Отвёрточная сборка
Этот термин, как правило, употребляется с оттенком иронии или даже пренебрежения по отношению к месту, где происходит процесс.
Ivolga Power Tube 12SA | Magnat Active Reflex 300 A series II | VIBE Black Air B10-V1 | Kicker Bass Station PT10 | MTX RoadThunder RT12PT | Focal BombA 27 V1
А почему не взглянуть иначе? Считая отвёрточной сборкой такую организацию дела, при которой всеми ответственными процессами занимаются специалисты, гарантируя (в той или иной степени) собственным опытом, компетентностью и оснащённостью производства качество итогового продукта, за вычетом предельно короткой финальной, отвёрточной, фазы.
В car audio к категории отвёрточной сборки в наибольшей степени относятся два вида техники: головные устройства и активные корпусные сабвуферы. О первых говорить не будем, сами всё знаете, в ряде случаев там и отвёртка остаётся не у дел, хвала ISO-коннекторам. Вторая разновидность для пуска в эксплуатацию часто требует только отвёртки, ну, может, ещё перочинного ножика — провода зачистить, остальные потребные навыки ненамного отличаются от тех, что нужны при загрузке чемоданов в багажник. И нередко (пусть мы это и не поощряем), став первым этапом в усовершенствовании звуковой системы, доставшейся с машиной, они оказываются этапом единственным и последним.
Активные сабвуферы (слово «корпусные» отныне опускаем, поскольку других не бывает) — старейший вид автозвуковой техники, не только не увядающий, но в последнее время даже набирающий рейтинг у покупательского электората. Причина ренессанса — повышенная чувствительность новой генерации автовладельцев к нанесению инсталляционных травм своим новейшим приобретениям, в этом смысле активные сабы играют в одной команде с ШГУ, компонентами Plug&Play и акустикой custom fit.
Испытуемые собрались очень непохожие внешне, от издревле известной басовой «трубы» до космического корабля с иллюминаторами, но общий знаменатель (даже не один) прослеживается довольно легко. Первый: предпочтительный тип оформления — фазоинвертор. Он громче при равной мощности встроенного усилителя, а мощность эта почти у всех участников оказалась в той или иной мере скромная, за одним, по существу, исключением. Второй: все участники оснащены входами высокого уровня, один так даже не оснащён иными, это означает, что апгрейд штатной системы — важнейшее предназначение изделий. Третий общий знаменатель был уже вскользь упомянут: встроенные усилители — не рекордной мощности и часто импульсные. В результате сложения этих факторов имеем незначительный потребляемый ток, у многих на пороге перегрузки он оказывался не выше 7 — 8 А, о располагаемой мощности можно судить и по номиналу предохранителя, на киловаттный усилитель десятиамперник не ставят, дурных нету.
Методика испытаний включала три этапа. На первом, лабораторном, мы определяли предельное звуковое давление, которое способен создать сабвуфер при суммарных нелинейных искажениях, не превышающих 5% в полосе частот 50 — 70 Гц. Далее снималась зависимость уровня гармоник от частоты, также в условиях открытого пространства. Как читать эти графики, вы должны бы уже знать, но напомню: серая линия, отстоящая от кривой звукового давления на 26 дБ, обозначает тот самый уровень 5%. Когда кривая искажений (суммарных или отдельной гармоники) пересекает эту кривую, это означает — больше 5%. Эти зависимости снимались при уровне сигнала на 10 дБ ниже уже определённого предельного. Хорошая новость здесь та, что у большинства участников содержание в излучении третьей гармоники, неприятной на слух («хлопающей» или «трескучей»), весьма невелико, преобладает вторая («рычащая»), к которой слух куда благосклоннее, так что приближения к назначенному нами предельному уровню можно сильно не опасаться.
Второй этап — полевой, в багажном отделении автомобиля Fiat Doblo. Сначала — в режиме сольного выступления с помощью анализатора спектра были сняты АЧХ в различных положениях встроенного в сабвуферы фильтра НЧ (и буста, когда он был) и определён коэффициент, связывающий давление в салоне с давлением в свободном поле при одном и том же сигнале на входе. И наконец, сабвуферы по очереди становились частью аудиосистемы в этой же машине, чтобы составить об их звучании посильное субъективное впечатление.
МЁД & ДЁГОТЬ
Довольно уверенно вперёд вырвался Focal. И ключевые показатели, и качество исполнения у него впечатляющие. С ним всё ясно, и добавить нечего. Ясно, в принципе, и с идущими следом, но по их поводу кое-что добавить надо. Следом идут VIBE и Kicker. Единственный бандпасс и единственный ЗЯ в ровном строю фазоинверторов. Оба оказались завидно музыкальны, что легко объяснить применительно к «Кикеру» в закрытом ящике и труднее, когда речь идёт о VIBE, тип оформления которого снискал сомнительную славу у любителей музыкального баса. Но факт остаётся фактом, и бандпасс можно сделать так, чтобы он играл бас, а не долбил его. Невысокое максимальное звуковое давление, развиваемое «Кикером» укладывается в теорию, по ней же самым громким должен был бы оказаться VIBE, но, видимо, его конструкторы разменяли традиционную эффективность бандпасса на нетрадиционную для него ровную АЧХ. Самым же горластым в этом тесте показал себя MTX, для тех, кому наиболее важен этот показатель, это будет наилучший выбор.