ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
Прямая политика — самая лучшая политика.
Принципиальная политика — самая практичная политика.В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 14, с. 300
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Denon DCT-1
- Процессор: Alpine PXA-H800 + RUX-C800
- Усилители: Brax Matrix X4
- акустика: Brax Matrix 1.1, 3.1, 6.1PP
- Сабвуферы: Morel Ultimo-SW10
Оригинальную расшифровку аббревиатуры PP, лёгкой рукой Александра Лысенко приклеенную к компонентам акустики Brax Matrix, я приводить не буду, и не просите. Надо будет — сами найдёте.
А кстати, найдите, не поленитесь. Заходите на заглавную страницу сайта «АЗ», в окно поиска вбиваете brax pp и получаете коллекцию ссылок. Первые пять — материалы из рубрики «Системы» за последние два года, где в составе систем обнаружены Matrix 6.1 PP. В самой первой ссылке даётся уже упомянутое истолкование аббревиатуры, ещё в двух, кажется, об этом сказано вскользь, а ещё, что интересно… У вас браузер какой? Если Google Chrome, там справа появляется изображение искомой страницы, его достаточно, чтобы заметить: четыре из пяти стали «Лучшими системами месяца». Дело, разумеется, далеко не в одних мидбасах, а то всё стало бы чересчур просто, так стасовалась колода, что мидбасы эти, вместе в другими компонентами, попадали в правильно устроенные руки под управлением хорошо развитых мозгов.
В этой системе, хоть я и не удержался, чтобы в очередной раз прицепиться к забавному для русского уха и глаза сочетанию букв, интересно другое. А именно — тот самый подход, что декларирован в заголовке и поддержан мудрыми словами основателя первого в мире социалистического государства (нашего, если кто по молодости не в курсе).
Система и вправду основана на принципиальном подходе, характерном для бескомпромиссного хай-энда. Но именно принципиальном, а не упёртом, здесь налицо большая разница. Материальным воплощением упёртой модификации такого подхода стали беспроцессорные системы, в своё время составившие целый класс на соревнованиях, а позже — переставшие его составлять. Всё-таки оказалось противоестественным отвергать все богатства современных технологий, а главное — ту помощь, что они оказывают при построении высококачественного автомобильного тракта ради следования довольно искусственной схеме: «источник — стереоусилитель — катушки с конденсаторами — динамики».
Поканальная архитектура и цифровая обработка сигнала в частности и временная в особенности — неотъемлемые атрибуты автомобильного хай-энда. Это принципиально. А дальше — действительно, лучшая политика — прямая.
Основанную на таком подходе систему в этом «Лексусе» роднит с традиционной автомобильной лишь расположение динамиков и наличие головного устройства. Именно так: динамиков — расположение, а ГУ — наличие, расположение у него, мягко говоря, не совсем обычное, не самая часто встречающаяся и его модель.
Источник хай-эндного сигнала — легендарный Denon DCT-1, раритет и фигурант Красной Книги car audio. В век быстрого развития мультимедиа, компрессированных форматов и цифровых «улучшайзеров» он не смотрится анахронизмом — наоборот, благородство форм подчёркивает высокий статус аппарата. Металлическая панель, строгие ручки и кнопки, функциональность. Внутри — прецизионный транспорт, омеднённое шасси, 24-разрядный ЦАП Burr-Brown PCM1704. Хотя он-то как раз и остался не у дел — процессор в системе был предусмотрен с самого начала, а значит, здесь вступал в силу «Принцип Прямой Политики». Без всяких преобразований сигнал по оптике идёт на процессор, разумеется — лучший на сегодня, а это, как известно — Alpine PXA-H800. Здесь ЦАП сделан тоже не на микросхемах с Митинского рынка, так что эта часть тракта не нарушает хай-эндных принципов: транспорт (лучший из имеющихся) — ЦАП (тоже лучший).
Очкам место на носу, а сюда мы поставим блок управления процессором
Радиоприёмный тракт используется штатный, для этого в головном устройстве сделали линейные выходы, сигнал с которых подаётся на аналоговые входы процессора. Для управления процессором применён фирменный контроллер Alpine RUX-C800.
Дальше за сигнал отвечают компоненты Brax серии Matrix. Как уже было сказано, поканальное усиление — принципиальная особенность автомобильного High End, пассивные кроссоверы хороши в домашних системах с компактно установленными излучателями всех полос, у нас — сами знаете, что делается.
Усилители серии Matrix в полном соответствии с изложенными принципами уже на этапе создания оказываются лишёнными каких-либо фильтров, поэтому сигнал с выхода процессора поступает сразу на вход усилителя мощности, не затуманенный промежуточными каскадами на «развесных» микросхемах. А усилители мощности выполнены целиком на дискретных компонентах, по классической схеме. Высокое качество звучания обеспечивается за счёт увеличенного тока покоя, поэтому искажения сигнала типа «ступенька» отсутствуют — значит, для их подавления не требуется глубокая обратная связь, не страдает микродинамика. Высококачественные компоненты и продуманная конструкция обеспечивают стабильность характеристик.
Компоненты трёхполосной акустики заняли все три насиженных места: низ дверей, стойки и треугольники зеркал
Для усиления средних и высоких частот применён четырехканальный усилитель Brax Matrix X4, для низких частот и сабвуфера — второй такой же. Такое распределение сигнала сводит к минимуму вероятность возникновения интермодуляционных искажений: усилители не связаны между собой через общий источник питания, и потенциал каждого используется наиболее полно.
