измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Абсолютный ноль
Своё название компания Ground Zero получила, когда ещё была стопроцентно американской.
Смысл названия тогдашний владелец Ground Zero стопроцентный американец Анатолий Бидный разъяснял как декларацию намерения учинить новое поколение акустики, сабвуферов и усилителей как будто с нуля, без оглядки на аналоги, а тем более — конкурентов.
Надо заметить, что декларация была реализована с немалым успехом, вначале американцами, а потом, когда компания сменила национальность, сохранив прежнее имя — немцами. Не раз и не два на авансцену выходили претенденты на звание лучших, самых мощных и т.д. сабвуферов и усилителей в цветах Ground Zero. Они часто заметно отличались от аналогичных продуктов других производителей, продолжая оправдывать давнишнюю формулу «с нуля».
Но если прежнюю отметку считать нулём, то акустика Ground Zero Reference — ноль абсолютный, по Кельвину. Потому что Reference не похожа вообще ни на что. Ни по виду (что вы уже заметили, если только не качаете «АЗ» с торрентов в виде аудиокниг), ни по инженерным решениям (что мы последовательно обнаруживали в ходе знакомства), ни по характеристикам, что тоже не осталось тайной.
Даже место рождения и национальность у Ground Zero Reference уникальны. Решив создать автомобильную акустику абсолютного класса, причём с абсолютного нуля, Ground Zero обратилась за помощью к чрезвычайно эксцентричному специалисту. Зовут Звоне Распор, живёт и работает в Словении, выпуская динамики собственной конструкции. Даже с учётом малых объёмов производства фирма ZR Audio, я думаю, даёт немалый процент валютных поступлений в бюджет своей республики, потому что динамики делаются строго вручную и продаются по ценам, иногда высоким, иногда — не совсем вменяемым.
С нуля, так с нуля, решили в Ground Zero, а что абсолютный — так это к лучшему. По проектам Распора (никак не привыкну, что это фамилия, а не элемент конструкции, заглавная буква помогает мало) Ground Zero выпускает четыре модели динамиков. Это — два варианта низкочастотника с разной конструкцией диффузора: у GZPW 18 он с центральным колпаком, у GZPK 180 — с фазовыравнивающей пулей. Цифры в обозначениях написаны верно, один почему-то 18, другой — 180. Калибр, как вы понимаете, один и тот же, к вопросу калибра мы ещё вернёмся. Есть 100-миллиметровый среднечастотник, по устройству излучающего узла похожий на GZPK, и 28-миллиметровая пищалка.
По идее, это должно означать (и у других производителей означает) такие сочетания: басовик с колпаком + мидрейндж + пищалка = трёхполоска; мидбас с «пулей», работающей на верхней середине + пищалка = двухполоска. В принципе, существуют фирменные пассивные кроссоверы для этих головок, но они не навязываются, и все компоненты предлагаются отдельно. До наших краёв первым добрался комплект из двух «пулевых» мидбасов и двух пищалок. Имеет право на существование, двухполоска под поканалку.
Изучение конструкции мидбасовых (равно как и басовых — в трёхполосной системе) головок мы традиционно начинаем с материала диффузора, как фактора весьма существенного. Но на этот раз начнём с того, на что обращаешь внимание сразу — с устройства корзины. А состоит оно в том, что «корзины» тут, в сущности, и нет. Как это? А так. Есть внешнее кольцо корпуса с бархатным (!) уплотнителем по нижней поверхности и приклеенным к нему полем подвеса. Есть ещё квадратный фланец, к которому крепится с одной стороны верхняя шайба магнитной системы, с другой — центрирующая шайба. Эти две детали изготовлены из материала, названного на сайте конструктора Stabilit и описанного им как разновидность гетинакса — бумага, спрессованная и пропитанная синтетической смолой, только смолы у Распора не те, что применялись в производстве этого материала тогда, когда его название было известно любому, а не только ветеранам.
