ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Из многочисленных поединков между школами и концепциями, в разное время случавшихся в нашей отрасли, исход этого представляется несомненным.
Oxygen Audio MP504 | Farenheit TID-735NRBT | Sony XAV-63 | Kenwood DDX4051BT | Jensen VM9424R | Prology MDN-2640T
Речь — об оптимальном форм-факторе автомобильного AV головного устройства. Если на время не брать во внимание всевозможные паллиативы — однодиновые «головы» с дисплеем той или иной степени миниатюрности, участники поединка — однодиновые головные устройства с убирающимся экраном и двухдиновые с экраном такого же размера, пусть не всегда совсем уж фиксированным, но точно не убирающимся внутрь корпуса.
Двухдиновые однозначно побеждают, причин того, как всегда, несколько, они рождаются как бы независимо, а потом переплетаются, производя конечный результат.
Первая причина: несравнимо более простая конструкция двухдиновых комбайнов. У них либо вовсе нет привода лицевой панели, либо есть, но его кинематика не идёт ни в какое сравнение с механизмами «кувыркающихся» дисплеев однодиновых аппаратов, а это влияет сразу и одновременно и на цену, и на надёжность, причём в очевидно противоположную сторону.
Второе, немедленно вытекающее из первого: есть надёжность теоретическая, наработка на отказ, есть — практическая. К примеру: дорожный атлас или мобильный телефон, кем-то сдуру положенный на приборную панель и сверзившийся оттуда по заветам сэра Исаака Ньютона, легкомысленно высунувшийся механический экран либо снесёт, либо повредит, мимо же плоскомордой «головы» двойного размера пролетит, нанеся ущерб лишь себе. Столь же вдохновляющие результаты могут быть получены даже путём энергичной жестикуляции вблизи источника аудиовидеоинформации. Как в таких условиях рассказать водителю анекдот из одесской жизни так, чтобы его развлечь, а не разорить?
С другой стороны, но к той же точке идут, так сказать, землевладельцы — автопроизводители, размечающие участок под установку головного устройства. Привычные после всех этих лет «шесть соток» стандарта DIN уже не в ходу, предлагают сразу двенадцать.
И ещё одно: в однодиновом корпусе, часть которого занята спрятавшимся туда дисплеем, а в оставшемся объёме постоянно (пока ещё) прописан дисковый транспорт, места под остальные узлы остаётся мало, неспроста у продвинутых «раскладушек» внешние блоки не редкость. Если же их нет, возникает обоснованное подозрение, что следствием тесноты стало либо упрощение начинки, либо ухудшение некоторых показателей, связанных с взаимным влиянием компонентов и узлов.
Стараниями (в первую очередь) сравнительно молодых производителей и брендов мультимедийные головные устройства становятся всё доступнее, и здесь по понятным причинам лидируют именно «головы», лишённые какого-либо приводного механизма экрана. Например, сегодняшний тест открывает аппарат с ценой 400 госдеповских рублей, до этого рубежа, как кажется, прежде ещё никому не удавалось дойти. А за 550 тех же самых денежных единиц вы уже получаете аппарат с навигационной системой, пусть и не самой навороченной, но вполне функциональной. Что вам ещё надо?
А много чего. Прежде всего — чтобы видео воспроизводилось с высоким качеством, чтобы звук был аудиофильского разбора, чтобы пользовательский интерфейс был понятен с одного взгляда… Стоп. Вы платите реальные деньги и получаете реальное, а не идеальное качество. Если кому-то захочется потратить нереальные деньги, то… Ну, не знаю, получит ли он и качество нереальное.
Думаю, никто особенно не удивится, если я скажу, что аудиовизуальные устройства становятся всё более «общительными», возможности их интерфейса понемногу расширяются. Так, в сегодняшней группе не встретилось ни одного аппарата без входа для подключения камеры заднего обзора. Прежде бывало и так, что под «беззвучный» вход видео предлагалось задействовать AV-вход, и благо, если ещё их было два. А теперь у подавляющего большинства участников вход Camera спокойно уживается с двумя AV-входами. Притом что эти AV-входы, действительно, интерпретируются системой как два независимых источника. Разумеется, далеко не во всякой системе второй такой вход будет задействован, но всё же… Тем более когда конструктивно один из входов выводится на лицевую панель, то есть предназначается для оперативного подключения внешнего AV-источника, тогда как второй может быть задействован ещё на этапе инсталляции системы (например, для подключения ТВ-тюнера).
