Норма багажа
Эта норма есть только в гражданской авиации: превысил — плати. Или добро пожаловать в бизнес-класс, то есть опять плати.
Prology WOW BOX-1200 | Pioneer TS-WX304 | ESX SE-300 | Polk Audio DB1212 | Eton Force 10-800 BR | MTX TR12AV | Coral HDB10 | Rockford Fosgate P3S-1X12 | Hertz EBX F25.5 | JBL GTO 1214 BR | Kicker VS12L3- 2
В автомобилях, где проходит лучшая часть нашей жизни, такой нормы не существует, помимо естественного ограничения — объёма багажника. Что есть там главный багаж? Разумеется, сабвуфер, те, кто считает иначе, сейчас едут в метро, читая «Ваши шесть соток».
За что мы любим саббоксы, а за что — нет? Начнём с «нет», так будет легче объяснить появление на последующих страницах более десятка таких изделий. Главная претензия к готовым сабвуферам — их сделали не такими и не так, как мы бы их сделали сами. Мы бы удачнее выбрали объём и настройку, мы бы взяли покруче материалы, мы бы всё свинтили и проклеили, как на случай ядерного конфликта, мы бы отделали их снаружи, как для музея, мы бы…
Так, а если нет? Не смогли бы, не сумели или нет подходящего инструмента? Здесь появляется главный аргумент «за»: корпусные сабвуферы делают всё-таки люди не случайные, нет оснований полагать, что, движимые какими-то мистическими целями, они умышленно выбрали самые неподходящие характеристики оформления, самые негодные материалы и отстойный инструмент. Две последние гипотезы, в отличие от первой, содержат в явной форме фактор экономии, но у всего есть свои границы, кроме того, в условиях промышленного производства некоторые элементы автоматически получаются одновременно лучше и дешевле изготовленных в индивидуальном порядке. Отметьте это место в тексте, пролистайте следующие страницы, прикидывая, сколько труда ушло бы у вас на изготовление таких декоративных панелей, защитных грилей и тоннелей ФИ, какие можно встретить у некоторых участников теста. И потом — снова сюда.
С возвращением. Ещё один аргумент в пользу готовых сабвуферных решений — изменившееся в последнее время отношение к насильственной модификации автомобиля. Корпусной сабвуфер требует ненамного больше вмешательства в конструкцию машины, нежели иной багаж. Разве что провода, но и их всего два. Остальное — это уже по ведомству усилителя, а мы сейчас не о нём.
Ну и наконец: разработчики и изготовители готовых сабвуферов всё больше становятся друзьями человека. Образ человека, с которым они хотят дружить, раньше рисовался однобоко: басу побольше и поколбаснее. Сейчас вниманием не обходят и вегетарианцев: некоторые из испытанных моделей показали характеристики, близкие к аудиофильским.
Как уже случалось в последнее время, мы не устанавливали для участников теста жёстких стоимостных ограничений, следуя принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Потребности в данном случае измеряются количеством и качеством получаемого баса, а также потребительскими достоинствами собственно изделия, в частности — внешней привлекательностью; способности — объёмом, отнимаемым у багажника и ценой, отнимаемой от сбережений.
Количество баса мы оценивали в виде максимального неискажённого звукового давления в салоне, когда средний уровень КНИ приближается к 5%, общепринятой знаковой цифре для басового диапазона. Раньше мы приводили показатель предельного звукового давления, исходя из чувствительности и максимально допустимой мощности, без учёта искажений. То есть, по существу, как громко может звучать (не сгорев), а не как громко играть (не производя неприличных звуков). Потом оценивали структуру искажений на уровне на 10 дБ ниже уже найденного предельного, этому посвящён один из графиков.
Второй график — частотная характеристика в салоне тестового автомобиля, это с некоторых пор — Fiat Doblo, все сабвуферы, кроме одного, оформленного в виде трубы, располагались при этом одинаково — в багажном отсеке под спинкой заднего сиденья диффузором назад, в сторону грузовой двери с частично открытой шторкой, закрывающей багажное отделение сверху. Сигнал на сабвуферы подавался в виде широкополосного (в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) розового шума при отключённом ФНЧ. Указываю условия измерения столь подробно, потому что не могу не обратить вашего внимания: в этих, вполне типичных, условиях установки некоторые из сабвуферов без участия кроссовера сами себе резали диапазон излучаемых частот сверху, иногда довольно низко, пару раз — ниже, чем обычно настраивают ФНЧ сабвуферного канала. Это не мешает иметь в виду.
Ещё не мешает иметь в виду, что привычный импеданс 4 Ом был у большинства сабвуферов, но не у всех, у двух это было 2 Ом, а у одного — вообще 1 Ом. Уровень сигнала мы меняли соответственно импедансу, поэтому чувствительность приведена к постоянной мощности, а не напряжению на клеммах сабвуфера (2 В RMS для обычного импеданса, 1,4 В для 2 Ом, 1 В — для 1 Ом).
В целом же, с учётом упомянутых особенностей, очередное поколение «басовых коробок» понравилось больше, чем бывало прежде, они стали работать аккуратнее, выглядеть элегантнее, а некоторые модели оказались сконструированы нетиповым образом: остроумно и не без инноваций.
МЁД & ДЁГОТЬ
Нечасто победитель в такой многочисленной группе функционально одинаковых (и при этом несложных) устройств определяется столь отчётливо. Это единственный участник теста, где применено нетиповое для автомобильных сабвуферов решение — оформление с пассивным радиатором. Это — Hertz, как вы, наверное, уже поняли. Благодаря такому электроакустическому изыску итальянским конструкторам удалось добиться и отменной частотной характеристики, и высокой линейности, и чрезвычайно удобного форм-фактора. Среди сабвуферов более традиционного устройства лучше других показал себя Kicker, единственная претензия к нему носит характер не технический, а экономический, это сегодня — «Фаворит». Ещё троих участников хотелось бы выделить и поощрить по принципу «каждому своё». Если нужен самый мощный бас (не в ущерб его качественным показателям), то наиболее оправданным выбором становится JBL («Рекомендация» №1). Если нужен хороший бас в минимальных габаритах, выбор падает на Coral («Рекомендация» №2). И наконец, если всё же не обходить вопросы экономики, на общем фоне начинает сиять ESX: он делает многое не хуже собратьев по тесту, носящих на груди ценник вдвое больше. «Рекомендация» №3. Всё.