БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ
Только ленивый, кажется, не обыгрывал известное высказывание Родена: «…я беру кусок мрамора и отсекаю от него всё лишнее».
Мы тоже отметились в теме, у нас цикл статей про фильтры так и назывался: «Отсекая лишнее». Кстати, знаменитый француз работал преимущественно с терракотой, а не с мрамором, а в упомянутом высказывании он просто конкретизировал мысль, высказанную за 400 лет до него ещё более знаменитым итальянцем, Микеланджело — тот, действительно, имел дар видеть в куске мрамора готовую скульптуру, и ему оставалось лишь удалить «стены», отделяющие её от зрителей.
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Kenwood KDC-U40R | JVC KD-R537 | Prology CMD-230UR | Pioneer DEH-4400BT | Sony CDX-GT660UE
Впрочем, я не решусь утверждать, что нынешние недорогие головные устройства сродни гениальным творениям Микеланджело Буонаротти или (хотя бы) Огюста Родена. Сходство между теми и этими только в отсутствии всего лишнего, хотя причины, как я понимаю, тут совсем иные.
Кроются они в запросах рынка, даже, если в более общей форме — в его свойствах. Не хочется вдаваться в рассуждения по типу извечной дилеммы о первичности курицы или яйца, однако, действительно, интересно бы знать: то ли наш с вами спрос породил убогость предложения, то ли серость предложения вызвала к жизни убогий спрос, ориентированный не на качество, а на дешевизну. Наверное, ответ на этот вопрос надо искать там же, где и решение «куриного»: они появились одновременно (курица несёт в себе зародыш яйца, а яйцо содержит зародыш курицы). Вот вам исторический пример. Когда профессионально сработанная мебель интересовала лишь одну десятую долю населения (прочие обходились самодельными столами и лавками), изготовление предметов обстановки по определению было элитарным и являлось не столько ремеслом, сколько искусством. Как только мебель понадобилась всем, важнее стало обеспечить её долговечность при условии сохранения более или менее доступных цен. А по мере того как сроки обновления мебели стали сокращаться, линию поведения изготовителя начинает диктовать, по сути, лишь одно соображение — цена (при условии соблюдения некоторых не самых жёстких требований к качеству исполнения и стилю отделки).
Похожая ситуация была и с аудиотехникой. Подумать только: ваши дедушки-бабушки (или мои родители) по праздникам хаживали в гости к тем из друзей, у которых был Проигрыватель. (Прописная буква лучше отражает то отношение, которое к нему испытывали полвека назад.) Спустя некоторое время (вначале в Штатах, потом в Европе и ещё потом — у нас) проигрыватель «пришёл» (как говорили) почти в каждую культурную семью, но отношение к нему было по-прежнему трепетное. Даже когда это была «Вега». Счастливый же обладатель Thorens, Dual или Garrard рассчитывал на многие годы жизни с этим чудом эстетики, а конструкция объектов поклонения, как правило, соответствовала надеждам их владельцев. А поскольку от конструкции этих аппаратов зависели и их возможности (проще говоря, качество звука), и долговечность, то и многократный разброс потребительских цен на «электронику» тех времён никому не казался необоснованным.
А вот теперь попробуем перенести такую ситуацию на современные гаджеты. Можете себе представить себе High End сетевой плеер? Мне трудно. Но придётся, они уже пошли (Kaleidescape, к примеру), хотя мне по-прежнему как-то не по себе. Потому что: а) имею подозрения, что внутри самого дорогого плеера находится массовая начинка, не сильно отличающаяся от «внутренностей» куда более доступных аналогов, и б) имею уверенность, что срок жизни любого плеера невелик, поскольку непременно появятся новые форматы и сервисы. А тогда зачем платить лишнее?
