измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПРИКЛАДНАЯ НУМЕРОЛОГИЯ
Мне казалось, что такой заголовок в журнале был, применительно к какой-нибудь новомодной цифровой приблуде. Проверил — не было (что странно). Или не нашёл (что маловероятно). Решено: беру…
Kenwood KDC-4554U | Philips CEM3000/51 | Clarion CZ201E | Sony CDX-GT5600UE | Pioneer DEH-3400UB
В прикладных задачах и примерах участвуют номера годов (с отсчётом от известных событий в небольшом городке на севере Израиля) и номера моделей, использованных производителями головных устройств. Общая картина такова: в сегодняшней группе доминируют модели нынешнего года. Так это у нас планируется уже не один год: к моменту работы над тестом «слегка продвинутых» головных устройств к дистрибьюторам поступают аппараты текущего года. Правда, в 2012-м мы так и не дождались нового JVC, да и Clarion пришлось брать из линейки 2011-го. Но не будем винить сотрудников ГТК — нынче они особенно много занимаются инновациями, на рутинную работу времени остаётся мало.
Вот теперь уместно будет освежить в памяти систему обозначений моделей CD-ресиверов разных производителей, в том числе и тех, которые не вошли в нынешнюю группу.
У аппаратов Clarion всё просто — последняя цифра индекса модели соответствует единицам номера года от сами знаете чего. К примеру, в сегодняшнем тесте участвует аппарат с обозначением CZ201E, хотя мы бы предпочли увидеть модель CZ202E. Но, как было говорено, функциональные различия между аппаратами одной ценовой группы, но относящимися к соседним (по времени) линейкам незначительны. В частности, по нашим данным, модель 2012-го поддерживает тэги на кириллице и… Да и всё.
На единицу опережает календарь вторая цифра в обозначении модели у аппаратов Alpine. Например, уже появились CDE-131R, CDE-133BT 2012 года, хотя остались «головы» со 120-ми и 110-ми номерами. Но даже ультрадемократичная 111-я в диапазон до 5000 рублей не проходит, так что этот тест у нас остался без Alpine. Сами виноваты, надо быть ближе к народу.
Точно так же должны содержать цифру «3» обозначения аппаратов JVC нынешнего года. Вот только пока в России их нет (точнее, не было на момент работы над тестом), а единственная модель 2011-го из этого ценового диапазона у нас уже была. Кстати, любопытно построена ценовая политика JVC — у них довольно много аппаратов стартового ценового уровня (до 3600 рублей), также есть несколько моделей дороже 5000 рублей, а вот в вилку между этими двумя отметками в прошлом году попадала лишь одна модель, предположительно одна будет и в этом году. Когда будет…
Ещё дальше ушёл вперёд (в нумерологическом плане, в остальных — посмотрим) Pioneer. Атрибутом модельного ряда нынешнего года является четвёрка во второй позиции, вот пример из сегодняшней группы — DEH-3400UB.
Как ни удивительно (притом что «тройка» идёт нарасхват), но «пятёрка» в качестве атрибута нынешнего модельного ряда не фигурирует ни у одного из крупных (и нам известных) производителей car audio/media. Sony попользовалась этой цифрой в прошлом году, а признаком нынешнего у неё, соответственно, стала цифра «6» на втором месте в индексе модели. В частности, сегодня мы сведём знакомство с CDX-GT5600UE.
Вне зависимости от слияния с JVC аппараты Kenwood сохраняют собственную непростую «хронологию». Если признаком моделей 2010 года были цифры «47» в конце номера, которым в 2011-м пришло на смену сочетание «51», то модели нынешнего года отличаются цифрами «54» на конце. Почему не «55»? Не знаю, может, единичку в JVC забрали. Слияние слиянием, но уж нам ли не знать, что в конструкции тандема педалей две пары, а руль — один…
Как уже было замечено, отличия аппаратов нового модельного ряда от соответствующих им по уровню предшественников из прошлогодней линейки минимальны. Конечно, face lifting (по-русски — корректировка дизайна. Или это тоже как-то не по-русски?) — само собой. Может, ещё дисплей стал более цветистым. По большей части на этом всё. Конечно, мы не ждали, что у CD-проигрывателя (или тем более у тюнера) появятся новые функции. Но могли бы ожидать (будь чуть наивнее), что с алгоритмами управления аппаратом и логикой построения меню производители подразберутся и управление станет более логичным и интуитивно понятным. Однако этого чаще всего не происходит. Справедливости ради надо отметить, что у ресиверов Kenwood теперь построение меню стало более прозрачным, и мы этот факт отразили в оценке удобства. Однако не будем забывать, что перед нами сравнительно простые «головы», а по мере усложнения и разрастания их функциональных возможностей удобство пользования предсказуемо снижается.