Как было уже замечено, к формату дисплеев производители в нашей отрасли относятся креативно, даже если на упаковке сказано, что формат его 16:9 (1,77:1), вовсе не исключено, что дисплей окажется «шире широкого», с соотношением сторон 1,88:1 или больше. (Прежде встречались дисплеи с «промежуточным» соотношением сторон 5:3, сегодня таких не было.) К примеру, в сегодняшней группе участников с «расширенным» дисплеем оказалась ровно половина. Вообще говоря, с геометрическими искажениями (порядка 5 — 7%), вызванными использованием такого дисплея, можно смириться. Ну разве что Стивен Сигал пятилетней давности будет выглядеть, как сегодняшний. Однако среди недорогих AV-«голов» нередко встречаются такие, у которых картинка всегда растягивается на всю ширину, и если к тому же у вас «расширенный» дисплей, то смотреть на нём материал, поступающий в формате Regular (1,33:1), скажем с тюнера, становится трудновато. Словом, мы по-прежнему считаем отсутствие в дисплее переключения формата недостатком. Между прочим, есть интересное наблюдение: у «старых» производителей car audio/media такое переключение всегда предусматривается, у «новых» — гораздо реже. Либо первым не хватает рачительности, либо вторым — хороших манер.
Помнится, ещё не так давно мы радовались на грани устройства банкета, когда кто-то из грандов отрасли впервые использовал в головном устройстве дисплей с разрешением 800 х 480 пикселей (в компьютерной технике такое физическое разрешение обозначают как WVGA). Однако применение дисплеев с повышенным разрешением не означает автоматически лучшее качество картинки, многое зависит от «железа», которое занимается обработкой сигнала. В частности, в пределах нынешнего теста два последних места по показателю разрешающей способности заняли как раз участники с дисплеями высокого разрешения. Одновременно такие дисплеи (с меньшим размером пикселя) отличаются меньшими углами обзора. Один из участников попытался нарушить эту тенденцию: по горизонтали у него углы обзора ничуть не хуже, чем у аппаратов с «обычными» (480 х 234) дисплеями. Но за это достижение пришлось заплатить величиной углов обзора по вертикали, этот показатель у него ниже, чем у кого-либо ещё. Попытка не засчитана.
Как ни парадоксально, к амплитуде видеосигнала на выходе DVD-проигрывателя на этот раз претензий не было, все участники так или иначе вписались в «правильный» допуск 1,0 ±0,1 В. В части управления айподами/айфонами определённости по-прежнему, нет. Если в наставлении (тем более на упаковке) сказано, что аппарат «создан для» первого и «работает со» вторым, — тогда да, создан и работает. Если же на этот счёт ничего не сказано, у молчания могут быть разные причины. Может, и вправду не создан и не работает. А может — разработчики не хотели выплачивать лицензионные отчисления, ведь главным заветом Стива Джобса (мир ему) было, насколько можно наблюдать, бесплатно — никому, ничего и никогда. Поэтому мы с некоторых пор проверяем «головы» на совместимость с айподом по факту, и если результат проверки положительный, то в таблице, определяющей интерфейсные возможности аппарата, аббревиатура USB переходит из графы «Слоты для твердотельной памяти» в графу «Интерфейсные шины».
А теперь вернёмся к вопросу о читаемых/нечитаемых форматах, конкретно — к MPEG4. Мне прежде думалось, что преемственность декодеров должна сохраняться неопределённо долго. То есть если у вас есть файлы (или диски, если вы — клиент Пенсионного фонда России) с фильмами, подготовленными старым (однако стандартизованным, заметьте) кодером DivX, которые читались пару лет назад почти всеми «головами», то можно бы надеяться, что они будут читаться и впредь. Не тут-то было. Когда трое из участников теста не сумели прочесть кинофильм, подготовленный кодером DIV3 (полное наименование DivX 3 Low motion), стало ясно, что подход надо менять. Мы скачали из Сети пять роликов, выполненных разными кодерами, и стали проверять технику на совместимость с ними. В таблице приведён список кодеров (по номерам роликов), как он был определён программой GSpot (без номера идёт уже упомянутый «антикварный» файл с диска DivX).