Так же и с автомобильными головными устройствами. Они тоже сравнительно быстро обновляются и тоже построены на массовых комплектующих (а иных почти и нет). И точно так же потребитель в большинстве своём не склонен переплачивать за долговечность или за эфемерное качество, которое нельзя пощупать. Да и изготовитель не особенно напирает на это самое качество, потому, в том числе, что на этом почти невозможно строить рекламную кампанию. С другой стороны, возможности манёвра для изготовителя существенно ограничены ценовыми соображениями. Сформировался своего рода стандарт: головное устройство независимо от цены должно иметь минимальный набор функций, а все дополнения, которые служат формальным признаком принадлежности к более высокому классу, носят в значительной мере программный характер и лишь в меньшей степени обусловлены функционально. Но по качеству (вероятнее всего, и по звуку тоже) отличие одних от других будет скорее мнимым, чем действительным. А тогда — зачем переплачивать?
Теперь уже можно признаться, что все эти рассуждения и логические построения имели своей целью подвести вас к одной лишь мысли: участники сегодняшнего теста номинально относятся к иной ценовой группе, однако функционально они мало (если вообще) отличаются от фигурантов прошлого теста CD-ресиверов (№4 за этот год). Да и по цене различия не драматические: если прошлый тест (по факту) охватывал диапазон от 3700 до 4100 рублей, то в нынешней группе это 4300 — 6000 рублей. Лишь касательно последнего участника (и с некоторой осторожностью — в отношении предпоследнего) можно сказать: да, они относятся к иной качественной группе, нежели те, что были у нас два месяца назад. Кроме того, по соображениям политического характера мы приводим рекомендованные изготовителем цены (MRP), тогда как реальные оказываются в той и ли иной мере ниже, соответственно, и протяжённость ценовых диапазонов будет меньше.
Вообще говоря, многие и многие функции нынешних «голов» де-факто стандартизованы. Этим мы пользуемся уже много лет, что и позволяет нам, к примеру, говорить, что в проигрывателе реализованы три сервисных функции или два дополнительных режима воспроизведения, не уточняя, каких именно. Или указывать на возможность поиска по 29 типам программ, не перечисляя (боже упаси) самих типов. Но когда характеристики «параметриков» у разных производителей тоже фактически оказываются стандартными (могу на память привести перечень центральных частот, что, не надо?), это уже удручает. Где, я вас спрашиваю, поиск совершенства и стремление к идеалу? Ну и внешний вид… Раньше можно было спокойно отличить, Sony это или Pioneer, JVC или Kenwood. Теперь у многих аппаратов обобщённо-современный дизайн, и с уверенностью отследить фирменный почерк становится труднее. В этом плане в выигрыше оказалась продукция Sony — её дизайнеры оттачивали свою линию долго и не торопясь, и тот дизайн, который когда-то воспринимался как футуристический, теперь стал просто актуальным. «Головы» Pioneer (по моему личному мнению) сохраняют узнаваемость, лишь пока у них сохраняется пара мелких круглых кнопочек. После объединения Kenwood и JVC, как я полагаю, над дизайном аппаратов двух брендов работают одни и те же люди, а если и разные, то они обмениваются идеями за обедом в корпоративной кантине. При этом, любопытно, начинка у JVC и Kenwood пока что существенно различается, по крайней мере, CD-проигрыватели у них не только меряются, но и звучат по-разному. Не знаю, надолго ли сохранится такое различие, но, как ни странно, даже Kenwood из нынешней группы звучит не так, как Kenwood из теста №4, при почти одинаковой цене.
