Всё началось лет полтораста тому назад… Нет, правда, чтобы этот проект предстал в той красе, которой заслуживает, начать придётся издалека. Или вы торопитесь?
МИССИЯ ИВАКУРЫ
Руководитель проекта: Алексей Орлов. Рубрику ведёт Железный ШИХМАН
Когда я представляю себе молодую японскую женщину, улыбающуюся губами цвета «болотного огня», из-под которых чёрным блеском сверкают зубы, я не могу представить себе лица более белого.
Танидзаки Дзюнъитиро
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-7998R
- Усилители: Audison SRx 4, Audison SR 1D
- Акустика: Audison AV6.5, Hertz Space 1.1, Carrozeria TS-V07A
- Сабвуфер: Hertz HX 300
До середины XIX века в Японии не особенно интересовались, что происходит за береговой линией её островов, ещё меньше — за начинающимися на этой линии морями. Время от времени сваливались на голову рыжебородые варвары со странной пигментацией, их старались побыстрее сплавить откуда приплыли.
Потом ситуация изменилась, и в 1871 году под предводительством того самого Ивакуры в Америку и Европу отправилась многолюдная делегация, посмотреть, что там происходит. Начали осмотр с Америки (тамошние варвары предоставили делегации корабль, у великой империи своих тогда не было), продолжили в Европе, закончили в России.
Для справки напоминаю: в Америке ровно за десять лет до этого решили повоевать между собой за право дарить близким на день рождения рабов сельхозназначения (и, соответственно, против такого права), ровно тогда же в России без стрельбы, по-простому, такое право отменили, опять ровно тогда же в Европе появилась страна Италия. С королём и всеми делами.
Нет, я не рехнулся, это всё нам, в самом деле, понадобится, и уже совсем скоро. В Италии и России японцам понравилась абсолютная монархия, в Америке — ничего не понравилось. Может, поэтому не прошло и ста лет, Япония с Америкой поссорилась, а с Италией подружилась?
Теперь понимаете, да? Тут у нас очень японский автомобиль, с рулём на японском правом борту и с именем, существующим только в Японии, для заморских стран эта машина называется Lexus IS. Но имя машине было дано итальянское, Altezza означает «Высочество». (Италия. Монархия. Понравилось. Помните?)
А под именем Lexus машина предназначалась в первую очередь для не понравившихся когда-то американцев. У них есть много-много бумажек с портретами рыжебородых варваров, под Восходящим солнцем их ценят. Полноту картины создаёт Россия, где происходит всё описанное ниже.
При столь ярком макияже оставить антенну без особых примет было бы странно
Спортивный универсал Altezza Gita был представлен публике ещё в 2002 году. Агрессивный дизайн с классическими пропорциями заднеприводного спортивного автомобиля (короткий передний свес, длинный капот), безупречное качество сборки, отточенная управляемость — и при этом смешная по любым меркам аудиоподготовка. А как путешествовать без хорошей музыки? Это к тому, что Gita переводится как «прогулка, путешествие», и тоже с итальянского.
Получается, что сама машина, опираясь на полтора века истории, намекает, из чего должна состоять её музыка. Хорошей музыкой итальянцы, как известно, славятся — и в смысле её сочинения (от Антонио Вивальди до Эннио Морриконе), и в смысле её воспроизведения (от Mosconi до Elettromedia). Продукция этой, без сомнения самой известной, итальянской фирмы и послужила основой для всей системы.
Большинство компонентов сменили уже не один автомобиль и вполне могут похвастаться собственной историей, не полуторавековой, разумеется, но в масштабах отрасли — солидной.
Пищалки Hertz Space установлены в стойки необычно высоко
Источник сигнала — знаменитая в прошлом «голова» Alpine CDA-7998R, первое упоминание которой на страницах этого журнала датируется 2002 годом. Уникальная, надо отметить, модель, первая и последняя с «прячущейся» моторизованной передней панелью Fantom Face XL высотой 1,5 DIN. Без встроенного усилителя, счастье аудиофила, зато с богатыми возможностями настройки звучания: Media Xpander; фирменные системы Bass Engine Pro, Bass Focus, цифровой параметрический эквалайзер, по тем временам — космические технологии, а как звучали головные устройства, сделанные в 14 году эпохи правления императора Акихито, мы знаем…
Фронт выполнен традиционно, по классическим канонам — в две полосы с пассивным кроссовером. Решение вполне гармоничное для этой машины, почему-то мне так кажется. Но при этом постановили не использовать готовый комплект акустики, а синтезировать что-то, наилучшим образом отвечающее акустике данного конкретного салона. Здесь никогда ничего заранее не известно, надо пробовать разные комплекты и сочетания динамиков. Результатом таких экспериментов нередко становятся невероятные гибриды из динамиков, произведённых разными фирмами в разное время и даже на разных континентах.
