…И ТОЧКА
Как-то необычно создатели этой акустики поставили точку в названии модели. Не между 6 и 5 (что было бы понятно приверженцам десятичной системы), а сразу после Elite…
Пока в Америке боролись с последствиями всяких там «Леман бразерсов» и «Голдман Саксов», мало кто начинал новые и долгоиграющие проекты в нашей отрасли. И когда пару месяцев назад в рубрике «Ближнее поле» появился написанный тогда ещё крупными мазками портрет новой акустики Phoenix Gold, стало интересно: они в самом деле имеют в виду Elite или так, маркетологи напели? Сейчас, когда все результаты теста уже получены и осмыслены, когда крупные мазки истончились до состояния штрихов, можно с уверенностью утверждать: имели в виду именно то, что бы нам хотелось. Что утверждал автор «Ближнего поля»? Утверждал, что «Elite.65cs — компонентная акустика, выполненная по самым строгим канонам акустического искусства и инженерного мастерства». Так и вышло, причём некоторые результаты применения искусства и мастерства оказались нетривиальными на грани уникальности. А то и за ней, потом увидите.
Чтобы не возвращаться к низменному: по всем понятиям и законам рыночной экономики вновь запущенная элитная ветвь модельного ряда должна была бы порадовать публику ценником ограниченной вменяемости. Но то ли «Леман бразерсы» так повлияли на понятия и законы, то ли ещё что, но факт остаётся им же: Elite.65cs предлагается нам по цене довольно будничной, пусть и не супербюджетной. Что удивляет уже на этом этапе знакомства с новинкой и начинает удивлять гораздо сильнее, когда знакомство становится близким.
В новый дом Elite.65cs входит одетой в аккуратные чехольчики для всех составляющих комплекта, которые потом сложены в солидную упаковку. Без фанатизма и ценных пород древесины, но с уважением к собственному труду. Нашлась только одна вещь, которая не соответствует общему уровню качества: комплектные решётки как будто взяты от недорогой акустики — грубоватая стальная сетка на пластиковых ободьях.
ВЧ-динамик
- Шёлковый твитер собран в цельноалюминиевом корпусе с креплением гайкой. Изделие увесистое не по росту, на причины этого позже отчасти прольют свет измерения
- Вместо контактов — отрезки провода, не очень толстого
- Сетки несъёмные, с довольно крупными ячейками шестигранной формы
Габариты: ∅54,4 х 26,9 мм
Монтажная глубина: 20 мм
Диаметр монтажного отверстия: 45 мм
Мидбас
- Магнитная система защищена резиновым кожухом по периметру и плоской накладкой с торца, отверстия вентиляции здесь нет
- Гофр не просто двойной, а с трудноописуемой формой волн, что-то типа зеркально ориентированных разносторонних треугольников. Стало понятнее?
- Полипропиленовый диффузор экспоненциальной формы
- Центральный колпачок выполнен в форме пули, измерения позже покажут, что это не попытка притвориться фазовыравнивающим телом, влияние этой детали на характеристики направленности несомненно и сильно
- Центрирующая шайба большого диаметра, но всего с четырьмя гофрами опирается на промежуточный обод корзины
- Литая корзина с четырьмя спицами сложного сечения при максимальной жёсткости создаёт минимальное аэродинамическое сопротивление колебаниям воздуха от тыльной поверхности диффузора. Окрашена порошковой эмалью
- Вентиляция звуковой катушки происходит через окна под промежуточным ободом. Окна закрыты крупноячеистой сеткой, причём не металлической, текстильной, исключающей любые дребезги и призвуки
- Толстый фланец снабжён монтажными отверстиями на случай установки в штатные места любого автомобиля, что без дополнительного их усиления, на наш взгляд, было бы легкомысленно
Габариты: ∅165 х 70,3 мм
Монтажная глубина: 64,6 мм
Монтажный диаметр: 145,5 мм
Кроссовер
Кроссовер (узнаваемого при виде сбоку силуэта) состоит из фильтров различной крутизны: 24 дБ/окт. у ФВЧ твитера, для более надёжной фильтрации составляющих на частоте резонанса пищалки; ФНЧ мидбаса — второго порядка (12 дБ/окт.), так, по мнению конструкторов, достигается более предсказуемое фазовое поведение в зоне естественного спада АЧХ.
