ВОЛШЕБНЫЙ ПОРОШОК
Студия: «Урфин Джюс»
Руководитель проекта:Алексей Голышин
— Сейчас я посмотрю, на что ты способен, — сказал Урфин. — Маршировать умеешь?
— А что это такое, хозяин?
— Маршировать — это значит ходить, отбивая шаг, поворачивать по приказу направо, налево или кругом.А. Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», 1963
До блаженства оставалось едва,
До покоя оставалось немного.
Но дорога слишком гладкой была,
А я не верю гладкой дорогеПесня «Автомобиль без управления»,
гр. «Урфин Джюс», А. Пантыкин — И. Кормильцев, 1982
Почему студию назвали «Урфин Джюс», я забыл спросить. Конечно, можно было позвонить Алексею и выяснить, но это банально и недостойно работника пера. Буду разумно предполагать.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + фронтальный сабвуфер
- Источник: Pioneer DEX-P90RS
- Процессор: Pioneer RS-P70xII
- Усилители: E.O.S. Classic 50, E.O.S. AE-350.1
- акустика: Dynaudio MW 162GT, Brax Nox 28
- Сабвуфер: Dynaudio MW 182
Что же всё-таки стало источником вдохновения? Московский сказочник 60-х или свердловские (тогда ещё) рокеры 80-х? Я приготовил по эпиграфу для каждой гипотезы, а потом не смог отвергнуть ни один из них. Оба подходят. Сказочный, потому что задача студии — вдыхать жизнь в неодушевлённые с точки зрения звука предметы и учить их, оживших и заговоривших, делать как сказано. А вторая цитата? Тоже катит, причём сразу по многим пунктам. Автомобиль? Да вот он. Управление? Пришлось и этим заняться. Гладкая дорога к блаженству? Сами потом увидите, какую предпочли в «Урфине Джюсе». Гладкая шла по минному полю…
Говорят, что сапёр ошибается дважды. Второй раз редко остаётся незамеченным окружающими, первый же происходит в тишине, это когда сапёр решает стать сапёром. Car audio — не минное поле, обходится без драмы, но и здесь встречаются свои «неизвлекаемые мины». И тогда установщик хватается за голову и думает: «Зачем я с этим связался?!.» Всё чаще умелые руки установщиков оказываются воздетыми к небу по этому поводу потому, что чем современнее автомобиль, тем больше мин. Вот, например, Volvo. Парктроник объединён с телефоном и аудиосистемой, вся система разбросана по автомобилю, связь по оптике, какой компонент ни тронь, он начинает хвастать своими тесными связями с бортовым компьютером, дескать, только тронь — хуже будет…
КАКОЙ КОМПОНЕНТ НИ ТРОНЬ, ОН НАЧИНАЕТ ХВАСТАТЬ СВОИМИ ТЕСНЫМИ СВЯЗЯМИ С БОРТОВЫМ КОМПЬЮТЕРОМ
А трогать пришлось. Во всех отношениях С30 — автомобиль отменный, с широкими функциональными возможностями и высоким уровнем комфорта. Всем хорош, но по части аудиосистемы конструкторы «в масть» самым традиционным образом не попали. Функциональность и удобство — не поспоришь, тут действительно претензий нет, а вот качество звучания… Широкополосные динамики и компактный маломощный импульсный усилитель — не самый прямой путь к наслаждению.
На первый взгляд отказаться от штатного головного устройства не было никакой возможности. Но это только на первый. Внимательное изучение «минного поля» показало, что парктроник и телефон с некоторыми ухищрениями можно отделить от собственно «музыки». Так и поступили, CD-привод и радиоприёмник ампутировали, а оставшаяся парковочная электроника общается с водителем через штатные тыловые динамики. Нечего прохлаждаться, путь пользу приносят… Для телефона установили небольшой динамик в недрах торпедо.