Сегодня нам снова встретились два участника с цифровыми тюнерами. Кстати, коль скоро словосочетание «Digital tuner» давно уже закрепилось за аналоговыми тюнерами с синтезатором частоты (а где вы в последний раз видели «приёмник» со шкалой и верньером настройки?), то для обозначения реально цифрового тюнера приходится идти на лингвистические изыски вроде Digital clarity tuner. Я бы написал «Digital demodulation tuner» — оно, конечно, не так пышно, зато соответствует действительности: в тюнерах такого рода (например, в схеме TDA7706) в аналоге осуществляется только выделение поднесущей частоты, а дальше (то есть ещё до получения звукового сигнала) идёт оцифровка. А вам не приходил в голову вопрос: с чего это возник такой интерес к FM (и попутно — к АМ) вещанию, что даже разработали микросхемы для его оцифровки? Ответ, если его знаешь, прост и логичен. Цифровое вещание и, в частности, HD radio (напомним, кто пропустил: в данном случае HD означает не High Definition, a Hybrid Digital) осуществляется с использованием того же ЧМ-канала. А чтобы микросхема HD radio (STA680) могла работать с «цифрой», надо проделать с ЧМ-сигналом некоторые подготовительные процедуры. Для этого и предназначена TDA7706, а оцифровка аналогового ЧМ/АМ-вещания — это побочный продукт её деятельности. HD-вещания (просвещённо предполагаю) у нас не предвидится, по меньшей мере, до достройки Сколкова и закрытия зимней олимпиады в Сочи, мы с вами определённо не проиграли — хоть побочный продукт получили. «Истинно цифровой» тюнер имеет уровень шумов (-73 дБА), которого уже лет 15 не удаётся достичь «в аналоге». И АЧХ у него — поглядеть приятно, не то что послушать. Интересно, что один из двух аппаратов с цифровым тюнером является процессорным, что, в общем, логично. Но второй из них — обычный, то есть выходной битстрим тюнера немедленно переводится в аналог персональным ЦАПом.
Всё, что я хотел сказать новенького, я уже сказал. А повторяться на этот раз не буду. Впрочем, последнее утверждение не относится к умолчаниям, которые в неявной форме будут подразумеваться при описании аппаратов — тут без повторов никак не обойтись. Вот они.
Действие диммера распространяется на кнопки и дисплей. АМ-тюнер располагает одним банком пресетов и ловит станции на длинных и средних волнах. При работе в RDS тюнер осуществляет синхронизацию (и установку) часов по коду CT. Возможен поиск по тем же самым 29 типам программ. Конечно, доступен и ручной поиск станций, если не сказано обратного. В CD-плеере реализованы три сервисных функции и предусмотрено два дополнительных режима воспроизведения (сканирование, как было уже не раз говорено, нынче не в ходу). Читается CD-текст, а при воспроизведении компрессированных форматов — тэги. Компрессированных форматов поддерживается в общем случае два — mp3 и WMA. Те же форматы считываются и с флэшки USB (и с карты SD, если слот для неё предусмотрен). Подавляющее большинство современных головных устройств не преминёт при случае поуправлять «плеером века», но по традиции мы будем относить эту способность к числу плюсов. Даже если на фотографии вы почему-либо не усмотрели гнезда USB, знайте, что оно есть, как и линейный вход Aux, просто растут из другого, менее заметного места. Линейных выходов две пары, и выходы Rear через меню можно перевести в сабвуферный режим.
МЁД & ДЁГОТЬ
В «Лидеры» сегодня вышел Sony, и никакого сюрприза в этом нет. За совсем не фантастические деньги вы получаете полноценный процессорный аппарат с богатыми настроечными возможностями, подключением к рулевым кнопкам и комплектным пультом. На звание «Фаворита» обоснованно претендует Pioneer — аппарат с BT, цифровым тюнером и весьма интересным звуковым почерком. Если вы сейчас освежите в памяти последовательность появления участников в тесте, то увидите: пока всё подчиняется известному принципу «чем мех дороже, тем он лучше…». А теперь этот принцип будет нарушен: на третью позицию по сумме баллов вышел самый доступный аппарат в группе — Kenwood. Оснащён он не как звездолёт (а потому и дешевле), но звучит великолепно, причём не только на аудиофильских компактах, но и на «компрессии», насколько это вообще возможно. Так что не просто рекомендуем, а как бы с плюсом…