НА БЕРЕГУ
Студия: SF Audio
Руководитель проекта: Дмитрий Расторгуев
Это про моряков. Вернее — они сами о себе. В море, дескать, дома, а на берегу, видишь ли, в гостях.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл
- Источник: Memphis 15-MM1-Unit
- Панель управления: Memphis 16-MM1-Contoller
- Усилитель: Memphis MR 4.480
- Акустика: Memphis 15-PRS5V2, 15-MСC8
А если на берегу и чтобы дома, как в море, так нельзя? Можно, оказывается. Предмет труда вы видите, мотоцикл Honda, но не Goldwing, которых без музыки, кажется, уже не осталось, а образец мотоциклетного неоклассицизма. Требований к системе было примерно три. Чтобы играло (это раз), чтобы играло, когда едешь (это два), чтобы играло, когда быстро едешь (три, кажется).
Оценив ситуацию (все три требования плюс неоклассицизм), в студии поняли, что архитектура и компоненты системы нужны нестандартные. В отношении первой постановили делать систему «фронт + тыл» без сабвуфера. Вернее, «фронт + тыл/сабвуфер». Приблизительно так. Основания сторониться традиционного сабвуфера были: объём боковых багажных кофров требовалось максимально сохранить, а поднимать тяжёлый сабвуфер в центральный кофр — значит ухудшать центровку мотоцикла. Решили, как теперь модно выражаться у политиков, «проявить готовность к новым вызовам», то есть добиться приличного тонального баланса без явно выраженного сабвуфера. К тому же владелец мотоцикла не относится к числу участников разбирательств в Высоком Суде Лондона, а его мотоцикл меньше ихних «Бентли». А потому и бюджет проекта предлагалось удерживать в рамках разумного, и габариты компонентов сократить насколько возможно.
Решение, причём как-то всё сразу, пришло откуда не очень ждали. Формально мотоцикл относится к числу сухопутных транспортных средств, хотя каждый проехавшийся на нём под дождём станет этот тезис горячо оспаривать, я уверен. Заглянули в каталог Memphis Car Audio, в том числе (и в особенности) в раздел Marine и нашли сразу всё, что требовалось.
Фронт составили полтора комплекта Memphis 15-PRS5V2 из серии Power Reference. Полтора — понятно, как получилось: мидбасовых динамиков четыре, а пищалок — только две, в обычной системе их всё равно приглушают резисторами, а здесь позволили петь во всё горло. Мидбасовые динамики соединены параллельно, образуя нагрузку 2 Ом. Штатные кроссоверы при таком включении, понятно, не катили, этот вопрос решили по-другому.
Серия Power Reference, в принципе, не позиционируется как морская, но к атмосферным воздействиям устойчива. Диффузор пятидюймовых мидбасов — полипропилен с графитовым наполнителем, купола пищалок — полипропиленовые. Их звучание в ближней зоне не такое пронзительное, как у майларовых, а шёлковые пищалки пришлось бы менять после каждого хорошего дождя, в этих условиях они совсем в гостях.
Подвод низких частот к акустике фронта ограничен кроссовером усилителя (сыграть бас не позволяют ни сами головки, ни их акустическое оформление), так что перегрузить динамики оказалось довольно сложно. Сверху полоса частот ограничена только естественным спадом АЧХ, при направлении «в лицо» это примерно до 8 кГц, а дальше эстафету принимают пищалки, подключённые через фильтры первого порядка без аттенюатора.
Ход работ по фронту был в известной степени предопределён штатным обтекателем, предназначенным для установки двух динамиков размером 4 дюйма. Пластиковую конструкцию пришлось основательно доработать, чтобы разместить в ней пятидюймовые мидбасовые динамики, да ещё не два, а четыре. Установили фанерные кольца, укрепили корпус, облагородили линии, покрасили, всё как положено.
Фронт — полтора комплекта компонентной акустики
При таком раскладе воспроизведение нижнего баса оказалось возложено на тыловые динамики. Обращаю внимание — не на расположенные сзади сабвуферы, а на широкополосные тыловые динамики, тыл для мотоцикла — часть фронта. Прикинули максимально возможный по условиям компоновки калибр, получилось 8 дюймов. Заглянули в уже упомянутый каталог — нашли. Мидбасовые динамики из комплекта Memphis 15-MСC8 тоже формально сухопутные, но вогнутый диффузор из сотового углекомпозита влаги не боится, а для дела берётся излучать и середину, и разумно низкий бас.
