереснее. Вернее — так: выглядит скучнее, что применительно к АЧХ означает интереснее, чем горные пейзажи, выписываемые в идентичных условиях типичными «шестёрками». На практике даже при выборе для инсталляции штатных мест салона (расположение которых чаще всего далеко от оптимума) вы имеете больше шансов получить ровное звуковое поле на позициях водителя и пассажира. Второй плюс относится уже к продвинутой инсталляции — для «пятёрок» всё же легче подобрать акустически оптимальное место и/или ориентацию оси, нежели для «шестёрок». Кикпанели в число популярных у нас в стране вариантов монтажа так и не вошли, а именно в этой, нередко показывавшей очень интересные результаты, позиции пятидюймовые мидбасы приживаются гораздо легче, поскольку требуют меньшего объёма.
Попутно возникает вопрос: годится ли пятидюймовая двухполосная акустика для расширения её до трёх полос? Начнём с того, что компонентные «четвёрки» для этой цели предпочтительнее — те же самые плюсы у них ещё «плюсее». Но могут быть обстоятельства, когда в трёхполоску просится пятидюймовая акустика. Это если вы будете создавать истинно трёхполосную систему, без сабвуфера. «Как у себя дома». В такой системе басовые головки калибра 8 — 10 дюймов могут создавать весьма солидное звуковое давление, чтобы «серединки» им как-то соответствовали, будет разумно поискать их среди «пятёрок». Как подбирать пятидюймовые компоненты для такого варианта использования? Да как всегда — сообразуясь с формой АЧХ. Но в отличие от «основного» варианта использования можно, в сущности, не принимать в расчёт басовые возможности мидбасов, поскольку тут они будут уже не мидбасами, а среднечастотниками.
Конечно, сказано не всё, что можно было бы, например, ни слова об устройстве «плюсов» — то есть кроссоверов с пищалками. Но это оставим на вторую часть теста, в более дорогих системах эти компоненты дадут больше пищи для ума. А мы переходим к «обязательной программе» — перечислению конструктивных особенностей компонентов, которые в описании их устройства будут приниматься как сами собой разумеющиеся. Корзина мидбаса отштампована из стали. Подвес резиновый, ширина его 9 — 9,5 мм. Диаметр звуковой катушки 25,4 мм. В подтверждение выкладок, касающихся предельной мощности — копипаст из недавнего теста «шестёрок» той же ценовой категории: «Материал подвеса — резина, ширина его 11 — 12 мм. Диаметр звуковой катушки 25,4 мм».
Центральный колпачок выпуклый пластиковый. По части высоты магнита на сей раз обойдёмся без умолчаний, поскольку все три типовых значения (10/12/15 мм) встречаются с почти одинаковой частотой. Рамка решётки дополнительного барьера на пути акустического короткого замыкания не создаёт, если рамки с решётками производятся отдельно от головок, то иначе и быть не может. Для подключения акустического кабеля служат контакты под всем понятные клеммы-«лопаточки». Форма мембраны твитера — купол, фазовыравнивающее тело в конструкции пищалки не предусмотрено (если, конечно, не сказано иного). В состав монтажных принадлежностей входит корпус для установки в толщу материала, так называемая «чашка». В составе кроссовера используются катушки без магнитного сердечника и электролитические неполярные конденсаторы.
Сколько мы там пятёрок с плюсом набрали? Десять? Эх, мне бы их в дневник в детстве…
МЁД & ДЁГОТЬ
В целом, надо заметить, группа выступила неплохо, лучше других — четверо, они сегодня отличники и хорошисты. На звание «Лидера» обоснованно претендует Ivolga, чего, не будем скрывать, не совсем ожидали. Заявка удовлетворена. По звучанию с «Лидером» может выступать на равных ESX, а по громкости — Prology. Эти двое становятся «Фаворитами», притом что пришли к этому званию разными путями. Рекомендованный компонент — Alpine.