АФОРИЗМ
Сказать, что гибридные усилители, в которых лампы активно сотрудничают с транзисторами — новое слово в технике, даже автомобильной, означало бы погрешить против истины.
Что мы помним из таких устройств? Butler, например, которые продавались уже тогда, когда ещё не было этого журнала (вы можете себе такое представить?). Poweramper. DLS однажды отметились. EOS. Не так уж мало, а ведь наверняка многих забыли, это же не историческое исследование, так, что первое на память пришло. Нормой такие усилители не стали, невидалью быть перестали, поэтому первое, что приходит на ум при появлении очередного гибрида — афоризм гениального, как минимум в этом отношении, Виктора Степановича Черномырдина: «Отродясь такого не видали, и вот опять!»
Первая часть афоризма, надо отметить, несёт в данном случае не совсем ироническое значение: Ground Zero, превратившись из американской компании в немецкую, стала всё более заметно видоизменять свой профиль, если раньше символом марки были сверхмощные басовые усилители и равновеликой мощности эспиэльные сабвуферы, то в последнее время наметилось совершенно новое направление: крутой, бескомпромиссный, иногда — сектантски-фанатичный High End. Входящую в эту группу продукции акустику GZ Reference вы уже видели в июле прошлого года, сюда же, без сомнения, относится и новый усилитель, не случайно он — тоже Reference.
Если вы прямо сейчас оторвётесь от увлекательного чтения, чтобы поискать эту модель на сайте фирмы, вы её там не найдёте, так что пока не беспокойтесь. Там есть GZPA Reference 2, но без «Т», а это совсем не одно и то же, даже по размерам. Поступивший к нам на тестирование экземпляр — один из первых выпущенных, прибыл он в Россию не регулярным путём, а в чемодане Карла-Феликса Лаутнера (который и есть Ground Zero) и прямиком к нам, фактические характеристики усилителя и технические подробности компания-импортёр узнает так же, как и вы, и тогда же — по прочтении тех же страниц. У монополии есть свои преимущества, знаете ли…
Роль первопроходцев и последней инстанции (одновременно), конечно, почётна, но есть здесь и проблемы: усилитель прибыл без какой-либо документации, даже в «неродной» упаковке, кое-какие подробности его устройства пришлось устанавливать «в режиме ручного управления», для этого был привлечён сотрудник редакции, у которого, даже когда он спит, в руке паяльник, а на тумбочке — осциллограф.
Конструкция
Массивный корпус-радиатор золотистого цвета, логотип отфрезерован. Выглядит очень солидно, а то, почему дно сделано не металлическим, а прозрачным, ясно при первом взгляде сквозь плексиглас. Это как часы с турбийоном — грех такие потроха заковывать в железо. Внутри всё сделано на совесть, компоновка платы тщательно продумана, перемычек не наблюдается, во всём прослеживается логика. По бокам корпуса смонтированы приточный и вытяжной вентиляторы, обеспечивающие циркуляцию воздуха. Предусмотрено подключение внешнего вентилятора.
Благодаря «турбийонному» корпусу без разборки можно оценить внутреннее убранство. Входной сигнал поступает на отдельные пассивные регуляторы уровня, за ними установлен повторитель на сдвоенном операционном усилителе OPA2604. Далее сигнал поступает на ФВЧ второго порядка, на таком же OPA2604 в режиме повторителя. Регулятор частоты среза — честный четырёхсекционный, и, как показали измерения, непростой — для фильтра Баттерворта сопротивления секций должны различаться в два раза, что мы с чувством глубокого удовлетворения и отметили. Если ФВЧ не нужен, его можно отключить «всего одной кнопкой».
Далее — «самое вкусное», каскад усиления с динамической нагрузкой (SRPP) на ламповых двойных триодах Mullard CV491. Интересно, что применены именно эти лампы, разработанные в середине 50-х годов прошлого века, а не их современные и куда более распространённые аналоги ECC82 или 12AU7. По отзывам на форумах, мюллардовские лампы обеспечивают «более интимное» звучание. Что характерно, возможность оперативной замены ламп не предусмотрена — их ножки намертво впаяны в переходную плату.
Усилитель мощности выполнен полностью на дискретных элементах, в выходном каскаде каждого канала установлена всего одна пара мощных транзисторов. Такое решение благотворно сказывается на качестве звучания, особенно при малом уровне сигнала. Но ожидать запредельной мощности (как у «безламповой» версии Reference 2) не стоит. Хай-эндщикам на заметку: оба канала абсолютно одинаковые, редкость в наше время. Инверсии сигнала нет ни в одном из каналов, поэтому мостовое подключение не предусмотрено, с учётом этого переключатель «моно — стерео» становится ещё более необъяснимым.
Раздельное по каналам питание усилителей мощности — отдельные тороидальные трансформаторы в экранах, источник питания стабилизированный. Для питания ламповых каскадов высоким напряжением — отдельный трансформатор сходной конструкции. Напряжение питания не замеряли, но в выпрямителе стоят конденсаторы с рабочим напряжением 450 В, это косвенно свидетельствует о том, что анодное напряжение не 50 В.
Блок питания обеспечивает плавный старт усилителя: сначала подаётся напряжение накала ламп, а через 15 секунд — все остальные питающие напряжения.
