Учитель сам определил архитектуру системы и состав компонентов. Деревья — засохшие, кувшин — старый. Так, значит, он это видел…
ИКЕБАНА
Студия: Sound Lab
Руководители проекта: Александр Степанов, Александр Лысенко
Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову.
Икэнобо Сэнкэй
- Тип системы: аудио + мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: CD-чейнджер McIntosh MCD 410, OEM ГУ
- Процессор: Alpine PXA-H800
- Усилители: Phoenix Gold Elite.4, Phoenix Gold Elite.2, Phoenix Gold Elite.1
- Акустика: DLS Iridium 6i, AD M35 Neo, Audison Thesis TH 1.5 violino
- Сабвуфер: Phoenix Gold Ti212d4
Не станем делать из записок сэнсэя догму. Икебана в автозвуке не требует, чтобы кувшин был разбитым (если не повезло — надо починить, прежде чем ставить систему). Ветки не обязательно брать только с засохших деревьев, у зелёных и цветущих бывают не хуже. Главное же остаётся неизменным: найденное гармоничное сочетание принесёт и удовольствие, и «разные мысли»…
Задание было привычным: High End без религиозного фанатизма, обязательная поддержка дисковых носителей (много хорошего накопилось), сохранение функций штатного ГУ. Последнее требование было обусловлено техническими характеристиками кувшина. Это — Audi A6, где отказываться от штатного ГУ возникает мало желания и ещё меньше возможностей, в машинах такого класса это настоящий компьютер, прикидывающийся CD-ресивером. Помимо «чисто музыки», в нём сосредоточена масса специфически автомобильных функций, одним словом — мина неизвлекаемая, сапёров не подпускать, беречь личный состав.
Немало известно прецедентов, когда эту часть системы оставляли работоспособной и независимой, даже с собственными динамиками для воспроизведения служебной информации — сигналов парктроника или навигационных подсказок. А высококачественную аудиосистему устанавливали «поверх штатной». Здесь решили поступить несколько иначе: поскольку функции радиоприёмника всё же остались за штатным дивайсом, он включён в общую систему как альтернативный источник.
Комплектующие и реализация были оставлены на усмотрение исполнителей с пожеланием обойтись без «архитектурных излишеств», которые с работой дизайнеров VAG (особенно в модели премиум-класса) согласуются обычно не лучшим образом.
С этого момента началась икебана, сиречь — искусство композиции. Структура аудиосистемы для проекта такого уровня даже не обсуждалась: трёхполосный фронт с полной поканалкой (три-ампингом) и сабвуфер, тракт процессорный, ламповый драйвер всемирно известной мегакорпорации Phant Audio — само собой, без него за последний год редко обходится хоть одна действительно «штучная» работа студии.
Штатная «голова», как и было сказано, осталась на месте, размеченном для неё на заводе в Некарсульме (А6 делают именно там, а не в Ингольштадте, если что), от неё во вновь возводимый аудиотракт сигнал запустили, не заморачиваясь выведением линейных выходов, ведь от штатного источника требовалось работать радиоприёмником и источником вспомогательных звуковых оповещений, не хай-энд, одним словом.
Источник музыки — главный и единственный — коллекционный McIntosh
Хай-энд начинается с источника, установленного вновь. Это никогда не бывший распространённым, а теперь бесповоротно ставший раритетом шестидисковый CD-чейнджер McIntosh MCD 4000. При этом (по всем заветам хай-энда) используется он здесь как транспорт, ЦАП будет потом и отдельно. Тут художники столкнулись с первой эстетической проблемой в составлении гармоничной композиции. Здесь есть оптический выход, но принципиально иного типа, нежели имеющие хождение сегодня. Такого входа нет и не может быть в процессоре Alpine PXA-H800, на который планировалось возложить обязанности ЦАП. Тогда в композицию включили довольно редкий цветок, растущий только в апеннинских горах. Полное латинское название — цифровой S/PDIF-конвертор Audison SFC (Sampling Frequency Converter). Входы и выходы конвертора — TosLink (оптический) и RCA (электрический коаксиальный), причём можно использовать любое их сочетание. Конвертор преобразует S/PDIF-аудиосигнал любого стандартного разрешения с разрядностью от 16 до 24 бит и частотой дискретизации от 32 до 192 кГц в сигнал с частотой дискретизации 48 кГц, а разрядность совпадает с входной. Кроме того, конвертор подавляет коммутационные и иные помехи, устраняет джиттер, одним словом — оживляет композицию.
