ШКАЛА ХАЙНЕКА
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
И тревожит меня мысль
Не один среди звезд я живу
Визит этот будет вечен
Встреча братьев по умуМумий Тролль
Есть, оказывается, и такая, не всё в мире измеряется в децибелах…
- Тип системы: аудио
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion HX-D2
- Усилители: Eton PA 1502, Brax X1400
- Акустика: Brax Matrix 6.1 PP, Bewith Accurate A-50
- Сабвуфер: Brax Matrix 10.1
Чего только не узнаешь. По шкале Хайнека классифицируются контакты с инопланетными цивилизациями. Автор шкалы — вполне себе человек, землянин, даже американец. Даже с бородой и докторской степенью по астрофизике, но в историю вошёл именно со шкалой в руках. Там, в этой шкале, несколько уровней, от первого (видел издалека, ничего не понял), до седьмого (видел (или видела)) настолько близко, что результатом контакта стала помесь жителя Земли с представителем инопланетного разума). В Мескике ещё до войны что-то там нашли и носились с идеей «звёздного ребёнка» как ненормальные.
Эту работу студии Eclectic Audio придётся классифицировать по шкале Хайнека, к какому уровню она принадлежит — выясним. Формально акустическая система в этой машине — классическая, не сказать банальная двухполоска с сабвуфером. Но это только на первом уровне шкалы, когда издалека и ещё непонятно. Близкий контакт с системой показывает, что она сама — продолжающийся контакт цивилизаций.
НЧ-звено фронтальной акустики — земное и даже знакомое по целому ряду инсталляций, неизменно высокого уровня, это Brax Matrix 6.1 PP. Заслуженно ценимые динамики, плод трудов Хайнца Фишера, землянина и немца. А вот ВЧ-звено сделали (как было предположено в первом и пока единственном тесте этой продукции у нас в №3/2010) носители внеземного разума. Их никто, кажется, не видел, наш главный рассказывал, что даже на вручение премии EISA в том же 2010 году приехал итальянец с доверенностью. Во всяком случае, подтверждений, что кто-либо из землян умеет делать акустику так и такую, пока не поступало.
Следите за контактом цивилизаций: земное головное устройство…
Постоянные читатели поняли: ВЧ-звено носит на себе ярлык Bewith. Асимметричные диффузорные пищалки, даже не совсем пищалки, поскольку запросто работают от 500 Гц, могут и ниже, если что, но с 500 получается лучше всего. В данном случае это — Bewith Accurate A-50, после того, как компания свернула выпуск «народной» серии Reference, эти стали самыми доступными. Всего-то около 35 тысяч (наших, наших, не пугайтесь) за пару. Что дают за эти, в общем-то, не совсем пустяшные деньги? Дают уникальные и по характеристикам, и по звучанию (см. уже упомянутый тест) СЧ/ВЧ-излучатели, в одиночку, без деления полос, из одной точки, отыгрывающие самую важную часть музыкального спектра.
В серии есть и мидбасовые головки, и очень даже недюжинные Accurate A-130, но в том-то и дело, что недюжинные. Зеленолицые конструкторы Bewith, загримировавшиеся простыми японцами, мидбасовую акустику делают только фазоинверторную, под маленькие ящички с невозможной на первый взгляд настройкой (чтобы не быть голословным: рекомендовано 4 л и 40 Гц). В такой конфигурации система получается очень аудиофильская, но несколько камерная (в музыкальном смысле, а не в акустическом). «130» в обозначении мидбасов поставили не просто так, это калибр, означающий, вместе с хитро скошенным диффузором, уникальные характеристики направленности и линейности, но одновременно закономерные ограничения на максимальное звуковое давление. Систему планировали сделать погромче, чем могли обеспечить 5-дюймовые А-130, поэтому полосу частот от 50 до 500 Гц поручили уже упомянутым «Браксам». Опыт установления контактов между Brax и Bewith, по стечению обстоятельств — в точно такой же машине, у студии уже был, контакт прошёл отлично, и его решили повторить. Даже с этой же частотой раздела, от добра добра не ищут.
При столь низкой частоте раздела исчезают как класс проблемы и с высотой сцены, и с привязкой звучания, когда середина (почти вся) и верх (весь) играются одним куском, нет и не может быть проблем с когерентностью излучения и слитностью звукового образа. Мидбас стал заниматься только басом, как и должно быть в приличной системе.
Установлены А-50 (язык не поворачивается назвать их «пищалками») в треугольниках зеркал, причём при монтаже этих излучателей настройка звуковой сцены производится не поворотом оси излучателя, а его последовательным вращением вокруг этой оси, не только сам диффузор, но и его излучение существенно несимметричны. Мидбасы стоят в основательно доработанных штатных местах и, в отличие от второго звена системы, особого внимания к себе не привлекают. Естественно, на фронте использована полная поканалка — пассивный кросс на частоту раздела 500 Гц нарушил бы изящество системы, тем более что процессор есть. Или нет?