Чтобы избежать обвинений в злопыхательстве, я процитирую генерального директора концерна Royal Philips Electronics Жерара Кляйстерли: «Цифровая революция обещала сделать пребывание людей на земле легче, но пока она только осложняет жизнь». Сказал он это семь лет назад и пообещал, что Philips с этой проблемой справится. Не берусь судить, как там в других отраслях, но у нас, как мне кажется, ситуация с пользовательским интерфейсом становится всё запутаннее — во всех смыслах. Что же касается продуктов, на которых красуется надпись «Изготавливается под контролем Philips», то лично мне кажется, что контроль сводился лишь к тому, чтобы название бренда было написано без ошибок. Личное оценочное суждение, прошу заметить и занести.
А кроме того, можно было бы ожидать (будь мы ещё наивнее), что изготовители избавятся от мелких шероховатостей в части звучания и поднимут его на уровень, который был достигнут прежде, что характерно — ими же. Но и этого не произошло, что, впрочем, закономерно. Нынешние головные устройства car audio (и тем более — car media, но сейчас речь не о них) стали напоминать многодетные семьи. Раньше у каждого был один любимчик — CD, ну и другой, тюнер, тоже, в общем, ничего парнишка. Теперь по дому бегают и орут на разные голоса и CD, и mp3, и всякие USB с айподами, всем носы вытирать некогда. Сыты, одеты — и ладно. Но всё же отношение к качеству звучания у разработчиков могло бы быть потеплее. Ну как, к примеру, объяснить, что шумы от цепей управления дисплеем прослеживаются теперь и в аппаратах без видео? Раньше их не было, а теперь (пусть не у всех) — есть. Как теперь говорят «в интернетах» — печалька…
А тут ещё программистские изыски, которые качество головных устройств как музыкального источника никак не улучшают. Вот, например, с чего это сабвуферный выход (отдельный, заметьте) по умолчанию отключён? Ну не нужен он — вы его и не будете трогать… Или — почему единственный линейный выход в исходном положении конфигурирован как Sub? Казалось бы, куда более вероятно, что к выходу (раз уж он единственный) вы подключите четырёхканальный усилитель (в режиме с одной парой входов), нежели установите моноблок, оставив фронтальную акустику на попечение усилительной «таблетки» головного устройства. Или — с чего бы это «улучшайзер» компрессии (Sound Retriever) включён уже на заводе, дайте людям самим решить, улучшать или помучиться… Или — форма АЧХ на сабвуферном выходе: даже усилители D-класса в годы их лихой молодости имели более аккуратную характеристику.
О согласовании уровней тюнера и CD даже и говорить неудобно, но придётся. Штука в том, что вещательный сигнал бывает хорошо «поджат» к максимуму и чаще всего в той или иной (чаще — «в той») степени компрессирован. В то время как на компакте компрессия всегда меньше, а пиковый уровень 0 дБ может встретиться пару раз на всём протяжении диска, а может и не встретиться. Давно экспериментально установлено, что максимальный размах сигнала тюнера (75% частотной модуляции) должен быть примерно на 6 дБ ниже, чем у CD (0 дБ), повторить эксперимент — плёвое дело. Ставите диск с Юлией Савичевой, дожидаетесь, когда её же волшебный голос зазвучит по радио (ждать придётся недолго), и сравниваете. Нынешние разработчики, конечно, об этом не ведают. Или у них Савичеву не передают.
