РЕЗЮМЕ ПРИЛАГАЕТСЯ
Вы случайно не занимаетесь руководящей работой в нашей отрасли? Или, может быть, знакомы с теми, кто ей занимается?
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Lightning Audio LA-4100 | Kenwood KAC-7405 | Ground Zero GZIA 4115HPX | Ivolga SH-50.4 | ESX SE460 | Precision Power S320.4 | RevoltSS 85.4 | MB Quart FX4.70
Тогда попросите сами себя (или тех, кого знаете) отобрать из резюме, присланных взыскующими нового рабочего места те, где знание иностранных языков сочетается со знанием существа вопроса. Фактически, а не в воображении взыскующего. Теперь давайте вместе посмотрим на пустой стол, образец офисной культуры.
Вспоминаю старые времена, когда законодательство не требовало русских инструкций, а нерусские писались так, что время на их изучение запросто можно было считать нерабочим, хотя и оплачиваемым.
Теперь у нас на дворе глобализация, инструкции пишутся сразу на всех языках, и вот скажите, если вы сами или знаете тех, кто знает, то как бы вы поступили, из двух вариантов?
Вариант 1. Поручили работу по составлению инструкций (а именно о них в данном случае идёт речь) персоналу, знакомому с иностранным языком и с существом вопроса.
Вариант 2. Поручили тому, кто не вправе отказаться, составить инструкцию «на все случаи жизни», не вдаваясь в технические тонкости, и легко, без интеллигентской рефлексии, переживающему трудности перевода? Не надо, не отвечайте. Мы к инструкциям ещё вернёмся, и вы увидите, что сказанное выше было неспроста, а пока всё же обратимся к технике.
Она со временем меняется (© Капитан Очевидность). Применительно к головным устройствам этот факт очевиден более всего, в отношении сабвуферов и акустики изменения, если постараться, найти тоже можно. Что же касается усилителей (если оставить в стороне внедрение импульсных схем), то тут изменений как будто и нет. Казалось бы, усилитель мощности он и есть усилитель мощности — чему тут меняться?
В такой постановке вопроса, наверное, действительно, меняться нечему. Если басовые усилители постоянно «накачивают мышцы», то среди широкополосных мощности если и растут, то очень незначительно. Разве что реже стали встречаться аппараты с выходом 45 — 55 Вт на канал (на 4 Ом), но и отметку 90 Вт пересекают очень немногие. По крайней мере, если не выходить за рамки начальной ценовой категории. Но, как мы с вами знаем, автомобильный усилитель это далеко не только усилитель мощности — там ещё фильтры, буст, дистанционный регулятор… Если число каналов больше двух, добавляется ещё и переключатель режимов. Уже по этому признаку становится ясно, что четырёхканальный усилитель не сумма двух двухканальных. По меньшей мере, не всегда так.
Как было уже не раз говорено, развитие техники идёт двумя встречными направлениями, одно из них — универсализация, другое — специализация. К примеру, широкое распространение входов высокого уровня — результат универсализации: усилитель должен работать и с такими источниками, у которых нет линейных выходов. Ту же тенденцию отражает переключатель режимов работы (4/2 входа). (Кстати, наличие такого переключателя в четырёхканальном усилителе мы считаем нормой и, соответственно, его отсутствие рассматриваем как недостаток.) А вот характеристики фильтров чаще всего отражают противоположную тенденцию — специализацию.
Давайте в очередной раз вспомним, какой диапазон изменения частоты среза требуется для разных вариантов использования усилителей. Если этот диапазон для фильтров ВЧ и НЧ помещается между 50 и 220 Гц, усилитель может работать с сабвуфером и/или с широкополосным фронтом. Или с фронтом и тылом, если фильтр ВЧ можно включить в обеих парах каналов. Эти два варианта использования являются наиболее традиционными и самыми распространёнными (нравится нам это или нет). Наличие фильтров НЧ в обеих парах каналов с доводами разума связано не напрямую. Если вы в обеих парах каналов включаете фильтр НЧ, значит, там и там у вас стоят сабвуферы. А для подключения двух сабов куда логичнее задействовать один басовый усилитель, нежели привлекать для этой работы четыре широкополосных канала. Такое фильтровое вооружение никак не добавляет универсальности. Приведённое выше рассуждение относится и к басовому регулятору, в пределах нынешнего теста его присутствие лишь в одной паре каналов будем считать естественным и разумным решением, а наличие в обоих к числу достоинств относить не станем, ибо на фига?
