Как читателю «АЗ» со стажем, мне известно: есть три рубрики, куда может попасть этот материал. Решать не мне, но, вообще-то, интересно…
БЕЛЫМ ПО БЕЛОМУ
Константин АСЛАНОВ, С.-Петербург
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-W520R
- Процессор: Alpine PXA-H100
- Усилители: Mosconi AS200.2 , Mosconi AS300.2
- Акустика: Gladen Audio Zero Pro 165.2 DC , Zero 165
- Сабвуфер: Gladen Audio SQX 12
Это не прошлое системы, а её будущее: эскиз грядущего переоформления салона
Сейчас объясню, откуда такая неуверенность. «Своя игра»? Там обычно публикуются системы, сделанные руками тех, чья деятельность не связана с автозвуком на постоянной основе, а я много (реально много) лет проработал в установочной студии. «Неместные», где публикуются работы иногородних по отношению к Москве студий? Но здесь от принципиальной схемы до последнего самореза всё сделано с помощью одной пары рук, и пара эта принадлежит мне. Что остаётся — «Системы»? Но там сотрудники редакции сами оценивают и идею системы, и её звучание, и качество инсталляции, а здесь… Впрочем, как быть с этим, я, кажется, уже придумал. Знаю, к кому обратиться, не выезжая из города. А сейчас я просто расскажу как есть, а дальше пусть редакция решает, где публиковать, а вы — правильно ли они решили.
Свою деятельность в автозвуке я начал в 2002 году в находившейся тогда на гребне славы питерской студии «АвтоАудиоМастер», от которой позже отделилась и зажила своей жизнью студия Custom’s Club. Получается, что «Неместные», потому что студия? Не спешите, не получается. Этот проект начался уже после того, как я сменил профиль (но не отрасль) работы: перешёл в «Гига-Авто» на должность менеджера по продажам, отсюда доступ к саморезам и полиэфирке не предполагался. А к компонентам, прошу заметить, оставался, в рамках корпоративных правил и регламента.
Окончательный же сигнал к началу работ дал, совершенно неожиданно и очень издалека, Вальтер де Сильва — шеф-дизайнер «Фольксваген групп», когда решил испортить скучным рестайлингом Passat CC — один из самых красивых автомобилей современности. Пришлось поторопиться и даже поволноваться, чтобы успеть заказать дорестайлинговый СС, когда он прибыл, весь такой белый-пребелый, на фирме его немедленно прозвали «Белым лебедем», это имя закрепилось и за аудиопроектом, причём, как потом увидите, не без оснований. Дальше оставалось договориться с женой и детками о повышенной нагрузке на всю зиму — работу над машиной мечты я не хотел доверять никому, хотя весь коллектив Custom’s Club был готов помогать настолько охотно, что едва успевал отгонять желающих. Впрочем, двоих из коллег (вернее, коллегу и работодателя) я позже, когда готовил эту публикацию, попросил оценить исполнение и звучание системы.
А сейчас, в жанре «Своей игры», о том, как создавался «Белый лебедь». То, что система будет основана именно на тех брендах, которыми мне вменено в профессиональные обязанности заниматься, разумеется, излишне обсуждать, было бы нелепо и противоестественно (о соображениях этики я даже не говорю) продавать «Москони» и «Гладен», а для своей машины выбрать, ну, я не знаю… «Рокфорд» или хоть «Фокал». Или веришь в качество и потенциал бренда все 24 часа в сутки, а не только с 9 до 18, или бросай это дело.
Изначально, ещё до прибытия «Лебедя», было ясно, что штатная акустическая система будет удалена, и задолго до покупки в голове сложилась схема новой. Слушаю я в основном клубную музыку, что-то из рока, ну, бывает, немного попсы, нужно, чтобы качество звучания было не в ущерб громкости (и наоборот). Решил, что в системе не будет поканалки, всегда нравилась схема «фронт — тыл — саб», за получением хорошей сцены особо не гнался, не те жанры, чтобы гнаться. Кроме того, уже на этом этапе имел в виду, что у акустики Gladen Audio, которая окажется в системе, кроссоверы — с огромным количеством регулировок.
