Привычный дебют
Из всех разновидностей автозвуковой техники акустика именно такого типа и такого калибра — самая стабильная.
В чём тогда дебют? А это ещё не дебют, это — предмет привычки. Некоторые виды техники разительно меняются: головные устройства, например, переживают уже не первую смену концепции: от кассеты до айфона и 3G. Усилители всё более активно осваивают импульсную схемотехнику, ну, в общем, понятно, что происходит. Некоторые виды техники, как мы в разное время обнаруживали, просто исчезают. CD-чейнджеры, например, исчезли совсем и давно, DVD-чейнджеры — почти совсем и тоже уже сколько-то. А компонентным «шестёркам» ничего не делается. И не сделается, уверяю вас, нам бы столько прожить, сколько им веку отмерено.
Target TLK 600 | Ivolga UF 6502 | Revolt ML 6.2 | Lanzar VC-6K | Kenwood KFCS703P | Airtone ASG-17CS | MB Quart ONX 216 | TEAC TE-FS60 | Magnat Selection 216 | Focal IS165 | Dragster DSC69 | Memphis PRS6V2 | Polk Audio DB6501 | Phoenix Gold Ti 65CS | PHD Trax 6.2 Kit Cross
Не случайно стоило нам бросить по каналам связи клич, что в тест собирается именно такая техника, как нас завалили предложениями. У всех есть, у всех — помногу и разной. Не всегда новых моделей, кстати, но и это кое о чём говорит. В чём тогда дебют? Это — первый групповой тест акустики с тех пор, как мы перешли на новый формат представления материала, применительно к другой технике встреченный, насколько мы можем судить, довольно-таки одобрительно. Но дело не только в облике журнальной страницы, мы заодно поменяли ещё кое-что. Во-первых, изменился формат субъективной, слуховой оценки, музыкальный материал, который раньше был подобран по академическому признаку, с целью выявления близости к оригинальному звучанию голосов и инструментов, теперь стал более разнообразным и принимает во внимание более широкий спектр музыкальных предпочтений.
Во-вторых, немного (совсем немного) скорректирована методика инструментальных исследований. Раньше, если помните, в групповых тестах мы приводили два показателя нелинейных искажений: в широкой полосе частот без самого низа и на низких частотах — отдельно. Теперь решили делать так: в пределах посильного для компонентной акустики диапазона частот выделили три поддиапазона, несущих в процессе воспроизведения разную информационную нагрузку. Это, условно, низкие частоты, для компонентных мидбасов мы приняли границы 100 — 300 Гц; голосовой диапазон от 300 Гц до 3 кГц и диапазон верхних частот, от 3 до 10 кГц. Выше 10 кГц о гармониках говорить не вполне корректно: уже вторая выходит за границы слышимого диапазона, если, разумеется, вы не инопланетянин, они, как известно, слышат до 280 кГц включительно.
С дебютом. В общем-то, всё. Вернёмся к привычному. Что можно сказать о сегодняшних участниках в собирательном смысле, кроме того, разумеется, что их оказалось много? Есть определённые тенденции, некоторые из которых нам пришлись по душе, но не все. Из положительного: конструкторы многих моделей акустики стали внимательнее относиться к проектированию кроссоверов и согласованию их с характеристиками головок, в результате у многих (тех же многих) моделей улучшилось соотношение частотного баланса акустики при работе по оси излучения и под углом к ней. Ведь осевая АЧХ для автомобильной акустики — не более чем абстракция, или одна, или обе головки в реальных условиях будут работать внеосевым образом. В этом тесте вы не раз увидите: по оси мидбас и пищалка, по крайней мере в некоторых положениях аттенюатора, явно разбалансированы по уровню. И там же (другим цветом) показано: под углом баланс восстанавливается. Что, разумеется, произошло не случайно и не само собой. Как нам кажется. Давая оценку частотной характеристике, мы, разумеется, это внимательнейшим образом учитывали. И вам советуем.
Из негативных тенденций мы заметили две, расположенные на разных концах частотного спектра. Сразу несколько участников продемонстрировали высокие значения резонансной частоты мидбаса, иногда зашкаливающей за 100 Гц. Именно у них, надо заметить, как правило, наблюдается повышенное значение добротности мидбасовой головки, итог сложения этих двух факторов: баса получается как бы много, но не породистого. На другом конце шкалы тоже не у всех всё гладко, но хоть есть объяснение. Стремясь повысить живучесть пищалок, некоторые (даже довольно многие) производители жертвуют характеристиками твитеров на самых верхних частотах. Формально у такой акустики верхняя граничная частота оказывается высокой, но нельзя не учитывать: это в немалой степени объясняется присутствием максимума на АЧХ на более низких частотах, у кого на 6 — 8, у кого — на 10 — 12 кГц. Сравнивая показатели участников, вы наверняка заметите: у многих верхняя граничная частота приведена как 22 кГц. На деле это означает: выше 22 кГц, здесь находится граница возможностей звукоизмерительного комплекса. Но как именно ведёт себя кривая, приближаясь к краю поля графика, как правило, хорошо видно, так что разобраться вы сумеете.
МЁД & ДЁГОТЬ
На лидерство претендуют три представителя марок с давними традициями и репутацией. В порядке появления в тесте: MB Quart, Focal и Phoenix Gold. Все трое интересны, каждый — по-своему. Любопытно при этом, что два «Лидера» теста из трёх получили невысокие оценки за басовые возможности, но по разным причинам. У MB Quart низкий резонанс мидбаса сочетается с пониженной добротностью, бас получается качественным, но не изобильным. У Focal басовые возможности были намеренно принесены в жертву чувствительности, которая у него реально выдающаяся, что, впрочем, соответствует концепции безболезненной интеграции в штатные системы. В тройке «Фаворитов» один представитель старой школы (Polk Audio), один — более новой (Revolt), третий, не будем скрывать, стал для нас сюрпризом. Это Kenwood, знаменитый электроникой, но никак не акустикой. Тем не менее: примите и распишитесь. Свои «Рекомендации» мы хотели бы дать ещё… да, снова трём моделям. Сегодня на вручение акустика пришла толпой, так что неудивительно. То, что достойно выступил Magnat, сюрпризом не стало. Зато неожиданно порадовали двое других — Airtone и Target, притом что последний в этом перечне предлагается желающим чуть ли не даром. Ну не совсем, но очень недорого…