Между собой стабилитовые пластины соединены четырьмя алюминиевыми шпильками, и есть основания полагать, что не просто соединены, а вручную индивидуально отцентрованы при сборке. Защитная решётка с рамкой из того же стабилита крепится к динамику винтами одновременно с его креплением к опорной поверхности. Теперь можем разглядеть диффузор. Он изготовлен из проверенного десятилетиями материала — целлюлозы и с внешней стороны имеет лаковое покрытие. Примечательна, однако, нижняя сторона — на ней видны пять нешироких полос силикона, расходящихся от центра по спирали. Нанесены они, как можно догадаться, тоже вручную, но в приспособлении — слишком уж точно выдержан шаг между спиралями. С помощью этих полосок усиливаются демпфирующие свойства материала, не исключено, что попутно осуществляется тонкая подгонка массы и резонансной частоты. Внутри звуковой катушки обычного (дюймового) калибра находится деревянная фазовыравнивающая «пуля». Если получилось недостаточно торжественно, сформулирую иначе: полированное фазовыравнивающее тело из массива дерева ценной породы. Согласитесь, нетрадиционный для нашего времени подбор материалов: гетинакс, бархат, бумага, дерево. Даже для каркаса звуковой катушки материал выбран не совсем обычный, у него два слоя: бумага (под старину) и алюминий (чтобы выдержать современные мощности). Магнит закрыт алюминиевым кожухом, но мы сумели «увидеть» под ним магнит габаритами 106 х 20 мм. Осевого отверстия в кожухе нет, но быть оно должно, сквозь керн должна проходить стойка крепления «пули». Контакты для подключения акустического кабеля выполнены основательно, так что к ним подойдут не всякие «ответки».
Каждый из подводящих проводов дважды прошит сквозь диффузор. Ширина резинового подвеса 11 мм, у нас многие 165-миллиметровые головки «носят» подвесы такой же ширины. А число 180 в обозначении мидбаса фигурирует совершенно справедливо, головка, действительно, несколько больше «шестёрки», в стандартные шестидюймовые посадочные отверстия квадратный фланец корпуса не проходит. Ненамного, но не проходит. Впрочем, согласитесь, акустика такого разбора вправе рассчитывать на более осмысленную инсталляцию, нежели простая установка по штатным местам.
У пищалок довольно высокий алюминиевый корпус, «утопить» их в стойках будет непросто. Монтажные кольца рассчитаны на фиксацию их в листовом материале толщиной до 20 мм. Материал купольной мембраны (28 мм) тоже традиционный — шёлк. Серьёзная ширина подвеса (2,5 мм) вкупе с объёмом корпуса наводят на мысль о низкой частоте резонанса ВЧ-головок. До какой степени низкой, ещё не знаем, но, забегая вперёд, скажу: мы посмотрели заявленное значение и удивились, потом проверили его измерениями и удивились ещё больше, в своё время и вам дадим такую возможность.
Другая необычная особенность: изготовитель с самого начала рекомендует для мидбаса ящичное оформление, причём не только ЗЯ, но и ФИ, с параметрами головки такая рекомендация вполне согласуется.
Для прослушивания и измерений мы собрали опытную активно-поканальную установку, поместив мидбасы в ящики рекомендованного изготовителем объёма 6 л. Признаюсь: здесь нам просто повезло: 6-литровые у нас в арсенале были, а порекомендуй изготовитель, скажем, 10 л, пришлось бы как-то выкручиваться.
Настройку фильтров выполняли путём последовательных приближений, стремясь, в общем случае, к наиболее ровной суммарной АЧХ головок. Разумеется, наша настройка фильтров и усиления — лишь один из множества возможных вариантов, но не за этим ли придумана поканалка?
В реальности за этим должна следовать фаза длительной тонкой подстройки на слух в настоящей инсталляции, акустику такого класса (и цены, кстати — самое время заглянуть и поинтересоваться) на скорую руку не втыкают. Вот что дало наше первое приближение.
