Калибр для чемпиона
Сразу предупреждаем: взыщущие славы чемпиона по звуковому давлению могут сильно не беспокоиться.
Hertz DS 250.3 | Massive V10 | Rockford Fosgate P3D2-10 | Pioneer TS-SW2501S2 | Gladen Audio RS10 | CDT HD-1000CF | Kicker CVT104 | Soundstream R2.104 | MTX T610-44 | Ground Zero GZHW 25X | Phoenix Gold P310D2
Чемпионы имеются в виду по другой дисциплине — качеству звучания. Для них «десятка», действительно, самое верное оружие. Косвенно об этом можно судить по их выбору. «Их» в данном случае имеет двойной смысл. Во-первых, навскидку, без подготовки, на ум приходят как минимум две очень респектабельные фирмы, которые топовые модели сабвуферов выпускают только в одном калибре — 10 дюймов. Это Pioneer (серия RS), это — Audison (серия Thesis). Уже есть над чем задуматься. Вторые «они» — собственно чемпионы, мы не раз отмечали на своих страницах, что системы с 10-дюймовыми головками на месте сабвуфера оказывались лучшими не только по мнению редакции, но и по заключению судей на соревнованиях самого высокого полёта.
Почему? По нескольким «чему» сразу. Первое, самое простое соображение: «десятки» в среднем чрезвычайно либеральны во взглядах на объём акустического оформления. В недавнем тесте сабвуферов калибром в полтора раза больше (всего лишь, прикиньте) мы призывали вас не пугаться трёхзначных чисел в рекомендованных объёмах, главным образом это касалось фазоинверторов. Теперь будет совсем другая картина, причём именно теперь.
В предыдущем тесте «десяток», где они были довольно бюджетными, рекомендованные объёмы выражались небольшими двузначными числительными, в этом продолжении той же 10-дюймовой темы будут встречаться и значения, не превышающие 10 л, для которых довольно одной арабской цифры. Значит ли это, что «десятку» непременно надо ставить в предельно тесные объёмы? Нет, не значит, при всей нашей любви к компактным оформлениям. Слово «надо» в данном случае должно появиться на другом месте в предложении. Некоторые «десятки» можно ставить в тесное оформление, если надо…
Существует мнение, небезосновательность которого подтверждена практикой и не вступает в противоречие с теорией, что «десятки» лучше звучат в объёмах, превышающих не только минимальный, но и теоретически оптимальный объём. С практикой всё ясно: попробовали так, попробовали эдак и выбрали лучшее. Теория же подтверждает: если позволить добротности в оформлении упасть ниже канонического баттервортовского значения, отдача несколько снизится, зато улучшатся импульсные характеристики, те самые, недостатки в которых порождают эпитеты «бас медленный, размытый, запаздывает» и прочее подобное.
Это, взятое вместе, означает: при работе с «десяткой» появляется степень свободы, которой другие калибры не предоставляют. Если «вилка» допустимого объёма оформления, скажем, 40 — 60 л, то нетрудно догадаться, что будет выбрано, живём не на облаке, где свободного места — завались. Если же оказывается, что минимальный (да хоть бы и оптимальный) объём составляет, к примеру, 12 л, то сделать 18 — поступок, не требующий жертвенности Данко.
Здесь мы говорили главным образом об оформлении типа ЗЯ. И правильно делали: во-первых, с точки зрения качества баса (для уха) это оформление — чемпионское, а потому в контексте состава испытуемых — наиболее важное. Испытуемые к тому же сами этому помогают: теоретически возможные ФИ для многих «десяток» на практике реализовать крайне непросто: чем меньше объём ящика, тем больший по размерам тоннель требуется для настройки на ту же частоту, нередко его просто некуда девать, даже выпустив за пределы корпуса.
Вторая причина, вернее, группа причин, делающих недешёвые «десятки» выбором чемпионов — технико-экономическая. Унификация размеров заготовок магнитов, а также то, что диаметр провода (да и каркаса тоже) звуковой катушки не обязательно масштабируется вместе с калибром головки, делает «десятки», особенно нежмотской ценовой категории, не менее энерговооружёнными и термостабильными, чем головки больших калибров. Гофр, по размерам иногда такой же, как у «двенашек», делает ход диффузора при небольших ходах не менее линейным, а преимущества больших сабвуферов в смысле искажений (из-за меньшего хода диффузора при равном звуковом давлении) относятся к большим, реально большим уровням давления, что не есть атрибут аудиофильского режима работы системы. Есть и другие факторы, это тема для отдельного разговора. Остаток следующий: когда речь идёт о качестве звучания на разумных уровнях, у хорошей «десятки» конкурентов нет. Так что сегодняшние гости рубрики будут вынуждены конкурировать только сами с собой.
МЁД & ДЁГОТЬ
Насчёт победителя как-то и обсуждения не получилось, в отрыв ушёл участник, завершающий тест. Можно было бы заметить, что при построении в порядке возрастания ценового бремени такой результат предсказуем. Давайте, замечайте, а мы возразим, обратив внимание на то, что по цене четыре последних участника разбежались аж на 120 рублей. Так что дело здесь, действительно, в отменном качестве победителя.
С некоторым и, что интересно, одинаковым отставанием от единоличного победителя идут четверо: Rockford Fosgate, Gladen, Kicker и Soundstream. Набор достоинств у них одинаков суммарно, но различен по существу, у кого искажения побольше, кому объём нужен попросторнее, дальше уж вы сами. То есть, если кто не понял: все четверо становятся «Фаворитами», выбор «среди равных» делать не нам. Мы же отметим, пусть без формальных регалий, ещё двух участников. Определённые вопросы возникли к продукту Massive, но одно несомненно: перед нами редкий случай 10-дюймовой головки, идеально приспособленной для работы в free air. Именно из-за этого и возникла часть вопросов — к другим типам оформления динамик приспособлен не очень. Другой из привлекших к себе внимание, по сходной причине, то есть когда особых характеристик требует задуманная инсталляция — Pioneer. Он тоже оказался пригоднее к фри-эйру, но не только, а редкая, на грани уникальности, геометрия позволит с его помощью реализовать довольно буйные инсталляционные фантазии. Фантазёрам — на заметку.