Живой Левиафан
Что мы знаем о ветхозаветном чудище? Главным образом то, что его, скорее всего, никогда не было.
Теперь, как оказалось, есть. Вряд ли разработчики Zed Audio именно это имели в виду, когда обнаружили, что у них получился импульсный усилитель с качеством звучания, не уступающим хорошим неимпульсным. А звонить Стиву Манцу в Калифорнию не хочется, да ещё разница во времени…
Как у нас однажды (пару месяцев назад) уже отмечалось, название усилителя наводит на мысль об убийственной силы моноблоке. Там же отмечалось, что на самом деле «Левиафан-3» (следы «Левиафанов» с номером 2 нашлись в Интернете, по виду почти неотличим) — универсальный многоканальный усилитель. Во-первых, применительно к этому типу усилителей универсальность в наибольшей степени зависит от числа каналов, когда это строго шесть строго независимых, а не четыре плюс два, соединённые в мост уже на фабрике. Во-вторых, даже честный шестиканальник мощностью по 40 Вт на канал универсальным не окажется, с сабвуфером ему делать нечего. Ну и фильтры, разумеется, от них в нашем деле зависит немало.
Без звонка Стиву видно: всё это известно и ему. Шесть каналов с идентичной (и немалой, впрочем, вы бы и без меня это заметили, по заявке — 190 Вт на 4 Ом у каждого) мощностью и довольно гибкие по той же заявке фильтры.
Что касается габаритов, они вовсе не левиафанские, там где-то указаны, когда найдёте, согласитесь, иного не ожидаю. Габариты — обычные для многоканальника средней мощности, только здесь мощность — не средняя.
Индикатор включения — надпись «ZED», выложенная на плате из бело-голубых светодиодов, в процессе запуска усилителя мигает (секунды две), потом начинает гореть с ослепительной яркостью
Светодиоды на плате индицируют различные режимы работы источника питания — так, один из них, предположительно участвующий в процессе стабилизации напряжения, загорался при превышении выходным сигналом уровня 11 В
Формально нелинейные искажения, вносимые этим усилителем, нельзя назвать рекордно низкими, но их спектр (вторая и третья гармоники примерно равной амплитуды) оказался таким, что на слух отторжения не вызывает.
В каналах 1 и 2 можно включить (или не включить) только ФВЧ. Если не включить, то здесь, как и в остальных каналах, получится АЧХ без малейших признаков спада как на НЧ, так и на ВЧ. Включённый фильтр — действительно, 24 дБ/окт., фактические пределы перестройки частоты среза (по -6 дБ, как принято для таких фильтров — от 57 до ровно 4000 Гц. Форма кривой сохраняется абсолютно неизменной.
В таких же пределах перестраиваются фильтры в каналах 3 и 4, только здесь это или ФВЧ, или ФНЧ, или оба сразу, образующие полосовой фильтр, или, разумеется, ни один. Полосовой фильтр с такими пределами регулировки частот среза подходит и для широкополосного фронта-тыла (с отключенным ФНЧ), и для мидбаса в двухполосной поканалке. Подходит и для СЧ-звена трёхполосной системы, но тут уже надо смотреть на возможности третьей пары каналов.
В каналах 5 и 6 можно включить ФНЧ с такой же, как и всюду в этом усилителе, крутизной 24 дБ/окт. и пределами перестройки частоты среза 44 — 240 Гц, одновременно с ним включится ФВЧ, перестраиваемый от 12 Гц до 100 с небольшим, по существу, расширенный сабсоник. Что касается ФНЧ, для сабвуферного канала он подходит безоговорочно, для НЧ-звена трёхполоски — условно, то есть смотря какое звено, на 200 Гц у нас полосы фронта делят редко.
- Максимальная мощность (12,5 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 205/295
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,17/0,22
- Входная чувствительность, В 0,22 — 8,9
- Отношение сигнал/шум*, дБА 86
Габариты, мм
- Длина/длина с разъёмами 415/445
- Ширина 248
- Высота 57
*По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.
Максимальный диаметр кабелей питания 8 мм. Диаметр выходных зажимов меньше — 6 мм. Предохранитель — внешний, неожиданно скромного номинала — от 30 до 50 А. Вход Remote можно не использовать — в усилителе предусмотрено автоматическое включение при появлении сигнала на любом из шести входов. Впрочем, эту опцию можно отключить и пойти обычным путём
Прослушивание
Для теста использовался наш стандартный комплект: «домашний» CD-проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST, с выхода предусилителя которого и был снят сигнал. Акустические системы — двухполосные Monitor Audio. Кроссоверная секция была отключена, задействовались 1 и 2 каналы. Тестовые диски — симфоническая музыка, джаз, хор. На этих записях обычно очень хорошо заметны все проблемы усилительного тракта: нелинейность, интермодуляция, плохое демпфирование. И, конечно, не были забыты современные направления музыки — с учётом целевой аудитории, да и с целью проверки мускульной силы.
После довольно длительного прослушивания мне пришлось изменить мнение об усилителях класса D. Конечно, это ещё не High End, но качество звучания весьма высокое. Настолько высокое, что и придраться-то, в общем, практически не к чему. Мощное и впечатляющее звучание органных композиций или большого симфонического оркестра приближалось к живому исполнению.
Тональный баланс ровный, с ярковатой серединой. Вокал очень чистый, детально проработанный и тонально точный. В звучании хора расстановка исполнителей по сцене передаётся вполне реалистично, есть и передний, и задний план. Одним словом, хор не карманный…
Чуть гулким оказался бас на современных музыкальных жанрах — но это, скорее, особенности записи, чем недостаточное демпфирование. И вообще, впервые в моей практике импульсный усилитель столь безошибочно и беспощадно выявлял недостатки фонограмм, не добавляя ничего от себя к действительно хорошим.
Особого внимания заслуживает разрешающая способность усилителя — передавать слабые сигналы на фоне сильных. Деликатная джазовая тарелочка на фоне мощного контрабаса звучала отлично, отголоски рояля не вязли в басовых пассажах. Интермодуляцией, соответственно, тоже не пахло — верхняя середина была кристально чистой даже на фоне мощного басового «подпора».
Всего год назад («АЗ» №11/2011) по этому поводу было сказано следующее: «Понятно, что не за горами то время, когда по музыкальности широкополосные импульсные усилители встанут вровень с лучшими представителями класса AB, но пока это время не наступило». Приходится признать — это время наступило.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Шестиканальный усилитель
- КТО
- Zed Audio Leviathan III
- ПОЧЕМ
- 45900o
- ЭТО — ПЛЮС
- Высокое качество звучания
- Гибкость применения
- Незаурядная мощность
- ЭТО — МИНУС
- Неочевидная структура кроссовера
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Он существует…
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 8
- Фильтры 9
- Удобство установки 8
- Впечатление от прослушивания 9
- Итог 8,5