Басовое наполнение рабочих барабанов не так чтобы мощное, низких вибраций определённо не хватало, но при этом естественное. Динамика на первый взгляд кажется смягчённой, но уже на второй начинаешь понимать, что она как раз передаётся точно, просто мы от такой трактовки уже несколько отвыкли. Медь рассыпчатая, ясная и вновь без неестественного украшательства. По почерку рояля легко узнать мощный концертный инструмент, хотя низкие ноты передаются несколько сдержанно. Никакой недоговорённости, никаких лишних звонов, однако на некоторых средневысоких нотах появляется непривычная шероховатость. Но у нас, повторю, лишь один из возможных вариантов настройки, наверное, при более тщательном подходе к вопросу от неё можно избавиться. Красивая, подвижная бас-гитара с энергичной атакой. Контрабас всё же неровный, ощущается нажим на некоторые ноты. Флейта в нашей акустике получается обычно либо тусклой, либо гротескно яркой. Здесь она звучит открыто и довольно нарядно, но без гротеска. Мужской вокал собран по низам, сибилянты естественные, хотя у свистящих согласных можно обнаружить лёгкий шипящий акцент. Женский вокал плавный и музыкальный, и лишь на некоторых нотах проскакивают шероховатые оттенки. Маракасы звучат именно так, как им и положено, хотя, на мой вкус, остроты им немного недостаёт.
В общем, оказалось, что акустика звучит очень похоже на то, как выглядит: строго и дорого, ручная работа…
Допустимая RMS-мощность (по данным изготовителя), Вт | 100 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) | 96 — 22000* |
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) | 89 |
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % |
0,423 |
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % | 2,34 |
* С нижней границей возможны многочисленные варианты, смотрите пояснения. |
Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки | Fs, Гц | Vas, л | Qts |
Заявка | 45,8 | 24,7 | 0,32 |
Факт | 46,1 | 23,4 | 0,377 |
Расчётное значение силового фактора мидбаса 5,65 Тл м — высокий (хотя и не рекордный) показатель. Масса подвижной системы (12,3 г) была бы средней для «шестёрки», но тут у нас площадь диффузора поболе будет, ну и прогнозируемая чувствительность мидбаса выглядит солидно: 89,2 дБ/Вт. Дальше, как мы знаем, всё зависит от формы АЧХ и вклада пищалки. В данном случае эти факторы легли таким образом, что чувствительность на этом уровне и осталась, никто и нигде не пытался переорать мидбас в поршневом диапазоне. Для системы с би-ампингом понятие чувствительности носит условный характер, однако здесь усиление в ВЧ и НЧ-каналах было установлено в точности равным, так что условности не больше, чем при работе с одним каналом и пассивными фильтрами.
Характеристика импеданса мидбаса примечательна разве только необычно низкой частотой резонанса (которая, кстати говоря, совпала с заявкой до 0,5%). АЧХ головки по звуковому давлению можно было бы поместить в учебник с подписью «Частотные характеристики мидбасовой головки хорошего качества». АЧХ мы снимали в том же 6-литровом ящике, потому и резонанс там значительно выше, и спад на басах начинается раньше. Исходя из формы АЧХ и характеристик направленности можно заключить, что оптимальную частоту среза фильтра НЧ надо искать в диапазоне 2,0 — 2,5 кГц, тогда АЧХ мидбаса окажется исключительно ровной при любом угле излучения.
По фирменному даташиту резонансная частота твитера 600 Гц. С присущей ей бухгалтерской точностью система Clio заявила: нет, 603. Ну как же так… Ну, шутки в сторону, вы понимаете: такой твитер позволяет почти всё, встречались нам купольные «серединки» с резонансом выше. По канонам акустики можно назначать частоту раздела от 1,2 кГц, с «запасом прочности» (Fs x 3) получим 1,8 кГц, что тоже имеет мало прецедентов. Форма АЧХ показывает, что лучше искать частоту среза там же, где её следует искать и у комплектного мидбаса: 2 кГц, или выше. У пищалки довольно ровная дисперсия, но всё же ориентировать её лучше «в лицо». И ещё: если вы сравните кривые на двух верхних графиках, то поймёте, что твитер и мидбас согласованы по уровню очень хорошо.