Нормальную рамку бывает найти сложно. Проще сделать
Всё началось с полной разборки салона и тщательной проклейки всего авто виброшумоизоляцией и прокладки всех кабелей. Шумоизоляции дверей было уделено особое внимание, так как это одна из главных составляющих для получения хорошего мидбаса.
Все провода уложены в кабельной оплётке (змеиная кожа), закреплены стяжками к самоклеящимся площадкам и дополнительно прижаты сверху виброизоляцией. В общем, всё как положено. Акустическая проводка проходит в двери через штатный разъём, для чего пришлось высверлить в разъёме свободные пины. Кроссоверы как на фронтальной, так и на тыловой акустике установлены под обшивками дверей на специально изготовленных кронштейнах.
Фронтальная акустика Gladen Audio Zero Pro 165.2 DC и тыловая Zero 165 выбиралась так, чтобы получить качественное звучание с хорошим панчем, нерезкими верхами и большим запасом звукового давления.
Для установки мидбасов были изготовлены проставочные кольца из MDF и жёстко закреплены к двери. Для того чтобы эти кольца не впитывали влагу, я основательно их покрасил, а поверх высохшей краски дополнительно промазал силиконовым герметиком. Итог — жёсткая конструкция с влагоотталкивающей поверхностью. Фронтальные твитеры задумал ставить в треугольники, звучание с такой установкой мне всегда нравилось больше, чем когда пищалки ставятся в стойки. Установка твитеров выполнена по «чулочной» технологии: выставил кольца, натянул ткань, а дальше — как обычно, полиэфирная смола, шпатлёвка и шкурка. По окончании готовые подиумы отдал в покраску. Тыловые твитеры решил установить на штатные места, на обшивке дверей под сеткой.
Теперь о головном устройстве. На эту роль был выбран Alpine IVA-W520R — хорошая мультимедийная «голова» с качественным звучанием. Всё же система строилась не только для себя, детки тоже любят мультики смотреть, а их у меня двое, мальчик и ещё мальчик.
Для установки ГУ были изготовлены металлические кронштейны, которые крепятся к торпедо взамен штатной «головы». Нужна была ещё переходная рамка под 2DIN, перерыв все магазины, как розничные так и интернетные, понял, что хорошо сделанную рамку мне не купить, все они — из ужасного пластика и с невозможными зазорами. Решено было делать её самому из стеклоткани, готовая рамка вместе с подиумами для твитеров была отдана на покраску, краску взяли матовую чёрную, идеально попав в фактуру и цвет салонного пластика. Конечно же, был установлен блок рулевого управления, для переключения треков, смены источника и регулировки громкости с руля.
В багажнике изготовлена конструкция, объединяющая корпус сабвуфера и два усилителя Mosconi AS200.2W. Корпус закрытого типа сделан из MDF и направлен динамиком в подлокотник, на роль сабвуферного динамика выбрана головка Gladen SQX12 — новинка в ассортименте компании, уже успевшая, правда, успешно выступить на соревнованиях в Германии. Такую головку нужно и прокормить хорошенько, на роль кормильца вышел двухканальный усилитель Mosconi AS300.2W, который я решил установить на заднюю полку со стороны салона. Были мысли монтировать усилители на потолок, хотелось чего-то необычного, потом подумал, это перебор, доработал штатную обшивку полки, изготовил подиум и декоративную накладку, обтянутую алькантарой.
Усилители Mosconi серии AS выпускаются в двух цветах — сером и белом, в Россию всегда завозили аппараты серого цвета, наверное, считая, что они лучше сочетаются с нашим небом семь месяцев в году. Для этой системы… Ну вы же понимаете… В общем, прибыли крылья и хвост для «Белого лебедя».
Панель, на которой крепятся усилители, сделана из 10-миллиметровой MDF, к ней приклеен лист алюминия для того, чтобы получить тонкую, лёгкую и прочную стенку. Фальшпанель для этих усилков выгибалась из оргстекла, подгонялась под багажник и оклеивалась матовой плёнкой (разумеется, белой). К фальшпанели крепится декоративная рамка, под которую я установил подсветку в виде светодиодной ленты, которая имеет множество вариантов цветов. Подсветка загорается только при условии, что открыт багажник при включённом ГУ, для этого пришлось спаять небольшой блок из реле.