Звук
Для теста использовался наш стандартный «домашний» CD проигрыватель Bryston BCD-1, с выхода которого и был снят сигнал. Большой диапазон регулировки чувствительности усилителя (около 40 дБ) позволил подключиться напрямую и тестировать аппарат в «коротком тракте». Акустические системы — двухполосные Monitor Audio. Кроссовер усилителя был отключён.
Тестовые диски — симфоническая музыка, джаз, хор. На этих записях очень хорошо заметны все проблемы усилительного тракта — нелинейность, интермодуляция, демпфирование. И, конечно, современные направления музыки, прогресс не остановишь даже вакуумными лампами.
Общее впечатление — великолепное. Тональный баланс ровный, с восхитительным сочным басом. Кто там утверждал, что лампа бас убивает? «Наплюйте ему полные глаза», как говорили в Одессе при подполковнике Гоцмане…
Середина и вправду ламповая — прозрачная и светлая. Джаз играл превосходно, причём это относилось и к высокотехнологичным записям трио Лусье, и к намного более старым, вплоть до дремучести, фонограммам. Особенно повезло Луи Армстронгу — стал совершенно как живой. Звучание хора — великолепное, расстановка исполнителей по сцене передаётся вполне реалистично, есть и передний, и задний планы. Нет стереопанорамы, но это извинительно — запись 1959 года монофоническая…
Особого внимания заслуживает разрешающая способность усилителя, то есть способность передавать слабые сигналы на фоне сильных. Тот самый «первый ватт» доходит до слушателя беспрепятственно, не замутнённый продуктами искажений. Интермодуляцией тоже не пахло — верхняя середина кристально чиста даже на фоне мощного басового «подпора».
При субъективной оценке регулировка «смещения» оказалась, мягко говоря, неубедительной. На звучании это сказывалось в настолько малой степени, что оставалось на уровне догадок. Организованный по случаю слепой тест (один втихомолку крутит, другие слушают) не привёл к единодушию, оценки слушателей оказались совершенно, можно сказать — сферически, некоррелированными. Что даже хорошо, одной заботой меньше…
- Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 129/197
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,047/0,045
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом/2 Ом), % 0,021 — 0,023/0,0230 — 0,029**
- Диапазон рабочих частот (по уровню -1 дБ), Гц 5 — 29000
- Входная чувствительность, В 0,12 — 11,3
- Отношение сигнал/шум*, дБА 89
- Переходное затухание, дБ 77
- Габариты, мм 455 x 236 x 70
- *По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.
- ** В зависимости от положения регулятора BIAS.
В этот раз начнём с фильтров, поскольку это самое простое и наименее интригующее. Фильтров предельно мало, в полном соответствии с назначением усилителя, уже говорилось, что мостовое включение его не предусмотрено схемой, к сабвуферу он отношения иметь не может и не должен, а потому на борту есть только ФВЧ. Правда, заметим, ФВЧ исключительно широкополосный, по факту частота среза перестраивается от 41 до 5700 Гц, и безукоризненно выполненный: АЧХ при любой частоте среза — фильтр Бесселя 2-го порядка, привечаемый хай-эндщиками за наилучшие переходные характеристики.
Куда как больше поводов для заключений и/или догадок дают кривые зависимости нелинейных искажений от выходной мощности. Здесь гибридная природа усилителя показывает себя во всей красе. Смотрите: на самых низких уровнях сигнала кривая — чисто «транзисторная», спадающая с ростом мощности. Здесь искажения на низкоомной нагрузке закономерно выше, чем на низкоомной. Однако, пройдя рубеж единиц ватт, кривая приобретает монотонно восходящий характер, как у ламповых устройств. Здесь искажения на нагрузке 2 Ом оказываются ниже, чем на 4 Ом при равной мощности, а это говорит о том, что они возникают уже не в выходном каскаде, а на этапе усиления по напряжению.
Есть предположение: если бы не было лампового каскада, кривые продолжали бы идти вниз вплоть до начала клиппинга, как положено для транзисторного усилителя. Есть ещё одно предположение, вернее, уже заключение, оно касается природы регулятора BIAS (смещения по-нашему). Это всё-таки регулятор тока покоя, при его увеличении кривые начинают идти ниже и продолжали бы, если бы эстафету ответственности за нелинейности не перехватывала лампа, а на неё регулятор никакого действия не оказывает.
Теперь интересно посмотреть, различается ли состав гармоник в «транзисторной» и «ламповой» зоне. Для этого мы сняли спектр выходного сигнала на мощности 50 мВт и 10 Вт, где КНИ совершенно одинаковый. В первом случае видим: в спектре не просто преобладает, а царит (если уместно так выражаться про уровень нелинейностей 0,04%) третья гармоника. Вторая едва угадывается, высших, заметим, почти нет, что «есть гуд».
В выходном сигнале при мощности 10 Вт картина принципиально иная: главной гармоникой становится вторая, которой знаменита именно ламповая техника, третья по амплитуде меньше на 10 дБ, то есть грубо — втрое. Ясно, кто здесь главный, транзистор на выходе или лампа — на входе. Вернее, посередине между входом и выходом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Двухканальный гибридный усилитель
- КТО
- GZPA Reference 2T
- ПОЧЕМ
- 69900 р
- ЭТО — ПЛЮС
- Выдающееся качество звучания
- Незаурядная мощность
- Безупречное исполнение
- ЭТО — МИНУС
- Где?
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- «Отродясь такого не было…»
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 9
- Оснащённость 8
- Фильтры 8
- Удобство установки 8
- Впечатление от прослушивания 9
- Итог 8,5