С этого (и только с этого) момента задача инсталляции стала выглядеть привычно: максимум возможного качества в пределах разумного бюджета. Комплектующие и реализация — на усмотрение исполнителей.
На роль источника сигнала выбрали Pioneer DEX-P90RS в связке с процессором Pioneer RS-P70xII. Помимо очевидных причин выбора 90RS была ещё одна: опыт предыдущих установок с этим источником показал, что Pioneer устойчиво работает в несвойственном ему «раздвоенном» состоянии, когда панель управления отделена от основного блока и общается с ним по длинному шлейфу. А разделять источник сигнала пришлось: характерная «летящая» консоль Volvo совершенно не сочеталась с пионеровской панелью, в ином контексте способной послужить лишь украшению интерьера. Панель управления (a.k.a. «морду») решено было установить на потолке салона, «по-самолётному». А основной блок (не буду писать, как его называют, сами знаете) — на место штатного дискового привода, так что на первый взгляд в салоне ничего не изменилось. Шлейф, соединяющий «лицо» и «тело», уложен по правой стойке и скрыт облицовкой. Шлейф, заметим, трёхметровый, далеко не всякая «голова» при этом соглашается «поворачивать по приказу направо, налево или кругом».
Остальная часть системы выполнена по проверенным временем рецептам. В свете предъявленных требований структура определилась сразу: двухполосный фронт с поканальным усилением и, разумеется, сабвуфер. Вот только его расположение в машине прошло не по «гладкой дороге». Решено было поставить саб самым правильным образом, а это означает — сделать его фронтальным. Ради высокого искусства и качества звучания пожертвовали бардачком, внутри которого теперь находится необычных пропорций вытянутый стеклопластиковый закрытый корпус. Объёма, таким образом, удалось набрать около 12 л.
Сабвуфер для системы такого уровня требовался самый музыкальный — поэтому никаких фазоинверторов, только закрытый корпус, поскольку требуется скорость, глубина и рельеф баса. На эту должность был назначен Dynaudio MW 182 — десятидюймовый сабвуфер с 4-дюймовой звуковой катушкой в обращённой магнитной системе, все дела… Вот только рекомендованный для этой головки объём закрытого ящика существенно больше, чем для многих автомобильных «десяток», ровно вдвое больше, чем удалось отвоевать у бардачка. По предварительным прикидкам получалось, что ниже 40 Гц он «в предложенных обстоятельствах» играть не станет. Отказываться же от динамика с легендарным качеством баса (не количеством и не глубиной, а именно качеством, хорошо изученным продвинутыми (и небедными) домашними аудиофилами) не хотелось. Уже приготовили аргументы самоуспокоения. Мол, в «несинтезаторной» музыке частот ниже 40 Гц реально нет или почти нет. Для контрабаса минимум — 41 Гц, для пятиструнной бас-гитары — 38 Гц. Среди музыкальных инструментов классического толка самые низкие ноты даёт рояль — 27 Гц в субконтроктаве, и эту клавишу даже Рахманинов не трогал… Орган (настоящий, из собора) может сыграть и ниже — до 16 Гц, но любителей слушать хоралы и фуги в машине на удивление мало. В общем, практически смирились с неизбежным, забыв, что электроакустика не арифметика, здесь больше четырёх действий и результаты могут порой оказаться слегка в стороне от предсказанных. Иногда — в лучшей стороне. Но это выяснилось позже, да и у нас будет показано в своё время. Пока же создатели системы перешли к фронту в его традиционном понимании. Планка качества была установлена сабвуфером, так что и мидбасы взяли Dynaudio модели MW 162GT. От такой же модели без суффикса GT они отличаются штампованной, а не литой корзиной с двумя следствиями: меньшей установочной глубиной и более посильной ценой. Первое отличие сильно способствовало успешному монтажу, да и второе заказчику лишним не показалось. Установлены мидбасы вполне традиционно — в доработанных штатных местах со всеми полагающимися мерами по вибродемпфированию. Что же касается пищалок, «монобрендовой» опции предпочли эксперимент и выбрали на эту роль представителя новой волны автомобильного хай-энда — Brax Nox 28. Пищалки установили в треугольниках зеркал, не лишив их при этом присущей им функции подвода воздуха для обдува боковых стёкол.