А теперь — Горбатый… в смысле динамики. Часто именно они и становятся наиболее горбатыми компонентами тракта, здесь, к счастью, это не так. На нижнем участке фронта работают мидбасы Brax Matrix 6.1 PP, установленные в нижних передних углах передних же дверей. Средние частоты воспроизводят диффузорные Brax Matrix 3.1, они — на стойках, чуть выше купольных пищалок Brax Matrix 1.1, которые разместились вполне традиционно — в треугольниках зеркал.
Частоты раздела выбраны так, чтобы поставить каждый из полосных излучателей в оптимальные для него условия. В итоге частота раздела между полосами НЧ и СЧ — 500 Гц, между СЧ и ВЧ — 3,2 кГц. Сабвуфер включается в работу ниже 63 Гц, благо басовики фронта до этой частоты дотягивают.
Сабвуферная головка Morel Ultimo-SW10 установлена в закрытом корпусе (никаких фазоинверторов, это же High End, нам нужен бас, а не «давилово»). Корпус выполнен в виде плоского ящика почти во всю ширину автомобиля, его объём 30 л. Сабвуфер расположился за спинкой заднего сиденья, головка скрыта за откидным подлокотником.
А в подлокотнике спрятано самое интересное — Denon DCT-1, основной источник сигнала. При закрытом подлокотнике ничто не выдаёт его присутствия в системе — всё, кроме динамиков, выглядит штатно. А в открытом — пожалуйста, вот он, под рукой. Правда, отсутствие пульта дистанционного управления придаёт процессу единения с музыкой некоторую пикантность — надо элегантно (обязательно элегантно, это — приказ) вывернуть правую руку назад и не спеша, как бы невзначай, нащупать нужную кнопку — не отрывая глаз от дороги. Я попробовал — получилось почти сразу, хотя за элегантность поручиться не могу, дело было без свидетелей. Да если и не получится — не беда, настоящие меломаны не прыгают по дорожкам туда-сюда, а слушают весь альбом целиком. Во всяком случае, Сергей Зайцев, хозяин машины и автор идеи такого размещения, на судьбу не жалуется.
Оставшиеся компоненты системы — процессор, усилители и буферные конденсаторы — расположились в два этажа на специальной раме. На верхнем этаже — усилители, на нижнем — всё остальное. Рама установлена в багажнике под фальшполом. Через окошко, прикрытое толстым стеклом, видны верхние крышки усилителей.
Завершает образ принципиального хай-энда выбор проводов. Все соединения выполнены жёстким одножильным кабелем (моножилой) из бескислородной меди. Метафизически настроенные меломаны полагают минимальным влияние такого кабеля на звучание — и Сергей с ними соглашается. А Виталию со товарищи пришлось эту задачу решать. Ну, положим, с межблочниками особых проблем не было — они спокойно лежат там, где их согнули и положили, благо короткие. А вот как пропустить жёсткие как не знаю что акустические кабели в двери, да чтобы они не сломались при третьем открывании или четвёртом закрывании? Вот вопрос вопросов, куда там Гамлету с его терзаниями. После долгих размышлений кабель защитили фторопластовой трубкой так, что при манипуляциях с дверью он не сгибается, а передвигается вдоль трубки. Петля кабеля изогнута по большому радиусу, и её деформации минимальны. За полгода эксплуатации нареканий по этой части не было, что только подтверждает слова классика марксизма: политика может быть принципиальной не в ущерб практичности.
Алюминий спереди, медь сзади, всё по законам хай-энда
При немалом объёме сабвуферный ящик настолько плоский, что почти не выступает в багажник
При сложенном подлокотнике самый первый элемент тракта (источник) ложится на самый последний (сабвуфер)
Усилители, процессор и буферная ёмкость заняли оба этажа откидной рамы
Стекло, закрывающее усилители, позволяет увидеть, что они идентичны во всём, кроме серийного номера. Левый — № 0005, правый почти на три сотни моложе
RTA
Откуда пойдём, снизу, как обычно? Хорошо, пошли. Суббас показывает со всей прямотой и принципиальностью, что здесь работает динамик небольшого (самого аудиофильского) калибра в большом для него закрытом ящике, отсюда и максимум давления, приходящийся на 20 Гц при ровной в целом АЧХ на нижнем басе. Что касается возможностей фронтальных мидбасов, показалось, что я их перехвалил: до частоты раздела они доигрывают с некоторым спадом, отсюда и провал на 63 Гц. Однако Карев заверил: он эту акустику знает как свои ПП (пять пальцев): система настраивалась с учётом разыгрывания мидбасов, сейчас они ещё жёсткие, через неделю-другую эксплуатации разомнутся и провал залечат сами. На остальной части АЧХ внимание привлекает разве что небольшой пик на 800 Гц, а то, что область голосовых обертонов (выше 3 кГц) воспроизводится с большим уровнем, нежели область основных тонов (400 Гц — 3 кГц), наверняка и ответственно за яркий на слух женский вокал.
SQ
При прослушивании в уши ничего не бросалось, а это — признак гладкой (необязательно плоской) АЧХ. И на максимальной, и на средней громкости звучание очень сбалансированное, слитное и при этом отменно детальное. Макро- и микродинамика отменные — и мельчайшие нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра не превращается в кашу. За это отдельное спасибо ПП и PP.
Сцена выстроена отлично: равномерно, высоко и стабильно. Размеры инструментов передаются вполне правдоподобно — рояль имеет габариты рояля, ударная установка едва умещается на капоте.
Общий тональный баланс просто великолепный — даже придраться не к чему. Бас чёткий и глубокий, явно передней локализации — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала. Единственный недостаток — излишне яркий (на мой вкус) женский вокал.