- Для кроссовера двухполосной системы здесь катушек больше обычного. По документам ФВЧ пищалки — четвёртого порядка, ФНЧ мидбаса — второго. Пока всё сходится
- Защита пищалки двухступенчатая: лампочкой от небольших перегрузок, позистором — от потенциально смертельных. Есть регулировка уровня (-2, 0, +2 дБ)
- Есть таинственный переключатель Midbass Enhancement. Разберёмся, какой такой enhancement, не бином Ньютона
- Чтобы открыть крышку, нужны крепкие ногти. Позаботьтесь об этом заранее
Никелированные нажимные клеммы жёстко установлены на приливах корзины в диаметрально противоположных точках, подводящие провода — ленточные, вшитые в центрирующую шайбу. Если это, по-вашему, не образец качественного выполнения контактного узла, можете в письмах обращаться ко мне «Мадам», это будет столь же далеко от истинного положения вещей
- Мощность максимальная/номинальная (по данным изготовителя), Вт 300/150
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 90 — >22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,34
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,80
Параметры Тиля — Смолла | Fs, Гц | Vas, л | Qts | |
НЧ | Заявка | 55 | 13,24 | 0,545 |
Факт | 62,5 | 16,8 | 0,52 | |
ВЧ | Заявка | — | — | — |
Факт | 1830 | — | 0,81 |
Правильным подходом оказалось начинать с общей АЧХ, а потом смотреть, откуда что берётся, теперь буду придерживаться неукоснительно. Осевая АЧХ системы впечатляет: то, что Elite творит выше 1 кГц — вообще в нашей практике, кажется, не встречалось, а в чужой — только у соседей-«домашников» и только у исключительно породистой и недоступной нормальному россиянину акустики. Средняя кривая (в положении аттенюатора «0») укладывается в допуск ±0,6 дБ (не поленился, померил) от 1 до 22 кГц. Провал шириной 2/3 октавы с центральной частотой 500 Гц выглядит провалом только на фоне остального благолепия, всего-то дел на пару децибел. Midbass Enhancement аккуратнейшим образом ослабляет «телефонный» диапазон 300 Гц — 3 кГц, не влияя больше ни на что, это видно и по кривой звукового давления, и по импедансной.
Кроссовер — самый обычный, с частотой раздела 3 кГц. При работе на реальную нагрузку никакого четвёртого порядка у ФВЧ не просматривается, реально крутизна около 12 дБ/окт. (у ФНЧ даже меньше — 9 дБ/окт.). Позже, однако, выяснится (я что-то сегодня такой обещалкин…), что, суммируясь с собственными АЧХ головок, фильтры окажутся фактически четвёртого порядка оба, а не только ФВЧ, как предписано в документации. Midbass Enhancement действительно работает как полосовой аттенюатор и только на мидбас.
Компоненты, включённые через кроссовер, но по очереди. Как и было сказано, по звуковому давлению крутизна спада АЧХ компонентов стала, как у фильтров четвёртого порядка — 24 дБ/окт. (в данном случае — приблизительно). Частота сопряжения полос как была 3 кГц, так и осталась. 6-дюймовый мидбас, разумеется, на частотах выше 2 кГц проявляет некоторую направленность излучения, но всё происходит гладко и спокойно: «как бы пуля» здесь установлена явно не для красоты. Направленность твитера подчиняется тому же правилу: спад отдачи монотонный до 15 — 16 кГц.
На кривой АЧХ отдельно взятого мидбаса видно, как пулевидный центральный колпачок вытягивает отдачу выше 600 Гц так, что под углом она становится даже выше, чем по оси. Потом, скорректированная фильтром, эта АЧХ и приобретёт уже виденный нами спокойный характер. Индуктивность мидбаса довольно высокая, отсюда и поведение ФНЧ, показывающего электрическую крутизну спада ниже номинальной для своего порядка.
Твитер отдельно от прочего: характеристики направленности мы, в принципе, уже видели, естественный спад ниже 2,5 кГц, складываясь с АЧХ фильтра, обеспечивает крутой суммарный спад кривой. Импедансная кривая (если вы её заметили, а то она почти прямая) показывает, во-первых, что пищалка — с сильным феррожидкостным демпфированием, из-за чего пик на частоте резонанса почти совсем исчез. А во-вторых, если всё же приглядеться, можно увидеть: пик этот довольно сложной формы, это означает, что в глубине алюминиевого корпуса таятся мудрёные нагрузочные камеры.