НОМЕР | КОДЕР | ИМЯ |
— | DIV3 | DivX 3 Low motion |
1 | XVID | XviD ISO MPEG-4 |
2 | DX50 | DivX 6.0.0 |
3 | MP42 | S-MPEG 4 ver.2 |
4 | DX50 | DivX 5.2.1 |
5 | XVID | XviD 1.1.0 Beta2 |
В ходе изложения результатов теста я буду упоминать, сколько файлов MPEG4 из этого списка тестируемому аппарату удалось прочесть. Замечу, что, помимо старинного DivX 3, наибольшие проблемы вызывал файл, произведённый на свет кодером под номером 3.
В части удобства управления мультимедийными аппаратами ситуация продолжает выправляться. Уходят в прошлое особо заковыристые меню настройки, реже попадаются аппараты с многочисленными «дисплеями» (наборами виртуальных кнопок). Однако параллельно упрощается и функциональный набор AV головных устройств. Адресный поиск порой сводится к прямому вводу номера главки, меню установок плеера (Setup) растворяется в меню настроек «головы», а иной раз исчезает вообще. И если разработчики забыли предусмотреть кнопку выхода в меню частей (Title), то на диске с несколькими фильмами перейти, скажем, ко второму вам удастся, только «перемотав» первый (как на кассете).
Что касается воспроизведения звука, то можно отметить: кое-кто из протестированных участников воспроизводит CD с довольно высоким качеством, даже несколько неожиданным для AV-аппаратов, это говорит о том, что среди разработчиков микросхем пока что не перевелись специалисты, для которых качественный звук — не пустой звук.
Ну а теперь, как обычно, даём перечень тех функциональных возможностей и особенностей AV головных устройств, которые будут приниматься по умолчанию. Тюнер располагает тремя банками для станций диапазона ЧМ (CCIR) и двумя — для станций средневолнового диапазона. При работе в RDS осуществляется поиск по 29 известным науке типам программ (PTY) без ожидания какого-либо из них. Понятно, работает функция синхронизации часов CT (невольно вспоминается древний анекдот: «А в «Запорожце» по-другому не получается»). В дисковом проигрывателе реализованы все три сервисных функции, дополнительных режимов воспроизведения тоже три, только вместо сканирования используется режим повтора музыкального отрезка (Rep A-B). Читаются CD-текст и тэги mp3/WMA (исключений из этого правила на этот раз немного). Абсолютная полярность выхода соблюдена. Ускоренный поиск фиксированный. Адресный поиск при работе с DVD осуществляется по номеру части, главки или сквозному времени части. Исходим из того, что при воспроизведении меню DVD цифровые кнопки пульта воспринимаются должным образом (если в меню есть цифры). В режиме паузы действует память на поле, что не исключает появления зубцов на наклонных линиях. Считаем, что звук в DTS не воспроизводится (как ни странно, но исключение будет), и, как обычно, будем проводить этот факт по статье недостатков. Если в соответствующей графе таблицы сказано, что выходов звука пять, это означает, что выход на сабвуфер представлен в единственном числе. Обозначение вроде «5 + 2» указывает на наличие AV-выхода, «+2» — это и есть его выходы звука.
МЁД & ДЁГОТЬ
Лидирует после подведения итогов Sony. По совокупности звука и картинки весьма удачный аппарат, и, главное, чувствуется, что опыт разработчиков по-прежнему на них работает. «Фаворитом» теста стал Kenwood, по звуку он мало чем уступает победителю, а по картинке на своём дисплее, пожалуй, вне конкуренции. «Рекомендацию» мы со всей искренностью и с чувством глубокого удовлетворения даём дебютанту в этой категории тестов — Jensen.