ТРЕТЬ СРОКА
В большинстве цивилизованных стран после отбытия трети положенного срока полагается смягчение режима.
Мне на это вряд ли приходится рассчитывать (да и жалоб, собственно, нет), поскольку две неотбытые трети предшествовали отбытой и отбывались без моего участия. Полный срок — тридцадка. Столько в этом году исполняется ассоциации EISA, членство в которой — предмет оправданной и заслуженной гордости нашего издания. Во время очередного общего собрания (а оно в этом, 2012, году проходило в Дюссельдорфе) начальствующий состав ассоциации — избранный в 2002 году президент Жорже Гонсалвеш и недавно — новый вице-президент Олаф Адам приготовили довольно изысканный сюрприз: каждому из членов ассоциации (а они по уставу обязаны быть главными редакторами специализированных журналов) были вручены серебряные (кажется) памятные таблички с указанием стажа работы в ассоциации. Занятная получилась церемония. Выяснилось, например, что всего три (или целых три?) главных редактора находятся в ассоциации в течение всего 30-летнего срока её существования. Все трое — из жюри «Фото», что вытекает из истории ассоциации, вкратце приведённой на этих же страницах. Все трое — мужчины вполне зрелые и состоявшиеся, что из 30-летнего стажа вытекает самым очевидным образом, но интересно другое: самому молодому из представляемых ими изданий — хорошо за сорок, самому старому (не редактору, журналу, поймите правильно) в этом году исполнилось 98. Редактор и владелец голландского «Фокуса» очень (и по праву) гордится долголетием своего журнала, но только если поблизости нет Дамиана Демолдера, главного редактора английского «Amateur Photographer», начавшего радовать публику тестами новинок фототехники 128 лет назад, при королеве Виктории, за несколько лет до начала англо-бурской войны.
Нам такие цифры, понятно, и не снились, максимум — пара президентов сменилась, и то из небольшого списка кандидатов. Тем не менее есть что предъявить. При раздаче серебра стаж и налёт часов оглашался, и тогда выяснилось: хотя из трёх российских изданий, участвующих в деятельности EISA, наше вступило туда последним, в личном зачёте мне довелось представлять здесь любимую родину дольше, чем землякам. У «Foto&Video» главред менялся однажды, у «Stereo&Video» — многажды (не сосчитать), «АвтоЗвук» в этом смысле как-то не в тренде.
Теперь, когда урегулирован вопрос с личными наградами, надо прокомментировать другие, главные, в Дюссельдорфе собирались не на праздник. Категории, в которых присуждались награды в этом году, претерпели некоторые, объяснимые в условиях волатильности рынка и технологий, изменения. На первый взгляд — непринципиальные, но если вторым взглядом постараться охватить и название категории техники, и особенности того представителя этой категории, который был отмечен наградой, тенденции становятся куда более заметными.
Автомобильная медиаэлектроника (выражаюсь так, чтобы сюда не попали устройства, обеспечивающие остальные аспекты интеллекта современного автомобиля) в каком-то смысле движется к своим истокам. Где истоки? В автомобильном радио, где же ещё… Радио позволяло пользоваться в автомобиле информацией, будь то музыка или новости, которых в самом автомобиле не было, газета на заднем сиденье и патефон в багажнике никакой роли в процессе не играли. Потом центр внимания сместился к тому, что в машине оказывалось наготове. В хронологическом порядке: кассета, компакт-диск (или несколько дисков в чейнджере), DVD (или несколько), USB, iPod с забитым под завязку диском, просто хард-диск, забитый под неё же… Логика прослеживается однозначная: всё с собой, чем больше, тем счастливее жизнь.
Радио при этом было как бы данью уважения к предкам, RDS — единственное заметное нововведение последних десятилетий — картины не поменяло. Спутниковое радио, подчиняющееся принципиально иной логике (не что дают, а что требую) в Европе по какой-то, неведомой мне, причине прощёлкали. Ренессанс радио в европейском автомобиле пришёл с другой стороны — от сетей мобильной связи. Пробки (вместо TMC), интернет-вещание (вместо спутникового), и — пошло-поехало. Это — одно направление. Есть и второе: в Европе идёт довольно бурный процесс возрождения цифрового неспутникового вещания DAB/DAB+.