В данном случае «Высочество» требовало ограничить поиск даже не континентом, а понравившимся полуостровом. Головки использованы одной фирмы, но разных торговых марок и серий. Мидбасы Audison AV6.5 установлены в основательно доработанных штатных местах в двери. Пищалки Hertz Space 1.1 оказались в стойках, причём неожиданно высоко, выше уровня глаз. Выглядит непривычно, зато звучит отлично: расстояния до мидбаса и пищалки вышли практически равными, а для «пассивного» фронта это просто находка — индивидуальные задержки не нужны.
Мидбасы в дверях оказались расположены не так низко, как чаще всего бывает
Кроссовер Hertz 2W10.3 благодаря аттенюатору пищалки позволил добиться впечатляющего звучания. Как-никак фильтры второго порядка при частоте раздела 3,5 кГц — это золотая середина между тональным балансом, звуковой сценой и распределением мощности по спектру.
С тыловой акустикой не мудрили — сохранили штатные 10-сантиметровые широкополосники Carrozeria TS-V07A в штатных же местах на задних стойках. Серьёзные задачи перед ними не ставились, а для подзвучки большего и не требуется. По той же логике им бы хватило и встроенного усилителя головного устройства. Если бы он там был… Но своего усилителя в Alpine CDA-7998R нет, поэтому и серьёзным фронтом, и сугубо вспомогательным тылом занимается усилитель Audison SRx 4 — не из последнего поколения, зато проверенный в деле. Второй усилитель — импульсный сабвуферный моноблок Audison SR 1D. Установлены усилители в правом заднем крыле. Места там на самом деле не так много, как кажется снаружи — арка колеса, чашка амортизатора, поэтому пришлось помудрить, чтобы не отнимать место в багажнике, и без этого небольшом.
В левом крыле установлен сабвуфер на базе головки Hertz HX 300. Динамик этот существует и теперь, но в совершенно другом виде и с другими характеристиками, а «тот» HX 300 относился к нечасто встречающейся разновидности, получившей у нас прозвище «тонких»: лёгкая подвижная система, высокая чувствительность, улучшенные импульсные характеристики, но довольно большие потребные объёмы оформления. Здесь объём закрытого оформления динамика составляет 34 л, и это ему — самый раз, без излишеств. Багажник оформлен нарядно — помимо боковой подсветки фирменного аудисоновского голубого цвета, за спинками задних сидений установлен подсвеченный логотип.
Что же касается экстерьера… Вы, наверное, подумали, что это — камуфляж, ведь правда? Тогда перечитайте строки из знаменитого у себя на родине эссе «Похвала тени». Это же макияж. Макияж её высочества, благодаря которому она может чувствовать себя как дома…
Декор багажника: ещё одно итальянское слово, полюбившееся японцам
В левом крыле удалось полностью спрятать довольно просторный корпус сабвуфера
Представлять усилительное хозяйство в правом крыле доверено 4-канальному SRx. Моноблок предпочёл не выходить из тени
RTA
Насчёт объёма сабвуфера всё оказалось верно: никаких признаков «придушенности» он не проявляет: звуковое давление сохраняется до предела слышимого диапазона почти без потерь, которые свидетельствовали бы о недостатке литража, но и без ненужного подъёма к инфразвуку, что говорило бы об излишнем объёме. Что касается доминирования басов в общей картине, на АЧХ всё видно: ниже частоты раздела «фронт — сабвуфер» усиление (в той настройке, которая была сделана на момент прослушивания) существенно увеличено. В полосе работы фронта не обошлось без «стояка» на 125 Гц, частота в этом смысле — популярная, а смягчённый характер звучания находит и инструментальное подтверждение: звуковое давление небыстро, но неуклонно снижается выше 5 кГц.
SQ
Звучание системы оказалось мягким, без «острых углов», весьма сбалансированное, слитное, при этом отменно детальное. Сцена стабильная, выстроена отлично, равномерно и высоко (последнего можно было ожидать, но надо было убедиться). Макро- и микродинамика не вызвала нареканий, тональный же баланс не лишён своеобразия: бас — чёткий и глубокий, уверенной передней локализации, показался всё же чересчур щедрым. Верхние частоты — наоборот, показались чуть приглушенными, от этого звучание акустической гитары стало таким, как будто вместо стальных струн поставили нейлоновые. Атака не потерялась, но стала заметно мягче.