Тоже земной, скромно спрятавшийся мидбас…
Отдельного процессора в системе действительно нет. А не отдельный — есть. В качестве источника сигнала использован процессорный Clarion HX-D2, машина мечты. Двойной 24-битный ЦАП Burr-Brown, четырёхполосный кроссовер (Sub/Low/Mid/High) с выбором крутизны спада (6/12/18 дБ/окт.); пятиполосный параметрический эквалайзер (1/3 октавы, добротность полос от 0,5 до 12); поканальная временная коррекция, внешний источник питания ±15 В, все дела, короче, и даже больше. Можно приготовить набор сигналов для любого варианта системы, чем и воспользовались.
Усилителей в системе три: два двухканальных Eton PA 1502 (по 150 Вт на канал) обслуживают всю низкочастотную секцию (один — мидбасы, второй — сабвуфер). Третий усилитель, всё своё внимание уделяющий «как бы пищалкам», и выбран, и включён, и установлен неожиданным образом. Усилитель земной, но редкий — четырёхканальный Brax X1400. В его паспорте сказано, что мощность каждого канала — 50 Вт на 4 Ом, и это находится в явном контрасте с габаритами и массой аппарата. В этом-то и дело: львиная доля размеров и массы приходится на источник питания, в результате выходной сигнал не подвержен никаким флуктуациям, связанным с нестабильностью питания. В этой системе из четырёх каналов подключены лишь два, поэтому усилитель вообще работает «накатом», почти без нагрузки, а это делает подаваемый на А-50 сигнал настолько чистым, насколько это возможно в реальном мире (и настолько, насколько эта акустика именно такого заслуживает). Установлены усилители на рамной конструкции в багажном отсеке, при этом самый внушительный по габаритам Brax показывается на людях лишь краешком корпуса.
Сабвуфер — десятидюймовый Brax Matrix 10.1. Понятно, почему десятидюймовый? Во-первых, в серии Matrix другого и нет. Во-вторых, для такой системы Карев другой калибр бы и не взял, по той же причине, по которой его не взял и разработчик топового сабвуфера Brax. Аудиофил и «десятка» — братья навек. Matrix 10.1 никогда не позиционировался как предназначенный для компактных корпусов, рекомендованный объём (только ЗЯ) — 28 — 30 л, такого объёма корпус ему и сделали. Завершив, таким образом, очередной контакт инопланетной цивилизации с нашей. С лучшими представителями нашей…
…и совершенно внеземной СЧ/ВЧ-излучатель
Справедливости ради надо сказать: представлять Землю доверили одному из лучших обитателей планеты
Квадрат — мощный усилитель для НЧ и чуть выше… Общение с инопланетным разумом посредством геометрических фигур: круг означает сабвуфер… Отрезок прямой — вид сбоку на раритетный Brax
За правым квадратом нашлось место для двух буферных емкостей (по числу квадратов)
RTA
Пойдём, как всегда, по порядку, снизу вверх. Что мы там говорили про аудиофильский сабвуфер? Вот и смотрите. Ниже 50 Гц на АЧХ можно стакан ставить, не расплескается. Выше, где в игру вступает фронтальный средний бас, АЧХ идёт, как во многих хороших системах, с монотонным спадом. Там же, где начинает работать А-50, на взгляд частотная характеристика довольно неровная, и будь это наш первый контакт с инопланетянином, мы бы сказали: «Ну как же так, надо бы это, подправить…» Но контакт не первый, Bewith иногда демонстрирует труднообъяснимое несоответствие измеренных АЧХ и слышимого частотного баланса. А иногда — нет, взгляните на АЧХ выше 5 кГц. Второй стакан есть? И никакого спада на самом верху, граничная частота у А-50 уходит далеко за пределы диапазона частот, доступного слуху землянина.
SQ
Прослушивание затянулось надолго. После обязательной программы с тестовым диском была ещё и произвольная — с оценками за артистизм, неизменно высшими. Такой детальной, воздушной и точной звуковой картинки не слышал уже давно, тем более — в столь просторном салоне.
Тональный баланс — идеальный, даже небольшой перебор в области нижнего баса мне понравился, придав звучанию монументальность. Нижний и средний бас «Браксы ПП» отыгрывают отлично, не зря они носят свой неофициальный титул. А дальше работает японское чудо, ему спасибо. Звучание необычайно ровное, а насчёт фокусировки звукового образа даже и говорить неудобно — вот он, можно потрогать. Ничего не расплывается, все инструменты там, где и должны быть. Звучание отменно детальное, воспроизводятся мельчайшие нюансы. С макродинамикой тоже всё в полном порядке.