Эти процессы в чём-то… да что там, во многом сходны с тем, что происходит в компьютерной технике: всё более выгодным становится хранить информацию не у себя, а где-то, докуда можно добраться по каналам связи.
В только что обрисованном мною контексте и надо понимать лауреатов этого года, относящихся к категории головных устройств.
Одно из них, Kenwood, помимо прочих, ожидаемых, талантов двухдиновой «мультимедийки», впервые имеет тюнер DAB+ на борту, а не в виде приставной коробочки.
Второе, Pioneer, объединяет собственные способности с потенциалом App Radio, опираясь при этом на возможности внешнего смартфона.
Третье… Раньше не было третьего, теперь есть, эта награда — общая для нашего жюри и жюри Mobile Devices, у нас это головное устройство с тщательнейшим образом продуманной логикой объединения усилий со смартфоном, на основе нового стандарта Mirror Link, у «мобильщиков» — лучшая на сегодня платформа, расширяющая возможности смартфона в автомобиле.
Сразу два лауреата — дань веяниям времени и автомобильной промышленности: усилитель года — новый Alpine PDX, ставший ещё компактнее и технически совершеннее, чем уже набравшие завидную популярность PDX прошлого поколения. Средство интеграции — очень маленький и исключительно удаленький процессор-интегратор Mosconi Gladen.
Другой процессор, Helix — дань другим веяниям, он мог бы претендовать и на номинацию High End компонента, поскольку не только функционально, но и технически выполнен по всем канонам элитного аудио.
Теперь обратите внимание: из девяти награждённых моделей автомобильной техники (включая общую с «мобилами») пять — произведения германских или итальянских инженерных умов (одно — вообще совместное). При этом Ground Zero, славившаяся сабвуферами, в этом году получила награду за недавно и очень необычно созданную High End акустику; Elettromedia, умеющая делать, как мы знаем, High End акустику, получила приз за сабвуфер — образец идеального баланса между инновациями и традициями, и наконец — акустика года, где баланс явным образом смещён в сторону инноваций, а результат — поистине великолепен, как говорят домашние хай-эндщики, «переигрывает свои деньги». Об этом заявляю ответственно: Gladen Aerospace через наш тест прокатился триумфально.
Таков в общих чертах коллективный портрет лауреатов EISA Award 2012 — 2013 года. Индивидуальные портреты ждут вас на следующих страницах. Там же, лаконично, будут перечислены модели, награждённые в других номинациях другими жюри, во всей красе они появятся на страницах профильных членов ассоциации — «Stereo&Video» и «Foto&Video» (а наши у них — наоборот, кратенько, такой порядок).
Кроме того, как и в последние семь лет, в череде награждённых в парадной форме появятся лауреаты «Зелёной награды» EISA. Она с момента учреждения присуждается одному телевизору и одному мобильному телефону (как наиболее массовым разновидностям аппаратуры), показавшим, по исследованиям европейских специалистов, наибольшую степень экологической сознательности с точки зрения экономии ценных материалов при рождении, бережливого расходования энергии при жизни и минимально возможному загрязнению окружающей среды по окончании этой жизни.
Вехи в жизни ассоциации EISA
1982. 15 июня, Париж. Пятеро молодых инициативных журналистов (имена в редакции имеются) решили учредить премию «Европейская фотокамера года». Почему фотокамера? Да потому, что все пятеро — редакторы авторитетных журналов, посвящённых фототехнике. Созданное таким образом жюри они назвали EAP — European Awards Panel.
1987. Премия становится популярной и почётной, а EAP включает в сферу своих интересов новый тогда вид техники — камкордеры, благо критерии оценки схожи: цвет, разрешение и т.д.
1989. EAP численно растёт и внутри себя делится уже на два жюри (так правильнее всего будет переводить «Panel»): по фото и по камкордерам. А потому меняет название на EIPA — European Imaging and Photography Association.
