Моду на такие ответы ввёл (как оказалось, на словах) первый президент СССР. Сегодня мода вернулась в ином виде: вы так, а мы вам — вот эдак.
Асимметричный ответ
Трудно было не заметить, что чисто звуковые головные устройства отступают под натиском мультимедийных или, по меньшей мере, аудиовизуальных «голов». Тогда возникает вопрос: что им могут противопоставить «головы» обычные, звуковые? Ответов два, оба асимметричные, к сегодняшнему тесту имеет отношение один.
Prology MCA-1020U | Sony CDX-GT575UE | JVC KD-R647 | Alpine CDE-131R
Ответ первый: существует и будет существовать ещё неопределённое время ниша убеждённых аудиофилов, для них выпускаются немногочисленные и в той или иной степени малодоступные по цене CD-ресиверы, а то и CD-тюнеры. Это — то, что не имеет.
Имеет другое — простота. Мультимедийные аппараты, которые умеют почти всё, оказываются очень непростыми в настройке. Буквально на днях мне жаловался коллега из дружественного журнала, что после отключения аккумулятора в машине он толком не может настроить функции мультимедийной «головы», а это человек, который профессионально тестирует домашнюю технику и плюс от минуса отличает неплохо.
Когда после аудиовизуальных головных устройств переходишь к тестированию CD-ресиверов, особенно недорогих, различия в сложности настройки становятся особенно очевидными. А благодаря тому, что сегментные (а не матричные) дисплеи обладают сравнительно скромными изобразительными возможностями, на них и смотреть в процессе настройки требуется не всегда. Что тоже не минус, как вы понимаете.
CD-ресиверы (как мне говорили) не умеют показывать видео. Тогда, исходя из принципов асимметрии, они должны лучше воспроизводить аудио. Разумеется, эта тенденция проявляется не повсеместно, но с применением увеличительной оптики её увидеть можно. У нас, к примеру, была возможность заметить, что AV-«головы» либо CD воспроизводят лучше, чем DVD (точнее, CD-DA воспроизводят лучше, чем DD), либо же, наоборот, качество воспроизведения DVD идёт в ущерб звучанию CD. В CD-ресиверах разработчикам не приходится совмещать противоречивые требования, как следствие, попасть «в настройки» по воспроизведению CD им становится легче. Главное, чтобы было желание. Есть ощущение, что у грандов отрасли такое стремление, как правило, есть. Прогресс в звучании процессорных аппаратов вовсе не вызывает сомнения. Ключевое слово — «звучание», расширенные возможности настройки подразумеваются.
Неумолимое развитие микротехнологий опускает ценовую планку процессорных аппаратов всё ниже, в частности, сегодня нам встретился аппарат с цифровым процессором по цене менее 140 госдеповских денежных единиц.
Тот же прогресс привёл к повышению качества воспроизведения звука в «компрессии». Насколько можно судить, в последние года два-три качество записи в mp3 стало обусловлено особенностями формата, а не ограничениями вычислительных возможностей аппаратной части. Наконец, появились цифровые тюнеры аналогового вещания, где сигнал оцифровывается ещё на стадии выделения поднесущей частоты, а демодуляция осуществляется в цифре. Так удалось справиться с неразрешимой (как казалось) для XXI века задачей снижения шумов тюнера до уровня, который предусматривался стандартами Hi-Fi века прошлого (DIN45500), «истинно цифровые» тюнеры позволили заметно превзойти требования стандарта, типичное значение уровня шумов -72 дБА (против -68 дБА по стандарту).
Заслуживает упоминания тот факт, что возможности звуковых настроек за последние несколько лет заметно расширились. Если прежде в доступных «головах» традиционно использовался нехитрый тембр, то нынче даже в этой ценовой группе двух-трёхполосный параметрик встречается гораздо чаще. Правда, для осознанной настройки параметрического эквалайзера нужен анализатор спектра.
Все аппараты, оснащённые двумя парами выходов, позволяют менять конфигурацию выходов Rear на Sub и в последнем варианте дают выброр частоты среза фильтра НЧ (фильтр ВЧ включается не у всех). Список возможных значений частоты среза, как правило, невелик изначально, на практике он оказывается ещё меньше, поскольку разработчик с непонятным упорством продолжают включать туда частоты 120 Гц и выше, которые у нас (в отличие от домашней сферы) не используются.
К характеристикам встроенных усилителей мощности мы по традиции относимся довольно спокойно, вернее — тем спокойнее, чем дороже головное устройство и, как следствие, выше вероятность, что оно будет использоваться в составе «взрослой» системы, с внешним усилителем. Исходя из такой логики в недорогих головах усилители пропорционально нужнее, и тут обнаруживается настораживающая тенденция. Во-первых, в аппаратах самых демократичных брендов появляются усилители с повышенной нелинейностью, мощность, измеренная при 1% нелинейных искажений, может составить и 5, и даже 2 (!) Вт. Правда, реальное ограничение сигнала начинается гораздо позже, но и измеренная таким методом мощность оказывается нередко непривычно невысокой (когда 15, а когда и всего 12 Вт). На этом фоне и вполне солидные производители снижают планку требований, мощность усилителей в новых моделях тоже имеет тенденцию к снижению. Это во-вторых, и оно нравится ещё меньше, чем «во-первых».
Как ответить на этот вызов? Лучше всего — асимметрично: усилители с нормальной (скажем, 50 — 70 Вт на канал) становятся всё более доступными. В тесте прошлого номера есть немало интересных и неразорительных вариантов, самый слабосильный из них мощнее любого из участников этого теста примерно втрое. Вы так, а мы вам — вот эдак…
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольший средний балл набрал ресивер Sony, компании, которая всё никак не может определиться со своим отношением к car audio: то снимаем кино, то не снимаем кино. Но конь с пробегом борозды не портит, при более чем гуманной цене этот процессорный аппарат располагает широким набором настроек звука, да и по качеству исполнения он вряд ли уступит кому-либо и что-либо. Так что этот участник получает по заслугам — звание «Лидера». Представитель JVC финишировал с минимальным отставанием. Для аппарата без DSP у него тоже довольно широкий арсенал звуковых настроек, а по части креативного оформления могут найтись конкуренты лишь среди ближайших родственников. Что же касается звучания, то к голосу этого аппарата определённо стоит прислушаться. «Фаворит», дело ясное.