А теперь — обещанный Марлезонский балет. Часть первая: всё включено штатно, всё — по нулям. Осевую АЧХ вы уже видели во всём великолепии. Но стоит сойти с оси на 30 градусов, как на АЧХ появляется уродливый провал на частоте раздела полос и уже никуда не исчезает. Вот это мы и слышали в начале процесса слуховой экспертизы. И вы знаете, что тогда сделали.
Марлезонский балет, часть вторая. Изменив полярность включения пищалки, получили по оси такую же неприятность, какую только что видели под углом. А под углом? Совершенно справедливо — следа не осталось. Причём процесс роста и исчезновения ямы на 3 кГц происходил настолько стремительно, что мы стали снимать АЧХ через 5 градусов в попытке локализовать начало процесса. Оказалось, что яма пропадает уже при угле отклонения от оси на 15 — 20 градусов и больше не возвращается. Никогда.
И наконец, про искажения. В значимой части звукового диапазона они остаются «в- десятых», то есть очень низкими даже по меркам элитной акустики. Как-то, значит, этот их зеркально-треугольный подвес работает. Совпадение или нет, но третья гармоника начинает доминировать в спектре как раз там, где начинает работать фазовыравнивающий колпачок мидбаса, но абсолютный уровень остаётся низким. На басах КНИ растёт всерьёз лишь ниже 80 Гц, и то практически без третьей «гармошки».
ЗВУК
Систему для прослушивания собрали обычным образом: «домашний» CD-проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST.
Тональный баланс своеобразный — ровный, с ярковатой серединой. Решил поэкспериментировать с переключателями кроссовера. Аттенюаторы пищалок на отметке -2 дБ смягчили резкость сибилянтов при «лобовом» прослушивании, и тут обнаружилась интересная особенность этой акустики. Даже небольшой разворот осей от лобового положения довольно сильно изменил характер звучания, причём не в лучшую сторону.
Попробовал переполюсовать пищалки (это всегда полезно попробовать), и результат из интересного стал редчайшим: теперь тональный рисунок звучания практически перестал зависеть от угла и оставался очень натуральным, а вот при ориентации строго по оси как раз исказился, середина зазвучала как-то неестественно. Разгадку отложили до этапа измерений, продолжив прослушивание в этой конфигурации, в салоне автомобиля по оси не бывает.
Midbass Enhancement в одном из положений приглушал середину, не влияя ни на бас, ни на верхние частоты, это, что называется, на вкус.
Атмосфера передаётся очень убедительно, локализация отличная, есть и глубина, и высота. Исключительно натуральные, реально живые скрипки, рояль немного легковесный в нижних октавах. Звучание вокала очень чистое, детально проработанное и тонально точное. И сольные партии, и хор звучат очень натурально.
Звучание эмоциональное, комфортное, с очень хорошей микродинамикой, на «живых» записях безошибочно читается «дыхание зала». По моему мнению (я не навязываю, но настаиваю), для джаза, симфонической музыки, особенно для камерных коллективов, эта акустика — на уровне лучших мировых. Записи с выраженным низкочастотным регистром подаются упрощённо, для такого репертуара настоятельно рекомендуется басовая поддержка (впрочем, кому я это говорю). Исходной точкой при настройке должна быть, по моему мнению (позже подтверждённому метрологически), обратная по отношению к маркировке на кроссовере полярность включения пищалки. Лишь потом надо начинать играть аттенюатором и Midbass Enhancement.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Двухполосная компонентная акустика
- КТО
- Phoenix Gold Elite.65cs
- ПОЧЕМ
- 12600 р
- ЭТО — ПЛЮС
- Естественное звучание
- Большой динамический диапазон
- Низкие искажения
- Исключительные характеристики направленности
- ЭТО — МИНУС
- Инфляция низкочастотного диапазона
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Не зря назвали «Элита», и точка
- РЕЙТИНГ
- Линейность 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 7
- Звук 9
- Итог 8,4