По инженерии
Я мог бы и сам, у меня по английскому дажё пятёрки иногда бывали, но просто стало интересно…
Лозунг, под которым создавался этот сабвуфер, на американском звучит как «Оver-built and over-engineered to get the job more than done». Стало интересно: а как это предлагает перевести на русский Серёга Брин или те, кому он поручил этим заниматься. Короче, Google Translate — Copy — Paste, и… Наиболее вменяемую часть полученного перевода я счёл возможным вынести в заголовок. Красиво сказано, что уж там…
Новый сабвуфер Phoenix Gold, продолжающий амбициозную серию компонентов Elite, как показало знакомство с ним, действительно сделан «по инженерии». А если не по «Гуглу», а по существу — действительно, и сконструирован, и построен с большим запасом. Причём, как оказалось, запас — это не просто всего побольше, всё потолще. Запас «по инженерии» — это сделать, как задумано, с минимальными отклонениями от предмета задумки.
Что нам обычно обещают производители сабвуферов? Почти для всех — «может работать в компактных корпусах». Как мы знаем, эти посулы выполняются с переменным успехом. «Гигантский ход диффузора». Так, а зачем он гигантский? Не затем ли случайно, чтобы даже при большом звуковом давлении воспроизводить бас с минимальными искажениями? На этом месте производители (или уполномоченные ими лица) обычно становятся довольно невнятными и переходят на бескислородную медь и антирезонансную краску.
Краски и меди мы видели немало, посмотрим, по какой «инженерии» сделана новая и нескрываемо флагманская новинка PG. Сначала, для порядка — обещания. Линейный (ну-ка, ну-ка…) ход диффузора обещан по 18 мм в каждую сторону, «отвязанный», без претензий на линейность — по 30. Обещано также, что динамик будет работать в корпусах «от 22 литров».
Посмотрим теперь, что для этого сделано. И насколько удалось сделать так, как хотели…
Из характеристик сабвуфера мы приняли на веру лишь две: максимальную мощность, как не подлежащую верификации без финансовых потерь и номинальный импеданс как величину условную, наблюдаемую лишь на одной частоте. Тоже, конечно, измерили, ну да — два раза по 4,2 Ом на 75 Гц, сопротивление постоянному току — два раза по 3,3 Ом. Остальные параметры уж тем более определили своими силами, однако в данном случае изготовители приложили к динамику настолько полный набор задуманных значений этих параметров, что стало интересно сопоставить не только минимальный набор, а всё, что можно сопоставить.
Номинальный импеданс, Ом 4 + 4
Мощность номинальная/пиковая (по данным изготовителя), Вт 1600/3200
Параметры головки | Заявка | Факт |
Частота резонанса Fs, Гц | 31 | 27,7 |
Эквивалентный объём Vas, л | 31,1 | 35,8 |
Полная добротность Qts | 0,42 | 0,41 |
Механическая добротность Qms | 3,23 | 3,56 |
Электрическая добротность Qes | 0,49 | 0,47 |
Силовой фактор BL, Тл м | 14,4 | 14,2 |
Масса подвижной системы Mms | 300 | 334 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 90 | 84 |
Как нетрудно заметить, все пункты заявки выполнены с точностью до 10% в худших случаях. Если взять грех пополам — 5%, к примеру, производственный разброс параметров, а остальные 5% — погрешность при наших измерениях, получается стабильность характеристик, которую в мире электроакустики надо отнести к прецизионной.
Два замечания вскользь: чувствительность у нас на автомате приводится к стандарту: 1 Вт, 1 м. В мануале условия измерения не указываются, просто так: SPL = 90 dB. Учитывая, насколько точно совпало всё остальное, могу лишь предположить: катушки соединили на 2 Ом (а как ещё?), а сигнал подали 2,83 В, это тоже уважаемый стандарт, ну а сказать забыли, бывает. В любом случае: у сабвуферных головок с трёхсотграммовой подвижкой 90 дБ чувствительности не бывает, ни у Феникса и Голда, ни у кого-либо ещё.
Второе замечание: как вы можете видеть, параметры дружно ушли в «мягкую» сторону, пусть и ненамного. Это связано с тем, что в коробку к динамику представитель компании-дистрибьютора любезно вложил записку: «Прогрев 12 часов!» Мы прореагировали на восклицательный знак и поставили динамик «качаться» на всю ночь. Финал этого процесса желающие могут увидеть на страничке «АЗ» в «Фейсбуке». Оказывается, это означало, что динамик уже грели 12 часов. Так что вот это можно считать окончательно застабилизировавшимися параметрами.
Зависимость нелинейных искажений от частоты со всей прямотой показывает: динамик сделан «по инженерии», как задумано. При уровне звукового давления, который в свободном поле соответствует 100 дБ на расстоянии 1 м (это громко, если что), КНИ неохотно переползает на другую сторону 5-процентного рубежа лишь заметно ниже 40 Гц, да и там растёт небыстро. Выше 50 Гц искажения для сабвуфера — исчезающее малые, что касается вклада подвеса и магнитной системы в генерацию гармоник, то до 35 Гц они играют на равных (что говорит о сбалансированности конструкции), лишь ниже начинает сказываться нелинейность подвеса. Опять, получается, не обманули.
В общей сложности изготовители нарекомендовали шесть вариантов акустического оформления — три закрытых ящика и три фазоинвертора, поэтому мы решили разнести их по разным графикам, для удобства анализа. Три варианта ЗЯ характеризованы как SPL, Normal (считаем — универсальный) и SQ (это понятно). Легко видеть, что увеличение объёма ЗЯ вдвое по сравнению с «как бы SPL» не даёт ничего, кроме увеличения отдачи на 2 дБ на самом краю звукового диапазона (и ниже, просто этого не видать). Смысл? Не усматриваем.
Фазики классифицированы так же, только здесь это ещё более удивительно. Это и первоклашке известно: рост объёма ФИ, даже со снижением частоты настройки, обостряет горб на АЧХ, а здесь самый большой фазоинвертор назван SQ. Для всех предлагаемых ФИ приведены размеры щелевых, по моде, портов. Сечение у всех одинаковое, 50 х 300 мм, длина варьируется от 710 до 860 мм. Разумеется, самый длинный порт — у самого маленького ящика, жизнь вообще несправедлива.
Из сравнения параметров вы легко можете заключить: все шесть вариантов, предложенных изготовителем, реализуются с точностью до полдецибела. Что мы можем к этому добавить? Ну, например: 22 литра ЗЯ для этой головки не предел, можно и меньше, приведена АЧХ для 18 л — всем бы так. ЗЯ для музыки (об ином не говорим) не только может, но и обязан быть меньше, здесь, правда, возникает проблема, куда девать порт, который для головки с таким ходом диффузора должен быть сечением ненамного меньше рекомендованного. Но это — проблема традиционная. Лучшее решение — выбирайте ЗЯ и не мучайте ни себя, ни динамик, который своими достоинствами заслуживает музыкального оформления.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Сабвуфер
- КТО
- Phoenix Gold Elite.12D
- ПОЧЕМ
- 13190 р
- ЭТО — ПЛЮС
- Действительно компактное оформление
- Высочайшая линейность
- Великолепная конструкция
- ЭТО — МИНУС
- Да ладно вам…
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Сделано «по инженерии»
- РЕЙТИНГ
- Конструкция и исполнение 9
- Форма АЧХ в салоне 9
- Реальная чувствительность 7
- Искажения 9
- Компактность оформления 9
- Итог 8,6