РЕАЛЬНОЕ И НЕРЕАЛЬНОЕ
Студия Loud Sound, Ростов-на-Дону
Александр ВИННИКОВ
Руководитель проекта: Александр Винников
Я знаю, кто виноват. Могу назвать имя, адрес места работы и целую вереницу громких дел, связанных с этим человеком.
- Тип системы: SQ/SPL
- Состав: 3-полосный фронт + 3-полосный тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88RS-II
- Усилители: Cadence XA 175.2, 175.4, Digital Designs M3a
- Акустика: P.Audio E8-150s, WN-520n, PHT-407n
- Сабвуфер: Incriminator Audio Death Penalty 18»
Это мой земляк Геннадий Литвин. Ещё в 2005 году я с замиранием сердца наблюдал, как из его студии выезжают автомобили, заряженные так, что у меня дух захватывало. Играли грамотно подобранные компоненты очень качественно, такой звук сразу завлёк меня, и я искал любую возможность отслушать разные системы.
Но особый интерес уже тогда вызывали системы, собранные для эксплуатации «на пределе». Со сдвоенными сабвуферами, мощными усилителями, с большим количеством динамиков в двери, чем того требует система обычная.
В этом направлении и стало развиваться моё хобби, позже вознаграждённое знаками спортивной славы: званием двукратного чемпиона России по звуковому давлению (плюс к неплохим результатам в качестве звучания). Добавлю к этому: принесшая чемпионское звание в классе ESPL «Любитель без ограничений» в 2009 году «Нива» показала в абсолютном зачёте второй результат в России. Первый был у «Рыжей Сони». Кто в теме, знает — это «Шеви-Нива», на которой выступала Digital Designs Team, Роман Ибрагимов и Сергей Туманов. Оказаться за ними «в затылок» равносильно рекорду.
Это — я. Машина на снимке другая, но подход к делу — такой же
Параллельно участвуя в соревнованиях по качеству звучания, я искал такой звук, который играл бы реально… нет, нереально громко и вместе с тем без потери качества. Много динамиков было убито за это время, много сгорело усилителей, но идея добиться такого звучания, которое можно услышать, лишь стоя перед настоящей сценой, не покидала.
Хобби, как это случалось со многими до меня, переросло в профессию, так была основана наша студия по подготовке экстремально громких инсталляций. В поисках оптимальных решений реальным прорывом стало знакомство с легендарной командой Stradivari — абсолютными чемпионами по звуковому давлению в России и на Украине. Харизматичный Виталик и гениальный Денис собирали такие басовые звенья, которые мне и не снились. Обратившись к ним, я получил часть звука, который всегда искал. Низы были волшебны. Жёсткий, напористый бас, который не просто слышишь — чувствуешь.
Было одно «но». За таким басом обычные фронтальные динамики стало совсем не слышно. Ни один комплект акустики на рынке автозвука не удовлетворял требования громкости и надёжности. Такие динамики могли дать только качество, но не требуемое количество. Требуемое — значит сравнимое с тем, которое даёт реальное выступление музыкантов на сцене.
Подождите, так вот оно, решение: хочешь эстрадной громкости — используй эстрадную акустику! Всё вроде бы просто. Но, как оказалось, эстрадная акустика имеет сопротивление в два раза выше, очень большое количество разных динамиков и сложна в настройке. Совместить один компонент с другим оказалось крайне сложно.
В поисках подходящих компонентов я натолкнулся на таиландского (!) производителя эстрадной акустики P.Audio. Фирма интересная, они вкладываются не в маркетинговые трюки, а в реальные разработки, выбор компонентов там очень широкий, но далеко не всё подходит для автомобиля.
Сделал опытную инсталляцию у себя в машине, она получилась не самой пафосной: об оформлении на тот момент никто не задумывался, однако звучание не оставляло равнодушным ни одного слушателя. Просто слушали недолго, стали обращаться с просьбой сделать такую же. «Будьте громче, и к вам потянутся люди». А как им было не потянуться: чтобы слушать эту систему, необязательно даже сидеть в машине, снаружи было реально как перед сценой, в стоячем партере.
Первым серьёзным проектом стал чёрно-белый Ford Focus. Вложено любви в машину было немало, но вопрос с аудиосистемой оставался открытым. Ни одно ателье города не могло предложить такого сочетания громкости и качества. Мы предложили. Акустическая связка была взята такая же, с которой началась история ателье, благодаря этому клиент точно знал, как будет звучать система, а как она будет выглядеть, придумал уже сам.