Попутно, что называется, реплика в сторону. Аналоговый тюнер, который пережил в машине и винил (а всё начиналось именно с проигрывателей «сорокапяток»), и американские картриджи, потом кассету и мини-диск, судя по всему, переживёт и CD. По крайней мере, мы сейчас видим немало аппаратов, которые от диска уже избавились, а обойтись без тюнера по-прежнему не могут. Впрочем, эффект этот — чисто европейский. В Америке, как мне стало ясно после изучения прошлого номера, где про Лас-Вегас, смысл понятия «радио» уже изменился. XM, Pandora, все дела. И дела, заметим, цифровые, поэтому головное устройство оказывается полностью построено на «цифре», в то время как в Старом Свете происходит вынужденное преобразование «аналог — цифра — аналог» как минимум для одного «члена семьи», а возлагают это преобразование на процессор с весьма ограниченными возможностями.
Все примеры, о которых было говорено на протяжении нескольких последних абзацев, взяты из реальной жизни, более того — из нынешней, вовсе не перенаселённой группы участников теста. Чтобы снять подозрения в голословности, пора уже переходить к персональному знакомству с ними, но перед этим надо всё же дать некий обобщённый портрет участника. Будем считать, что если в описании аппарата не сказано иного, то он располагает перечисленными ниже возможностями и ресурсами. В частности: одной парой линейных выходов (с переключением режимов из Rear в Sub), а также входом Aux и слотом USB на лицевой панели (дети, дети, не шумите!). Принимает станции диапазонов длинных и средних волн, при этом для тех и других предусмотрены персональные банки пресетов. Принимает станции диапазона CCIR (87,5 — 108 МГц) и располагает тремя банками пресетов. При работе в RDS синхронизирует часы по сигналу CT и может осуществлять поиск вещателей по выбранному типу программ (PTY). Высокие технологии, не то что спутниковое XM-Radio… Проигрыватель CD отрабатывает все три сервисных функции (на сей раз от их перечисления воздержусь) и поддерживает два дополнительных режима воспроизведения (повтор и воспроизведение в случайной последовательности). Из компрессированных форматов воспроизводятся файлы mp3 и WMA — с диска и накопителя USB. Браузер независимо от того, как он там выводит папки, позволяет свободно выбрать нужный файл в папке, а не начинает проигрывание первого из них. Воспроизводятся CD-текст и тэги, по меньшей мере, в тех же упомянутых форматах. Но — на латинице, про кириллицу разговор будет в пункте «Личное дело». Для участников сегодняшнего теста вводим ещё один штрих портрета: по USB осуществляется управление плеерами семейства iPod (и iPhone), что, однако, не помешает нам с завидным постоянством вносить эту функцию в категорию достоинств. Кстати, для тех, кто почему-либо до сих пор не обзавёлся айподом, поясняю, что знаменитый плеер осуществляет разбиение файлов по следующим группам (точнее, разбиение осуществляет программа iTunes, но для нас сейчас это несущественно): Playlists, Artists, Albums, Songs, Podcasts, Genres, Composers, Audiobooks. Итого, значит, восемь категорий, при контакте с айподом головное устройство может видеть не все из них, и мы будем указывать, сколько именно видит. И ещё станем отмечать, когда он справляется сам с разблокировкой плеера, если тот был выключен. В общем случае после подключения «плеера века» он запрашивает у вас разрешение на разблокировку и только после получения адекватных управляющих воздействий позволяет «помыкать» собой внешнему аксессуару, которым, с его точки зрения, и является головное устройство. Гордый потому что. Ну а мы — не гордые, так что пойдём по порядку.
МЁД & ДЁГОТЬ
В победителях оказался Pioneer, но нельзя сказать, чтобы его отрыв от конкурентов стал драматическим. Ещё двое участников буквально наступают «Лидеру» на пятки, по итоговой оценке отстав всего на полбалла. Это Clarion и Sony. Из этих двоих звучание первого понравилось нам несколько больше, поэтому Clarion на этот раз становится нашим «Фаворитом», а Sony получает «Рекомендацию».