Чейнджер и конвертор установлены в бардачке, откуда сигнал по оптической линии поступает на процессор Alpine PXA-H800, расположенный в багажнике — поближе к усилителям. Для управления раритетным чейнджером, по идее, предназначен не менее раритетный внешний контроллер McIntosh MD4000. Он оказался, однако, даже более раритетным, нежели считалось. До степени полного ненахождения в радиусе действия профессиональных связей. Выручило то, что некоторые виды флоры растут на внешне совершенно несхожих почвах. Это к тому, что McIntosh находится в прямом родстве с Clarion (чего по виду не скажешь, видно, климат другой). Функционально аналогичный пульт Clarion FMC 250 найти удалось, его разобрали, снабдили новым соединительным кабелем и дублирующими кнопками управления. Кнопки интегрировали в центральную консоль, а индикатор — в потолочный плафон. Выглядит, как штатное, ради этого блок кнопок у селектора коробки переделывали дважды, чтобы шрифт надписей совпал с заводским. Икебана не терпит небрежности…
Периферия на потолке: пульт процессора Alpine и пульт Clarion. Управляющий McIntosh
Акустические компоненты тракта, а точнее, их сочетание изрядно удивят не превзошедших высокое искусство композиции. Мидбасовые динамики DLS Iridium 6i, среднечастотники AD M35 Neo и пищалки Audison Thesis TH 1.5 violino — согласитесь, набор нетривиальный. Так увидели будущее произведение искусства композиции мастера. Воспользуюсь случаем поучиться стилю мастеров и для этого сделаю небольшое упражнение. Изучив известные работы, на месте НЧ-звена мог бы ожидать увидеть (кроме того, что увидел) Morel Supremo или Elate, возможно — Brax Matrix. В роли СЧ-звена M35 Neo у этих мастеров, действительно, на первом месте в очереди на установку, выбор пищалки для студии — определённо инновационен, раньше из стоек не вылезали Morel Supremo Piccolo в системах «верхней ступеньки» или те же Brax Matrix — на ступеньку ниже. Понял, сажусь, пять, можно выйти?
У пищалок заменили штатные литые «рейлинги» более традиционной сеткой, отчасти из эстетических соображений — violino смотрится роскошно в одиночестве или в окружении динамиков из той же серии и с таким же оформлением. В компании с иными гармония теряется, красота композиции — не в достоинствах отдельных частей, а в их сочетании. Под сетку выточили наборные дюралевые кольца. Аналогичные кольца, только в большем количестве, сделали и для среднечастотника, заодно облагородили и сам динамик — удалили крепёжные «ушки» и уменьшили диаметр крепёжного фланца. Получившиеся модули разместились рядом в горизонтальной плоскости: пищалки оказываются на положенном месте при закрытой двери, а среднечастотники остаются на своих местах в стойках, внутри которых для них организован необходимый объём, размеры конической переходной части подиума выбраны не случайно.
Что было и как было: потолочная консоль до вмешательства и хирургия с пультом «McClarion» в роли пациента
Оставшиеся компоненты тракта пока мало известны широкой общественности — это полная линейка усилителей Phoenix Gold топовой серии Elite. Серия эта появилась в 2012 году и включает моноблок, работающий в классе D, двухканальный и четырёхканальный усилители класса АВ. Все три усилителя серии имеют одинаковый внешний размер, что тоже способствует «композиционному единству».
Усилители серии Elite выбраны неспроста — помимо высокой выходной мощности, их отличает очень музыкальное звучание. И это неудивительно — в конструкции использованы операционные усилители Burr-Brown, подобранные пары выходных транзисторов Sanken, керамические конденсаторы, раздельные нестабилизированные источники питания. В редакционной лаборатории уже побывал один из представителей серии — двухканальник Elite.2, и мы имели полную возможность убедиться в справедливости этих заявок (см. №1/2013).
