В странном порядке употреблены эти прилагательные, верно? Но я сейчас объясню, про что это.
Последний и первый
Это — не про усилители. Хотя именно у четырёхканальника есть неплохие шансы оказаться и тем, и другим. Первым — когда будущему владельцу системы сразу ясно, чего он хочет, а хочет он приличный фронт и нестыдный саб, вот оно и решение усилительной части задачи. Если выбор сделан удачно, он может стабилизировать ситуацию на время, достаточное для смены автомобиля, а то и увлечения, всякое бывает. Тогда этот же четырёхканальник становится и последним. Среди нашей читательской аудитории это редкость, а так, по жизни — бывает.
Art Sound XE754 | Magnat Edition Polar 4000 | Kenwood KAC7405 | Auditor Rip-4280 | Phoenix Gold Z500.4 | Soundstream P4.500 | Hifonics Elite BRE100.4 | ESX SE480 | Ground Zero GZRA 4.100G | Polk Audio PA 660 | Memphis Car Audio SRX4.300 | Dragster DAD 604
Но имел я в виду другое, прилагательные я подбирал к существительному «ватт». Некогда — английской фамилии, а ныне — единице мощности. Говоря об усилителях, чаще всего опускают вторую часть корректного наименования этого прибора: усилитель мощности. И, характеризуя главное достоинство этого типа электроакустических устройств, говорят о последнем посильном ему ватте. Последний в данном случае — это тот, следующий за которым приводит к совершенной непохожести выходного сигнала на входной. Это можно назвать перегрузкой, ограничением, клиппингом, как вам больше нравится. Здесь всё часто действительно определяется одним ваттом. Транзисторные усилители характеризуются резким переходом из линейного режима в режим ограничения, мы снимаем мощность, по международным договорённостям, при достижении уровня нелинейных искажения на выходе, равного 1%. Если вы хоть раз видели кривые зависимости искажения от мощности, хотя бы на наших страницах, то не могли не заметить: эта точка всегда (даже не как правило, а строго всегда) находится на стремительно взметающейся ветви кривой. На ватт меньше — и искажения станут измеряться долями процента. На ватт больше — и они перевалят через десяток.
Номер этого, последнего ватта и пишут в рабочей документации к усилителю. Потом амазонки из отдела маркетинга округляют это значение до ближайшего красивого и большего одновременно, оно оказывается в документации потребительской, а будучи умноженным на неведомое науке число — на упаковке.
Такова судьба последнего ватта. А что там первый? Образное понятие «первый ватт» ввёл в обиход один из авторов «Stereophile», кажется, Дик Олшер, имея в виду, что многое в качестве звучания зависит от способности усилителя передать неискажённым образом именно маленький сигнал. Как раз это многим транзисторным усилителям даётся непросто в силу принципов их работы.
Начав систематизировать результаты этого теста, мы обратили внимание: усилители подобрались, во-первых, все традиционной схемотехники, класс АВ, во-вторых, многие показали себя очень достойно в плане нелинейностей, а это, вы уже поняли — вторая главная характеристика прибора, задача которого — усилить сигнал, не внося в него искажений.
И, несмотря на то, что «первый ватт» — это фигура речи, автор которой имел в виду просто микросигнал на выходе усилителя, мы решили на время понять это буквально и наряду с обычным набором характеристик приводим значение КНИ для выходной мощности 1 Вт. Это позволило нам поставить в равные условия усилители с разной предельной, до последнего ватта, мощностью, оценивая их потенциал при работе с высококачественной фронтальной акустикой. При работе на сабвуфер по-прежнему «последний ватт» ценнее первого.
Результаты нам показались любопытными: несколько испытуемых выделились из общего ряда именно по этому показателю, в практических терминах им самое место на фронте, даже в поканалке. Другие, у которых последнего ватта больше, а первый — похуже, будут нормально работать в стандартной схеме: два на фронт, два на сабвуфер.
Как правило, говоря о возможном (или предпочтительном) применении усилителя, мы большое внимание уделяли его фильтрам. Для работы в поканалке нужны фильтры более продвинутые, нежели для схемы «фронт — саб». Уделять этому вопросу внимание нам становится всё сложнее, с прискорбием приходится констатировать: даже производители с репутацией проявляют в этом отношении всё больше небрежности, вы это заметите. Да, понятно, усилители недорогие, но у некоторых очень неплохие (а то и совсем хорошие) характеристики уживаются с малопригодными для практического применения характеристиками кроссоверов. Надежда на фильтры в «голове»? Мы знаем, они далеко не всегда идеальны для задуманного проекта, не говоря уже о том, что таким образом сокращается пространство для инсталляционного манёвра.
С точностью до этой ремарки участники оказались очень недурны, надо только определиться с личными приоритетами. Кому важнее последний ватт, а кому — первый…
МЁД & ДЁГОТЬ
Интересно распределились участники в итоговой таблице с учётом условий оценки, данных в начале теста, вернее даже — до его начала. Наилучшими по сумме показателей стали Art Sound и HiFonics. Оба, заметим, не самые мощные (хотя и не самые слабые), мощность у них — стандартная, для универсальных усилителей мы считаем таковой 60 — 70 Вт на канал. У обоих зато завидно малый показатель нелинейных искажений и очень приличные фильтры. Оба, таким образом, имеют полное право считаться «Лидерами» теста. На звание «Фаворитов» претендовали четверо, а получили — двое. Вот почему: из числа претендентов по характеристикам наиболее сбалансированы и универсальны Polk Audio и Phoenix Gold. При этом у Polk — отличный показатель «последнего ватта» при приличном первом, а у Phoenix Gold — наоборот: мощность меньше почти в полтора раза, искажения — вчетверо. Тут уж, как говорилось, смотря для какого варианта применения вам нужен усилитель. Оставшиеся двое претендентов показали себя хорошо, но с оговорками, затрагивающими фактор универсальности: Kenwood получился необычно мощным, с низкими искажениями, но фильтры его годятся лишь для одной архитектуры системы. Ровно такими же «последними ваттами», на любой нагрузке, может похвастать ESX, эти двое, кстати — чемпионы теста по мощности. Но там с фильтрами тоже далеко не безоблачно, если в них нужды нет — всё остальное достойно пристального и платежеспособного внимания.