Тыл идентичен фронту, с точностью до расположения НЧ и СЧ-головок
Поскольку компоненты широкой аудитории не очень знакомы (мягко говоря), о них — чуть подробнее. Для воспроизведения верхних частот был взят PHT-407n. Настоящий, хоть и довольно компактный, рупорный драйвер с титановой мембраной и неодимовым магнитом. 8-омный, разумеется, с феноменальной чувствительностью, характерной чертой рупорных систем: эффективно излучать не только в ближнем поле, а на значительном расстоянии, из-за иного волнового фронта. На середину взяли WN-520n — 5-дюймовые среднечастотники (не мидбасы!) с резонансной частотой 170 Гц и опять огромной чувствительностью. НЧ-звено — 20-сантиметровые мидбасы E8-150s с 2-дюймовой звуковой катушкой, текстильным подвесом, всё по законам эстрадной акустики.
В качестве головного устройства был взят никого ещё не подводивший Pioneer P88-RSII. Выбор же усилителей требовал особого подхода: все компоненты 8-омные, и чтобы получить от них то, на что они способны, требовались усилители с большой амплитудой выходного сигнала. Первые в системе Audio System F2-190 и F4-380, несмотря на отличную репутацию при работе с автоакустикой (охлаждение, мощность, размер), повели себя при работе с эстрадной не лучшим образом, на пиках средней частоты усилители уходили в защиту. Было найдено другое, пусть и менее компактное, решение — Cadence. Четырёхканальники XA-175.4 и двухканальники XA-175.2. При вдвое меньшем бюджете они отдавали больше мощности, хотя и не без потери качества звучания на умеренной громкости. Но приоритетная цель была достигнута — стабильная работа в пределе. Усилители работали при краш-тесте более двух часов, без охлаждения в салоне, при 30 градусной жаре, и в защиту не ушёл ни один, хотя дотронуться до них было нереально.
О задних пассажирах тоже позаботились, чтобы они не слушали одно лишь гудение сабвуфера, решили установить в задние двери дубль системы, который отключался бы, если сзади никто не едет.
Только теперь максимализм распространяется и на фронт, и на тыл
Теперь надо было решить вопрос с басом. В очередной раз его очень качественно решили специалисты Stradivari. На роль динамика они предложили 18-дюймовый Incriminaror Audio с красноречивым названием «Смертный приговор» (Death Penalty). Фирма тоже серьёзная, в этой серии, например, магнитные системы сделаны не из ферритовых колец, а из сегментов, так что звуковая катушка беспрепятственно обдувается воздухом. Я нарочно заснял динамик до установки в ящик, посмотрите. Короб рассчитывали, ориентируясь на музыкальные предпочтения хозяина автомобиля. Он попросил сделать основной упор на рэп, поэтому настройка была выполнена с максимальной отдачей на 35 Гц. Вот уж поистине такой бас не только слышишь — его чувствуешь всем телом. Нешуточному динамику и усилитель нужен серьёзный, в данном случае это Digital Designs M3а — больше киловатта на 2 Ом и два киловатта — на 1 Ом.
Теперь появилась новая проблема — всё это железо нереально просаживало бортовую сеть автомобиля. Просадки были до 10,5 В, а это уже нехорошо для усилителей. Тогда в багажном отсеке занял свое место аккумулятор, применяемый в вышках сотовой связи, Hawker HX-300. Закрытая конструкция AGM позволяла поместить аккумулятор в одном объёме с салоном без риска для здоровья водителя и пассажиров, а высокая ёмкость и стартовый ток сделали напряжение в сети автомобиля стабильным. Кроме всех прочих плюсов, теперь этому авто никакие морозы не страшны.
В последнее время проводим эксперименты по подключению двух машин в параллель. Одна играет левый канал, другая — правый. С открытыми дверями получается мобильная акустическая система огромного потенциала для звукового оформления мероприятий на открытом воздухе. Судя по первым результатам, дело реальное…
18-дюймовый «Смертный приговор» Incriminator Audio с секторным магнитом
Участники проекта:
Тигран Айрапетян. Если бы не его упорство — качество инсталляции не достигло бы такого уровня | Владимир Руденко. Дважды в 2011 году становился чемпионом России по звуковому давлению |
Обновлённый интерьер. В комментариях и переводе не нуждается
Компактные по эстрадным меркам, но всё же крупные и тяжёлые рупорные пищалки потребовали мощных подиумов
Вклад команды Stradivari в проект. Крупный вклад…