Для установки динамиков изготовили закрытый короб-спинку. Передняя стенка и установочные кольца под динамики — из фанеры, обводы задней стенки сформированы фанерными шпангоутами. Дальше — монтажная пена, лайкра, стекломат, полиэфирная смола. Конструкция получилась лёгкой и прочной, а формы отвечают общему стилю мотоцикла.
Вот источник сигнала — однозначно в море дома, это — бездисковый ресивер из серии Marine. Как гласит инструкция, «на сегодняшний день это самая современная и универсальная водонепроницаемая система с возможностью подключения mp3-плееров, USB, iPod и смартфонов. Прекрасно подходит для установки на яхтах, катерах и других морских судах». Про мотоциклы ничего не сказано, но и не сказано, что нельзя. Получается — можно.
Ресивер этот — «компонентный», состоит из основного блока и блока управления. Блок управления 16-MM1-Contoller установлен по центру обтекателя над рулём, в зоне наилучшего обзора, и соединяется кабелем с основным. Есть возможность установки и второго пульта, но она пока не востребована.
Если интересно — так делался передний обтекатель, он — акустический подиум
Основной блок, 15-MM1-Unit, устанавливается скрытно, поэтому его вид не имеет ничего общего с привычными «магнитолками». Герметичная коробка размерами примерно 20 х 5 х 10 см, из которой выходят провода. Внутри — тюнер AM/FM с европейской и американской сетками частот и встроенный усилитель 4 х 40 Вт. Ватты тут «магнитольные», которых было бы явно недостаточно, необходимость во внешнем усилителе не обсуждалась. Обсуждались требования, марка и модель.
Естественно, с учётом энергетического голода, свойственного всем без исключения мотоциклам, усилитель должен был быть импульсным, принимая во внимание пространственный голод, особенно свойственный этому мотоциклу — компактным, по требованиям к громкости — мощным, исходя из бюджета, PDX просили не предлагать. Всё учли и нашли требуемое. В том же каталоге. Memphis MR 4.480, который только что был в групповом тесте компактных усилителей (№9/2012). Пусть не самый аудиофильский вариант, но с таким сочетанием мощности, компактности и цены спорить трудно. И усилитель, и источник сигнала прекрасно разместились в правом кофре, свободного места там осталось немало, притом что (по результатам теста, а не по пресс-релизу) здесь верных 80 Вт на канал на 4 Ом и больше 100 — на 2 Ом фронтальной акустики. Не «магнитольных» ватт, а нормальных.
Остальное ясно по фотографиям — перекрасили бак, сделали аэрографию. Восстановили подсветку и облагородили электропроводку — в мотоцикле тоже «всё должно быть прекрасно», зря Чехов ставил такие узкие рамки.
Оценку работе поставил владелец мотоцикла после тест-драйва. «У всех после 60 км/ч музыку уже не слышно, а у меня и на 140 км/ч нормально. Плохо слышно только после 160». Ну, значит, есть резервы роста…
Меньшая, но центровая часть головного устройства Memphis, тоже компонентного
Тыловая акустика (важнейшая для мотозвука) содержит и элементы сабвуфера, благодаря 8-дюймовому калибру мидбасов
Компактный («в тени листа бумаги») импульсный четырёхканальник Memphis много места в кофре не занял
Выносная часть головного устройства вообще пристроилась в уголке
RTA
Басовый диапазон не поражает глубиной, но, заметим, система, вообще-то, бессабвуферная, а тут 30 — 40 Гц воспроизводятся с нормальным уровнем, поэтому и на слух этот регистр оказался неожиданно убедительным. На середине и вправду есть некоторая болтанка, в этой части спектра акустика «виртуального салона» мотоцикла довольно причудлива, отсюда и необычная роль тыла в мотосистемах, что же касается верхних частот, то АЧХ завидная, особенно — для пластиковых, а не шёлковых твитеров.
SQ
Сцена — понятно какая, симметричная. У мотоцикла другой не бывает. Высота сцены — стабильная, ниже глаз, но заметно выше руля. Локализация по глубине неплохая. Тональный баланс тоже удался — в рамках поставленной задачи. Середина на слух ровная, не крикливая, хотя и не без шероховатостей, высокие частоты прорисованы отчётливо. В целом средне-высокочастотный диапазон отыгрывается выразительно — как на тестовых треках, так и на произвольной программе в виде AC/DC и ZZ Top (извините, что не Вивальди). Верхний и средний бас звучит ровно и мощно, нижний бас — притопленный, но узнаваемый. Макро- и микродинамика — без замечаний, особенно хороша перегрузочная способность системы — даже на полной мощности заметных на слух искажений на музыкальном сигнале нет.