Ну и в завершение — о процессоре. Изначально ставить процессор не планировал, хотя подозревал, что сабвуфер с тяжёлой «подвижкой», установленный в подлокотник, будет сложно подтянуть вперед, и он станет запаздывать. Так и вышло. Было принято решение поставить Alpine PXA-H100, заодно и тыловую акустику удалось вытянуть, чтобы твитер, расположенный в задней двери за водителем, не играл ему прямо в ухо.
Такой получился «Белый лебедь». Оценку звучания системы я попросил сделать своих именитых сослуживцев (прошу прощения, сослуживца и начальника). Попросил, чтобы всё как есть. Они сказали, что перешлют в редакцию, если напечатают, то и я прочту. Теперь жду…
Мидбасы в дверях устроены с максимальным комфортом: жёстко и сухо
Если бы человечество не изобрело трикотаж, пришлось бы изобретать нам: а то из чего делать подиумы?
Откинутая спинка заднего сиденья открывает вид на корпус сабвуфера, процессор (справа) и арматуру силовой проводки (слева)
При нормальном положении спинки видно только то, что звучит
Мнение Игоря Петровича Кононенко, двукратного чемпиона Европы 2004 — 2005 гг., обладателя Гран-при за лучший звук, верховного судьи ЕММА Европа, в свободное время — работодателя автора системы.
Я не могу требовать от сотрудников любви к музыке, это как-то само получается — она у нас везде звучит и в офисах, и в комнатах прослушивания, и в КБ. И почти у всех ребят в машинах установлены системы того или иного уровня сложности. А я (это по секрету, только для читателей журнала) по качеству звучания этих систем определяю, кто чего стоит.
Что сказать после прослушивания Костиного «Белого лебедя»? Цельная картина получается. Звуковая среда в машине очень «плотная», все частоты сбалансированы, ничто не «вылезает». Меня порадовала универсальность системы — такое редко бывает, когда и клубная музыка, и хард-рок звучали одинаково правильно и реалистично. Особенно выделю великолепные нижний, средний бас и середину без провалов на вокале, это не так часто удаётся. Из недостатков звучания — несколько отстаёт нижний бас, но, думаю, это вопрос настроек — машину слушали через три дня после «спуска со стапелей».
По поводу качества инсталляции (а у меня отношение к этому аспекту трепетное) — всё «по-немецки» чётко и аккуратно, простое и логичное оформление багажника, в салоне всё «как с завода».
Басовый Mosconi смонтирован на задней полке, переделанной, разумеется, вдоль и поперёк
Усилители фронта и тыла в багажнике. «Белым по белому»…
Основа усилительно-сабвуферного агрегата — из MDF
Со стороны багажника вертикальная стенка зашита листом алюминия
Мнение Валерия Селищева, верховного судьи ЕММА Европа.
«Белый лебедь» задумывался как классический пример «чистого стока», ну разве что яркое, но стильное оформление багажника и усилителей — «лёгкий кастом». Дизайн машины (и её цвет) идеально сочетаются со стилистикой Mosconi, тут грех было не воспользоваться моментом. По качеству инсталляции это — соревновательный автомобиль без всяких скидок, всё продумано и подогнано, без экономии на сложной и трудоёмкой проводке. А исполнение многослойной шумоизоляции и подбор материалов для неё — моя особая гордость, Костя сполна воспользовался опытом Custom’s Club в этом важнейшем деле.
Качество звучания — ожидаемое при продуманном подборе компонентов, их грамотном размещении и бескомпромиссной установке. Получилась добротная система, которая удовлетворит по 80% любителей R’n’B, клубной музыки и рока. Не 100% из каждой категории, таких систем не бывает, но три раза по 80 — это 240% (даже больше, чем 146). Понравился большой запас по суббасу и комфортное звучание на ВЧ. Свойственная системе некоторая ограниченность по динамике относится скорее к выбранному недорогому процессору, нежели к акустике и усилителям, намекну, что Mosconi DSP 6to8 был бы более к месту.
P.S. И кино смотреть не скучно, заводит.