Багажник почти не изменился, хотя именно там, под фальшполом, и скрыты все остальные компоненты аудиосистемы: процессор и усилители. Для фронта применили аудиофильский E.O.S. Classic 50, решение оптимальное для процессорной системы с претензиями: здесь нет лишних для таких систем встроенных фильтров. На сабвуфер поставили моноблок достаточной, но отнюдь не чрезмерной мощности E.O.S. AE-350.1. Объём багажника сохранён, даже запаска осталась на отведённом для неё месте. А заиграла машина, как будто посыпанная волшебным порошком Урфина Джюса…
Панель управления головным устройством расположилась «по-самолётному», на потолке
Если позволяет гибкость в суставах, сабвуферу можно заглянуть в лицо
Суровая скандинавская стилистика «летящей консоли» не допускает даже мысли о внедрении сюда инородного элемента. Пусть и самого высококачественного…
Из бардачка было вырезано и удалено всё, что можно…
…но и в этом случае, чтобы набрать минимальный литраж, корпус сабвуфера приобрёл «далеко идущие» пропорции
Решение: штатная «голова» выпотрошена…
…и распотрошена так, чтобы установить основной блок «Пионера» на место штатного CD-транспорта
По ходу дела решено было и салон несколько подправить
Вся работа по имплантации MW 162 GT в двери — внутри. Снаружи — только штатный декор динамиков
«Природа не терпит пустоты?» А заказчик готов потерпеть…
Крупные пищалки Brax удалось поставить в треугольники зеркал, не нарушив функции подвода воздуха к боковым стёклам
Электронная начинка поместилась в нише запасного колеса. Вместе с колесом и домкратом…
SQ
Первое, что произвело впечатление — роскошная, иначе не скажешь, звуковая сцена. Высота её — стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине — безошибочная. Бас — фронтальный, это даже не обсуждается, обсуждается то, что он исключительно чёткий, филигранный и, замечу, не даёт повода жаловаться на недостаток глубины.
Тональный баланс достоин всяческих похвал. Прямо подряд по всем трекам — от нижнего баса до самого ультразвука — практически не к чему придраться. Трио контрабасов — живое, акустические гитары — насыщенные и глубокие. В области средних частот есть небольшие шероховатости, но не критичные. Звучание скрипок и флейты мягкое, но детальное. Мужскому вокалу немного не хватает солидности. Женский вокал яркий, но не раздражающий.
Макро- и микродинамика — великолепны. Детальное звучание акустических записей ничуть не уступало плотному саунду жёстко компрессированных электрогитар. И даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу.
Но лучше и эмоциональнее всего звучал Pink Floyd («Dark Side Of The Moon»). Этот альбом хоть и не входит в нашу «обязательную программу», но являет (на мой взгляд) идеальный баланс всех составляющих музыки.
RTA
Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках: на уровне левого и правого ушей и прямо перед носом. Ход усреднённой по данным трёх замеров АЧХ прежде всего реабилитировал тонкий и лёгкий MW 182. Помещённый в объём, существенно меньший оптимального, он немного запротестовал, показав подъём в районе 50 — 63 Гц, но ниже взял себя в руки, призвал на помощь передаточную функцию небольшого по размерам салона и дотянулся до самых басовых глубин без особых потерь в звуковом давлении. В области голосовых формант заметна небольшая ямка, поэтому мужские голоса звучали несколько отстранённо. Выше 1 кГц АЧХ хотя и не идеально плоская, но очень близка к этому. На 10 — 15 кГц заметен подъём, он придаёт звучанию своеобразие, не лишая правдоподобия.