Чтобы можно было трёхполосную акустику подключить би-ампингом (что в тенденциях нашего времени уже не изыск, а штатная схема для всё возрастающего числа моделей трёхполосок, по моим сведениям, только в этом номере таких моделей в разных рубриках появилось две), диапазон перестройки фильтров должен быть расширен до 1000 Гц и уж по меньшей мере — до 500 Гц. Почему-то часто встречается такая реализация, когда у фильтра ВЧ диапазон достаточно широкий, а у фильтра НЧ он уже. Получается, что комбинацию из СЧ и ВЧ-головок (с пассивным делением полос между ними) вы подключить можете, а НЧ-звено надо подключать к какому-то другому усилителю или через какой-то другой кроссовер. Ну, и крутизна спада. Купольные «серединки» очень неуютно себя чувствуют вблизи частоты резонанса, а он у них может составить и 700 и 850 Гц. И если эффективная крутизна спада фильтра ВЧ 6 дБ/окт. или около того, подавление на этих частотах будет недостаточным, что приведёт к росту нелинейностей в том частотном диапазоне, где наш слух особенно к ним чувствителен. Головки с конусным диффузором к низкочастотным перегрузкам не столь чувствительны, но мы по-прежнему считаем, что фильтр с крутизной спада 9 дБ/окт. или меньше — это как бы не совсем фильтр, и оценки он заслуживает не совсем высокой.
Чтобы можно было подключить би-ампингом обычную двухполосную (либо три-ампингом — трёхполосную) акустику, диапазон перестройки фильтров должен быть ещё шире — до 4 кГц как минимум. И опять же крутизна спада не должна быть особенно низкой. Между прочим, диапазон от 1 до 3 кГц в нашей технике чаще всего остаётся невостребованным, и если область перестройки фильтров этот диапазон «пропускает», то на их универсальность этот факт практически не влияет. Впрочем, фильтры с таким «окном» встречаются очень редко.
Естественно, от возможностей фильтрового хозяйства зависит и «ареал» усилителя, то есть область вариантов его применения. То есть тоже специализация. Но если бы она была ограничена лишь фильтрами, у нас и не было бы повода говорить о каких-то изменениях в устройстве четырёхканальных усилителей. Может быть, помните, в тесте двухканальных усилителей прошлого номера был зафиксирован один участник, у которого одновременно с включением фильтра НЧ входы становятся монофоническими (и суммирующими)? Сегодня аналогичная особенность была отмечена у двух (из восьми) четырёхканальных участников, и, конечно, знать о ней нужно.
А вот инструкции к усилителям такой возможности вам не предоставляют. Там может быть куча полезной информации, начиная с требования отключить аккумулятор перед началом монтажных работ и заканчивая недавно, видимо, открытыми формулами расчёта импеданса головок при их последовательном и параллельном включении, но такую информацию там найти не удастся. Точно так же, как нет там пояснений о работе линейных выходов. То есть простой вопрос «а что туда приходит»? в случае с четырёхканальниками перестаёт быть таким уж простым. Вариант первый и, казалось бы, наиболее логичный: выходы повторяют входы каналов 1 и 2. Вариант второй: на выходы приходит сумма входных сигналов двух левых (1 и 3) и двух правых (2 и 4) каналов. Оба этих варианта позволяют подключить четырёхканальный усилитель к «голове» с одной парой выходов, во втором варианте вы попутно можете сформировать нефейдерный сигнал из входов Front и Rear — он пригодится для подключения басового усилителя. Но бывают, оказывается, и другие варианты, когда линейные выходы монофонические, и на них поступает сумма двух (L и R), а то и всех четырёх входных сигналов, притом коэффициент передачи каждого из них 0,5 и 0,25 соответственно. Тут ситуация аналогичная: из стереовыходов сделать моно не проблема (любой моноблок это сделает самостоятельно без каких-либо усилий с вашей стороны), а вот из моно сделать стерео куда труднее. Даже при наличии измерительного оборудования далеко не сразу удаётся понять, что именно происходит с выходами, а наставления на этот счёт согласованно хранят молчание, соответственно, требовать при покупке каких-то пояснений от продавца тоже бесполезно. Получается, что инженеры вкладывают в свою разработку определённую идеологию, но до авторов наставлений эта идеология не доходит, инструкция пишется на всю серию, и информация о различиях между моделями там сведена к минимуму. Это делает мою нынешнюю работу ещё более важной и полезной для общества, чем она была всегда (а она всегда была, что уж там).
Гордый своей нужностью народу, перечень «умолчаний» применительно к усилителям я уложу в два предложения. Вот они. Все усилители специфицированы для работы на нагрузку с минимальным импедансом 2 Ом или 4 Ом — в мостовом режиме. Басовые регуляторы функционируют независимо от выбранных фильтров. Раньше нужно было третье: «Линейные выходы прямые, если…» На этот раз не нужно, прямых выходов сегодня ни у кого нет.
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное число баллов набрал Revolt — аппарат, выполненный на достойном техническом уровне, невзирая на невысокую цену. Правда, можно дискутировать о полезности принудительного перехода в моно при включённом фильтре НЧ, однако при его использовании по двум «народным» схемам включения эта опция никому не мешает. «Лидер». Ещё двое уступили победителю по одному баллу: Ivolga и Precision Power. У первого перевес в оснащении, у второго самые мощные фильтры, понятно, что для разных вариантов использования больше подойдёт либо один, либо другой. Но в общем зачёте отдать предпочтение кому-то из них мы не можем, потому оба — «Фавориты». «Рекомендаций» будет тоже две, но их адресаты похожи куда меньше. MB Quart — породистый и в заявленных ценовых рамках не самый дешёвый аппарат, а Lightning Audio, собравший достоинств не меньше (в цифровом выражении), оказался исключительно доступным в выражении ценовом.