Здесь всё штатное, к вящей славе дизайнеров VAG
Сигналы средних и высоких частот поступают на четырёхканальный усилитель Elite.4, низкие частоты фронта усиливает двухканальный Elite.2. И наконец, моноблок Elite.1 работает с сабвуфером. На входе всех каналов (от ВЧ фронта до сабвуферного) действуют каскады лампового драйвера Phant Audio Tube Driver Eight. Один канал остался не у дел, но велико не мало.
Сабвуфер Phoenix Gold Ti212d4 установлен в закрытом корпусе объёмом в пресловутый кубический фут за спинкой заднего сиденья, корпус изготовлен из MDF, но с затеями: гнутые (реально — выклеенные из полос) боковые стенки намного жёстче плоских. Корпус сабвуфера крепится к сварной раме, внутри которой разместились один из усилителей (как раз сабвуферный моноблок), процессор и дамповый драйвер с выносным блоком питания. Вторая часть рамы — подъёмная на газовых упорах, внутри неё — два оставшихся усилителя, под ней — запаска, над ней — то, чем пожелает обогатить композицию в багажнике хозяин машины, отправляясь в путь. Хотелось бы что-то изящное, в общем стиле…
При открытой двери НЧ и ВЧ фронтальной акустики выходят наружу, а СЧ остаётся внутри
Пищалка Audison violino. Здесь её не узнал бы и Рикардо Аббателли
С третьей попытки удалось заставить вновь установленные кнопки управления чейнджером выглядеть штатными
При закрытой двери СЧ и ВЧ сливаются в одно целое. Почти…
Сабвуфер опирается на неподвижную часть стальной рамы в багажнике
Старое и новое платье violino
Корпус сабвуфера — из MDF, но далеко не из одних плоскостей
Вместе с подвижной частью рамы вверх уходят два из трёх усилителей
В походном положении архитектурные отличия от пустого багажника минимальны
Третий усилитель, процессор и драйвер остаются в неподвижной части рамы, под сабвуфером
В подвале, как положено, разведены силовые коммуникации
Рядом с гигантскими Elite лаповый Phant Audio кажется миниатюрным
RTA
«Верну мужа по фотографии» — это детский сад, вторая группа. «Определю мастера по АЧХ» — вот задача для достойного мужа. Концепция Лысенко, а по его наставлениям — и студии в целом: сабвуфер не довесок к сбалансированной системе, а часть и системы, и свойственного ей спектрального баланса. Итог постройки и настройки по такой концепции — перед вами. Лейтмотив АЧХ — прямая линия с монотонным наклоном от низких частот к высоким, перехода от сабвуферного диапазона не видно на АЧХ, как не было их слышно на музыке. Мелкие детали хода АЧХ просто-напросто возвращают нас из царства теории в реальный мир. Не такой уж враждебный, если знать толк в композиции…
SQ
Прослушивание велось по стандартной программе. Сцена — великолепная, при глубокой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Даже голову наклонял — нет, не рассыпается, не хочет. Высота сцены — достаточно стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине хорошая и сопровождающаяся уверенным эшелонированием источников звука.
Тональный баланс производит впечатление его отсутствия. Непонятно написал? Тогда так: говоря о балансе, мы сравниваем фрагменты спектра, а здесь их невозможно разделить, звучание отличается редко встречающейся слитностью. Разделив звук на эти фрагменты искусственно — прогнав специализированные треки с диска АМТ, пришлось вновь признать: от нижнего мидбаса до самого ультразвука не к чему придраться. Макро- и микродинамика — превосходна. Детальное звучание акустических записей ничуть не уступало плотному саунду жёстко компрессированных электрогитар. А запас неискажённой громкости просто сумасшедший, хотя я и люблю «погорячее», но крутить ручку до упора всё же не рискнул.
При этом Лысенко (а в таких системах честь и бремя настройки младший партнёр традиционно уступает старшему) ещё оправдывался: мол, надо бы ещё чуток подстроить. Ну я уж и не знаю, куда там дальше подстраивать. Икебана…