Здесь приведены АЧХ излучателей совместно с активными фильтрами в каналах усиления. Мы выбрали такие настройки. Фильтр НЧ: частота среза 2,0 кГц, крутизна 24 дБ/окт. Фильтр ВЧ: частота среза 2,4 кГц, крутизна 12 дБ/окт. С учётом АЧХ головок это дало фактическую частоту частота раздела полос 2,1 кГц.
Интегральные показатели линейности внушают: на басах они ниже средних. На средних частотах… Вот, в групповом тесте «пятёрок» было сказано, что 0,495% — выдающееся значение. Но это было для обычной и недорогой акустики. Здесь, у акустики необычной и дорогой, значение ещё ниже, но интереснее даже не интегральные показатели, а структура гармоник.
На графиках показана зависимость от частоты общего КНИ, а также второй и третьей гармонических составляющих. Серым цветом отмечена линия, соответствующая 1% КНИ (фундаментальная частота соответствует звуковому давлению примерно 90 дБ (1 м)).
Как правило, по мере снижения частоты КНИ не просто растёт, возрастает доля третьей, неприятной на слух, гармоники, вблизи резонансной частоты она и вовсе начинает преобладать. Здесь другой случай: третья гармоника всё время сидит «на подпевках», в искажениях присутствует одна вторая, за которой любители «тёплого лампового звука» нарочно охотятся.
Аналогичная и даже более ярко выраженная история у твитера: выше 1 кГц кривая общих искажений и второй гармоники на графике вообще совпадают, и обе проходят завидно низко.
А так выглядит суммарная АЧХ системы, полученная в нашем варианте настройки. В диапазоне 115 — 22000 Гц осевая характеристика помещается в допуск +3/-1 дБ, перепад уровней от нижней середины к верхам 3,0 дБ. Характеристика получилась по-домашнему спокойной, не исключено, что в ряде инсталляций усиление в полосе твитера надо будет слегка поднимать. В полосе до 5 кГц направленные свойства практически отсутствуют, ну а пищалку, как было сказано, надо ориентировать «в лицо».
В дверном варианте установки полная добротность мидбаса составит 0,47, нижняя частотная граница придётся на 99 Гц в открытом салоне и на 81 Гц — в салоне обычном. Это номинально. Однако по уровню -3 дБ теоретическая АЧХ доходит до 47 Гц, потом идёт вверх и вторично попадает на -3 дБ в глубоком инфразвуке (9,5 Гц). И подобная картина наблюдается в дверях разных объёмов, от 20 л и выше. Не знаю, какой моделью акустики салона пользовался автор разработки, но по нашей модели картина получается редкостная. Баттервортовская добротность достигается в ЗЯ с объёмом 8,2 л, частотная граница составит 90/81 Гц. Изготовителем рекомендован 6-литровый ЗЯ (именно такой мы и использовали при измерениях), но, по нашему мнению, он должен быть немного просторнее.
Изготовитель рекомендует и ФИ (это редкость исключительная). 10-литровый ящик с настройкой порта на 42 Гц даёт характеристику с нижней частотной границей 40 Гц. По нашим расчётам, возможен и совсем фантастический вариант: в ФИ 14 л с настройкой порта на 40 Гц можно получить аудиофильскую АЧХ с неравномерностью 0,4 дБ в полосе до 35 Гц и нижней граничной частоте в салоне 25 Гц.
Бесплатный совет:
1. Ищите частоты среза фильтров в диапазоне 2,0 — 2,5 кГц.
2. Твитер ориентируйте под минимальным углом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Мидбас + твитер
- КТО
- GZPK Reference 180 + GZPT Reference 28
- ПОЧЕМ
- 66000 + 33000 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Исключительно низкие искажения
- Ровная дисперсия излучения
- Твитер с неограниченными возможностями
- Мидбас — с такими же
- ЭТО — МИНУС
- Вы о чём?
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Новый температурный рекорд
- РЕЙТИНГ
- Линейность 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 9
- Звук 9
- Итог 44