Я больше не буду…
Чаще всего так говорят дети. Но это же мог бы сказать сабвуфер, внезапно обнаружив, что он — 15-дюймовый.
Ivolga Drive 15C | Precision Power S15 | Kicker ES15D4 | Ground Zero GZTW38 TX | MTX RT15-04 | Power Acoustik P3-15W | Memphis 15-PR15D4 | Gladen Audio RS15FA
Это, впрочем, не единственное открытие, которое его ожидает. 15-дюймовому сабвуферу, задумавшемуся о собственной судьбе и своём месте в мире, предстоит обнаружить, например, что при гренадёрском росте мышечная масса у него отнюдь не выдающаяся. Это в целом справедливо для всех головок предельного калибра, не отнесённых производителями к специальной категории эспиэльных, и особенно справедливо для тех, которые отнесены к сравнительно бюджетному классу.
Дело здесь, как всегда, когда причина не видна на первый беглый взгляд — в деньгах. В пределах серии сабвуферов одного производителя неотвратимо происходит унификация деталей и узлов. Если это клеммы — это нас никак не затрагивает, да их-то как раз можно было закупать разные для всех моделей, дело копеечное. Магнит же и приданные ему детали магнитной системы — наиболее дорогие и трудоёмкие элементы конструкции. Именно из экономии, а правильнее будет сказать — из рационализации конструкций головок, оказывается, что у «десяток» магнит иногда неожиданно солидный (взят у «двенашки» той же серии). Как следствие — чувствительность больше ожидаемой, а полная добротность низкая, при прочих равных это ведёт к более компактному оформлению. Точно так же иногда на спине «пятнашки» мы видим магнит скромных размеров (взят у той же «двенашки»), только что упомянутые следствия повторяются с противоположным знаком.
Такие сабвуферы, рослые и голенастые, собрались в сегодняшнем тесте. Чтобы правильно оценить перспективы установки их в вашу машину, вам надо быть готовыми к суровым цифрам потребных объёмов, они, выраженные в литрах, всюду будут большими двузначными для закрытых ящиков, для фазоинверторов же то и дело станут появляться трёхзначные числа, причём не только по нашей инициативе, многие рекомендации производителей — такие же. Это — как бы тёмная сторона жизни. На её светлой стороне вас ожидает именно то, ради чего ставят сабвуферы такого размера — звуковое давление в салоне. Чувствительность большинства головок, принявших участие в состязаниях этого номера — не фантастически высокая (см. про магнит), но все они без единого исключения в салоне машины дают значительный подъём АЧХ к нижним частотам, не только в ФИ, к чему мы привыкли, но и в ЗЯ. Все. В паре случаев подъём оказывался таким, что кривая АЧХ пыталась покинуть поле графика, пришлось принимать меры.
Теперь — о некоторых изменениях в формате публикации результатов тестирования. Иную организацию текста и иллюстраций вы сами видите, надеюсь, она пойдёт на пользу. Сейчас — о другом. Во-первых, оставаясь верными выведенной в своё время стандартной передаточной функции салона, мы прежде помещали модельные АЧХ на поле с нижней частотой 5 Гц, как предусмотрели разработчики моделирующего софта. Там, по нашим опытам, происходит спад АЧХ, вызванный утечками и нежёсткостью салона, в реальной жизни это никого не волнует, но на графике отвлекало от реально важного частотного диапазона: от 20 до 100 Гц. Изменив формат графиков (нижний предел стал 20 Гц), нам удалось, как кажется, сделать их более информативными и удобными для сравнения. Сразу видно, как кривая встречает нижнюю границу звукового диапазона: ровно, «на подъёме» или со спадом.
Второе изменение более принципиально. Оно касается вносимых сабвуфером нелинейных искажений. Раньше мы, получив значения на отдельных частотах, выводили среднее значение для всего басового диапазона. Остроту про среднюю температуру по палате надо повторять? Ну и хорошо. В общем, теперь свидетельство вносимых нелинейностей будет публиковаться тоже в форме графика, чтобы сразу было видно и процент общих искажений, и вклад важнейших гармоник, второй и третьей.
Тем, кто не привык к графикам этого рода (а их большинство даже среди наших читателей) — краткая инструкция по пониманию. Измерения гармоник проводятся в условиях свободного поля для динамика в закрытом ящике. Верхняя, синяя кривая — это обычная частотная характеристика по звуковому давлению. Проходящая намного ниже серая кривая — это она же, сдвинутая вниз на 26 дБ, что соответствует уровню гармоник 5%. Теперь внимание: мы пока не нашли способа (ищем, предложения помощи примем с признательностью) нормализовать кривые относительно звукового давления, как делают, например, наши итальянские коллеги. Поэтому уровень гармоник надо оценивать не по тому, как идёт кривая, скажем, THD, а по тому, как она идёт относительно серой, 5-процентной линии. Поскольку АЧХ ниже частоты резонанса в ящике падает со скоростью 12 дБ/окт., горизонтальный ход кривой гармоники будет означать, что искажения на каждую октаву возрастают вчетверо. Ну и так далее, скоро разберётесь и даже привыкнете.
МЁД & ДЁГОТЬ
Лидер сегодняшних испытаний выявился легко, но не без банальности. Это — завершающий тест (а значит, и самый дорогой) красавец Gladen, к которому придраться оказалось буквально не к чему. Даже по новой схеме подсчёта баллов отрыв его от соперников заметен хорошо. Соперники, от которых красавец оторвался, тоже очень даже себе ничего. Одновременно пересекли финишный створ MTX уже довольно хорошо известной серии Road Thunder и Ground Zero серии пока малоизученной, первой, названной нерадиоактивным именем, Titanium. И не похожий на GZ, как мы её знаем, сабвуфер — вовсе не эспиэльное чудовище, а нормальный, не без изящества, саб для всех (кто предпочитает большие калибры). Рекомендовать мы берёмся ещё двоих участников. Один — фундаментально, с выдумкой, сделанный Power Acoustik, его покупка порадует с первых мгновений, есть на что посмотреть. Второй на первый взгляд — противоположность первому, смотреть особенно не на что. Тем не менее сабвуфер многим даст очков вперёд. Речь идёт о неувядающей Ivolga Drive. В том, что конструкция этих динамиков не изменилась ни на йоту за время их выпуска, содержится свидетельство: не мы одни заметили, насколько удачными они получились. А цена… Ну, вы сами видели. Тоже порадует в момент покупки, пусть и немного по-другому.