ТРИКОЛОР К ПРАЗДНИКУ
Студия: GL-Audio
Руководитель проекта: Владимир Шорохов
Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага
П.А. Романов
К какому празднику? К нашему, у которого сначала было очень длинное название, а потом стало очень короткое. И триколор поэтому наш, а не венгерский, к примеру.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источник: штатное ГУ+ USB-носители
- Процессор: Audison Bit Ten
- Усилители: Alpine PDX5
- Акустика: Morel Elate 6 3-way, Maximo 6
- Сабвуферы: Polk Audio MM1240
Мотоциклетный сезон в Москве начинается, с поправкой на погодные аномалии, в начале апреля. С этого же момента в рубрику «Системы» начинает вести колея, не похожая на автомобильную. Иногда она вытянута в нитку той или иной толщины, а иногда разрастается до тройной. Как в этот раз.
Сегодня у нас снова трицикл, или трайк, кому как больше нравится. На базе самого популярного в этом классе мотоцикла Honda Goldwing. Трайки Goldwing серийно не выпускаются, их переделывают из обычных (типа — народных и массовых) двухколёсных моделей, как правило — с помощью выпускаемых для этой цели малыми сериями конверсионных комплектов. Этот тоже переделали, взяв за основу самую свежую модификацию A12, цифры обозначают 2012 год. Как делали из двухколёсного мотоцикла трёхколёсный — тема отдельного рассказа, да и занимались этим в совсем в другом месте специально обученные люди. В студию GL-Audio трицикл прибыл уже в законченном виде. И украшенный государственной символикой по полной программе.
Задача оказалась, как говорил один добрый дедушка, архиважной и архисложной: никакие изменения внешнего вида не допускались по вполне понятной причине, а то за что боролись, спрашивается? Все акустические компоненты требовалось установить в штатные места и в штатные, определённые президентским указом 1994 года. Зато архитектура системы и выбор компонентов были оставлены на усмотрение исполнителей.
Фронт решили делать трёхполосным — хотя для реализации этого решения пришлось немало потрудиться. Разместить мидбасовые динамики в доработанных штатных «бардачках» по бокам центральной панели, как это делается повсеместно, не получалось по указанной выше причине. В итоге динамики всех трёх полос пришлось устанавливать компактной кучкой в штатных местах над рулём. Я затрудняюсь подобрать правильное название для этого решения — это не коаксиальная установка, оси излучателей не совпадают, и не так называемая «браксиальная», когда пищалка висит над диффузором мидбаса на кронштейне, здесь что-то «трибраксиальное». Мидбас утоплен (фигурально!) в колодец, а купольные среднечастотник и пищалка установлены перед его диффузором так, чтобы не перекрывать среднюю часть. Мудрёная комбинация выполнена на основе трёхполосного комплекта Morel Elate 6, включённого по схеме 2,5 полосы.
Тыл задумали делать двухполосным, с поканальным усилением, на мотоциклах (независимо от числа колёс) это — часть фронтальной акустики, вклад которой в звучание трудно переоценить. Выбор копонентов для этого звена предопределили имеющееся в распоряжении пространство для установки динамиков и — в ещё большей степени — его конфигурация. Комплект Morel Maximo 6 оказался как раз к месту.
Усилители — старые знакомые, Alpine PDX5. На сегодняшний день они остаются единственными, где удалось совместить требования высококачественного звучания с достоинствами импульсной схемотехники, причём по пять каналов в одном корпусе — это как раз то, что требовалось для реализации поканального (и полупоканального) усиления. Побортное усиление, как в другом аналогичном проекте (см. «АЗ» №9/2011), здесь применять не стали. Один усилитель — для фронта, другой — для тыла, зато сабвуферы включили, как бы это сказать… вдоль киля, что ли… В общем, один сабвуер подключён к сабвуферному каналу фронтального усилителя, второй — к сабвуферному же, но тылового. Усилители разместились в багажном отделении, в боковых отсеках которого в закрытых боксах встали две головки Polk Audio MM1240, работающие в полосе ниже 60 Гц. Снаружи их, как и многое другое в этой системе, не видно, но только сабвуферы скрыты от взора не столько решётками, сколько задними колёсами.
Процессор — Audison Bit Ten (см. «АЗ» №6/2011). Функциональность его для мотоцикла более чем достаточна, а для данной конфигурации — идеальна. Настройка звучания проводится независимо для каждого из пяти выходных каналов и включает основной функциональный набор: 31-полосный графический эквалайзер, кроссовер, регулировку временных задержек и уровня в каждом из каналов. Настройка производится по USB-интерфейсу с помощью программного обеспечения Bit Ten software, отличающегося исключительной наглядностью — лично убедился, как свидетель завершающей фазы настройки. Включен процессор без излишних заморочек по схеме «фронт — тыл — саб», используется как эквалайзер и «машина времени» для приведения звуковой сцены туда, где она должна быть — на водительское место.
Что у нас осталось? Источник сигнала, он же — головное устройство. Отказываться от штатных компонентов системы даже и не собирались: органы управления удачно размещены на руле, удобно и функционально. Теперь даже не нужно пристраивать устройства чтения твердотельных носителей — в штатном головном устройстве предусмотрен USB-порт. Спасибо производителям мотоцикла за подарок. Вовремя, к празднику…
Непросто комментировать фотографии, где показано, как тщательно всё спрятано. Вот за этими решётками спрятана трёхполосная акустика. Верите?
Тыловая акустика на мотоцикле, как мы не раз убеждались — важнейшая часть акустики фронтальной, из-за ветрового щитка
Багажный кофр, та же история: два сабвуфера c 12-дюймовыми головками слились с арками задних колёс
Лишь здесь, наконец, полная ясность: два импульсных пятиканальника в «поканально-килевом» включении, процессор и фронтальные кроссоверы
RTA
Ход АЧХ в основном подтвердил результаты прослушивания. Мощный «выхлоп» сабвуферов приходится на «панчевую» область, ниже — решительный, но плавный, без выкрутасов, спад, выше — безукоризненная стыковка с фронтом/тылом. Впечатляет поведение системы на средних и верхних частотах: от килогерца и выше АЧХ ведёт себя исключительно спокойно, несмотря на нетривиальное и даже рискованное размещение излучателей трёхполосного фронта.
SQ
Прослушивание проходило «по обязательной программе» с флэшки. Да-да, эпоха радужных дисков заканчивается, приходится идти в ногу со временем. Сцена — великолепная, высокая и стабильная. То, что абсолютно симметричная, это само собой, но интересно, что и фокусировка отменная — ветровой щиток помогает «раскладывать» инструменты и по ширине, и по глубине, у «Золотого Крыла» это получается великолепно. Тут оценка — максимально высокая.
Тональный баланс выстроен отлично, особенно это относилось к средним частотам. Отсутствие стыков полос в критичном для слуха диапазоне 3 — 5 кГц определённо сыграло свою роль — ухо ни за что не зацепилось. В области нижней середины ощущается небольшой провал, область верхней середины — наоборот, немного выделена — но в движении это определённо пойдёт на пользу. Бас отличный — чёткий, упругий и рельефный, отсутствие поддержки в виде передаточной функции и компактное акустическое оформление ограничивают его глубину, но не энергетику. Бас не доминирует над мидбасом, не берёт на себя лишнего и вообще ведёт себя неожиданно корректно, на грани академичности.