1992. Свой десятый юбилей ассоциация отмечает судьбоносным решением: к фото и камкордерам добавляется видеотехника во всём разнообразии, а главное — и техника аудио. Новому названию ассоциации — EISA (European Imaging and Sound Association) — предстоит пережить все последующие юбилеи.
2002. Ассоциации исполняется 20 лет. Чем бы это отметить? Решение — безгранично мудрое. В июне 2002 года в состав EISA переходят журналы, ранее составлявшие другую европейскую ассоциацию — ECAP (European Car Audio Press), так рождается жюри (ну или Panel) Mobile Electronics. С этого года и начинается членство в ассоциации нашего журнала.
2006. Всё больше появляется техники, которую трудно отнести к какой-либо одной категории: в ней происходит слияние (на заграничном языке — convergence) аудио-, видео-, фото-, коммуникационной и прочих функций. Как, к примеру, в современном смартфоне. Учреждается новое жюри, так и называется: Convergence Panel.
2007. Ассоциации 25. Наше жюри, Mobile Electronics, готовит к юбилею трудовые и другие подарки. Осознавая новое значение, которое приобрёл термин mobile за эти годы, своё жюри мы переименовываем в In-Car Electronics, сокращённо ICE (а разве не «айс»?), а прежнее название щедро дарим жюри Convergence, поскольку к этому времени оно практически полностью сосредоточило внимание на мобильных устройствах. Теперь мы — ICE, а они — Mobile.
2012. Ассоциации 30 лет. Это тоже стало немного историей.
2014. Общее собрание в Афинах — на родине старейших европейских традиций, принесло немало перемен. Вице-президентом ассоциации избран Любиша Миодрагович, главный редактор журнала Hi-Files, Сербия.
То, что мы по традиции называли «Жюри», чтобы избежать перевода под кальку английского Panel, стало называться Expert Group, а с этим легче, Экспертная Группа — это и младенцу понятно. Границы ответственности новоокрещённых экспертных групп тоже изменились под действием ветра времени. Теперь это «Hi-Fi», «Аудио для домашнего кинотеатра», «Дисплеи и видео для домашнего кинотеатра», «Фото», «Автомобильная электроника (айс!) и «Мобильные устройства». В девятилетней практике присуждения «Зелёных наград» за наиболее экологичные продукты, решено сделать паузу, чтобы найти новый, наиболее сообразный эпохе, статут награды.
2015. В связи с истечением срока полномочий Президента ассоциации Жорже Гонсалвеша (Португалия), новым Президентом избран Поль Миллер, главный редактор британского журнала Hi-Fi News и руководитель Экспертной группы Hi-Fi.
Общее собрание ассоциации в мае в Брюсселе приняло к сведению, а в июне во Флоренции зафиксировало своим решением появление в составе EISA первого чисто электронного издания. Нормативная база для этого была готова уже полтора года назад. Все лишь ждали, кто станет первым и когда. Удивительно, что первого пришлось ждать так долго. Отрадно, что им стали мы.
Личный состав ассоциации EISA по состоянию на 28 июня 2012 (юбилейного) года. Президента EISA Жорже Гонсалвеша вы легко опознаете — скромность, присуща этому во всех отношениях выдающемуся мужчине: он на 30% скрыт баннером в левой части снимка. Рядом с ним, в портупее — новый вице-президент Олаф Адам, над ним нависает фигура Владимира Нескоромного («Foto&Video») — представителя России в жюри «Фото». Другой россиянин, звезда федерального телеканала Михаил Борзенков («Stereo & Video») — в правой части панорамы, у него чей-то портрет на футболке. Третьего гражданина РФ вы сами найдёте
Всего трое из пятидесяти членов ассоциации отбыли в её составе весь тридцатилетний срок. Слева направо: Франц Райт («FotoMagazin», Германия, осн. в 1949-м), Дирк ван дер Шпек («Focus», Нидерланды, вых. с 1914-го), Паоло Намиас («Tutti Fotografi», Италия, на прилавках — с 1969-го)