Каникулы Крошки Ру
Студия: Maxi Tech. Руководитель проекта: Андрей Королёв
Кенги бывают свирепыми только в зимние месяцы,
а все остальное время они в добродушном настроении…А. Милн,
«Винни Пух и Все-Все-Все»
На родине Винни Пуха (и всех-всех-всех) зима — явление скорее календарное, чем погодное, на кабриолете можно ездить круглый год, что там с большой охотой и делают.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-105Ri + CHA-S634
- Усилители: Focal FPS 4160, FPS 1500
- акустика: Focal K2 Power 165 KR2, Polyglass 165 CVX
- Сабвуфер: Hertz ES 200
В наших краях кабриолетов век недолог, и потому так сладок он. И, разумеется, чтобы прийти в добродушное настроение с наступлением нормальной погоды, им необходимо музыкальное сопровождение.
Оно для этой «Крошки Ру» требовалось сугубо клубного типа. Это значит: много баса, громко, напористо и со всех сторон. Звук такого толка в любой машине требует немалой мощности усилителей и высокой эффективности акустики. В случае кабриолета с его «сумчатой» крышей требования усугубляются: басовой поддержки в виде передаточной функции нет, вся надежда только на силу и ум. Сила — это усилители, ум — выбор соответствующей акустики.
За этим крошка приехала в студию. Есть нечто символичное, что Mini прибыла в студию с таким именем. Там споро занялись подготовкой «Крошки Ру» к долгожданным летним каникулам. Проще всего было выбрать источник сигнала. Им стал ресивер Alpine CDA-105Ri в паре с чейнджером Alpine CHA-S634. Пусть это кому-то и покажется архаизмом, но коль диски есть, то пусть будет и чейнджер — в компактном кабриолете не так много места, чтобы держать всё любимое под рукой. Хотя и современные источники сигнала подключить тоже можно — есть вход USB.
Строительство системы начали с выбора и размещения динамиков. Фронт двухполосный, на основе Focal K2 Power 165 KR2. Именно этот комплект больше других отвечал требованиям к системе: импеданс здешнего мидбаса 2 Ом, и мощность по сравнению с четырёхомным комплектом удваивается. Ну, почти… в какой степени «почти» — уже на совести усилителя.
Разумеется, импеданс не был единственной причиной выбора, если кто подзабыл, материал диффузоров мидбасов в серии K2 Power представляет собой трёхслойную композицию: снаружи кевлар, в середине — вспененный акрил, нижний слой — нетканый материал на основе стекловолокна. Лёгкий, жёсткий, отлично демпфированный — идеальный диффузор для мощного и детального звучания.
Мидбасовые динамики установили в нижней части двери, пищалки — на стойки лобового стекла. Они работают преимущественно с отражённым сигналом — в варианте кабриолета такое звучание оказалось более интересным, фокусировка звуковых образов по сравнению с прямым излучением несколько пострадала, но для клубного репертуара выгоднее отдать приоритет не сцене, а тональному балансу. И входящие в комплект пассивные кроссоверы предоставляют широкие возможности для его, баланса, настройки. Помимо привычной регулировки уровня твитера можно выбрать порядок ФНЧ мидбаса (второй или третий), а также скорректировать его АЧХ в области средних частот при установке в нижнюю часть двери — чем не преминули воспользоваться. Так что при всём минимализме звукового тракта результат получился очень даже интересный.
В «клубном звуке» крепкий тыл не менее важен, чем фронт, но поскольку основной упор делается на басовую составляющую, то брать компонентную акустику не было резона. В доработанных штатных местах по бортам установили двухполосные коаксиалы Focal Polyglass 165 CVX, а от заводских пищалок оставили только сеточки.
Теперь дошёл черёд и до баса. Сабвуфер в системе сдвоенный, на основе восьмидюймовых головок Hertz ES 200. В такой конструкции суммарная площадь диффузоров составляет почти 90% от площади диффузора одиночной «двенашки», но инсталляционная гибкость намного выше, не говоря уже об эстетическом потенциале. Головки размещены за спинкой задних сидений в закрытом ящике. Для каждой головки выделен свой отсек объёмом 20 л — в точном соответствии с рекомендациями производителя. Благодаря удлинённой звуковой катушке динамики могут работать на высокой мощности без потери качества звучания, а вентилируемая магнитная система хорошо справляется с отводом тепла.
А мощность к динамикам подводится немаленькая: они включены параллельно, и басовый моноблок Focal FPS 1500 развивает свои полкиловатта, не напрягаясь. Для фронта и тыла применили четырёхканальный усилитель того же семейства Focal FPS 4160. Каждая пара каналов этого усилителя имеет собственный блок питания, фактически это два отдельных двухканальных усилителя в общем корпусе со всеми вытекающими для режима работы преимуществами.
Для усилителей нашлось место в багажнике, за корпусом сабвуфера, при этом необычная Т-образная форма рёбер радиаторов позволила реализовать эффектный и эффективный одновременно способ установки: корпуса усилителей как бы помещены в рамку фальшпанели, при этом вокруг радиаторов образуются воздушные каналы. А о том, чтобы они не оставались без работы, позаботятся встроенные вентиляторы с регулируемой скоростью вращения, которые включаются автоматически при нагреве корпуса до 50 градусов.
Много труда потребовала отделка салона. Все панели и сиденья перешиты алькантарой и кожей, ряд элементов отделан под карбон. Сабвуферы смотрят в салон сквозь спинки задних сидений, задними местами пожертвовали без большого сожаления, там с комфортом могли разместиться только два «Крошки Ру». Под защитными решётками сабвуферов смонтирована подсветка. Снаружи автомобиль тоже претерпел ряд изменений — спойлеры, пороги, новые колёсные диски. Система получилась фантастически красивой и очень интересно звучащей. Все основания для добродушного настроения на все летние каникулы…
Интересно, что силуэт Alpine выглядит «родным» в штатной консоли
Мидбасы разместились, где им и положено быть, а пищалки переехали на стойки
Тыловая акустика в кабриолете удачно развёрнута в сторону фронта, по этой же причине задние пассажиры должны быть не крупнее «Крошки Ру» (каждый)
В крошечных подушках 8-дюймовые головки выглядят «старше своих лет»
Два Focal Power Symmetry встали стеной поперёк мини-багажника
SQ
Даже для человека, не слишком близкого к клубной музыкальной культуре, впечатление от прослушивания оказалось вполне благоприятным. Своеобразный тональный баланс с избытком низкочастотных составляющих не напрягает, даже притом что на таком мощном фоне ощущается некоторый «недобор» по средним и верхним частотам. Сцена достаточно широкая, но фокусировка и глубина оставляют желать лучшего. Однозначно — классика и джаз не для этой системы, зато электронные жанры отыгрываются на пять с плюсом, с выразительными, «панчевыми» интонациями и отличной динамикой.
RTA
АЧХ системы снималась в том же режиме, в каком проходило прослушивание: с убранной крышей, ибо — каникулы. Сабвуферу в таких условиях приходится работать в довольно узкой полосе частот: вступает он в игру вблизи 80 Гц, а уже ниже 50 Гц наступает спад, закономерный в отсутствие салона с его компрессионным «бонусом». Выше по частоте работающие одновременно фронт и тыл дают АЧХ с общей тенденцией медленного спада к верхним частотам, вблизи 300 Гц и в полосе 3 — 5 кГц открытый салон с его малопредсказуемой акустикой порождает некоторые подробности на частотной характеристике, на самом же верху пищалки ведут себя предсказуемо и похвально: с плавным (и небольшим) спадом, но без всплесков и провалов.