ДОМ КУЛЬТУРЫ
Студия: «Культура звука»
Руководитель проекта: Кирилл Тягунов
Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а ты один…
Анатолий Папанов
С чего начинался всякий дом культуры? С радиолы и танцев. Потом — кинопередвижка, «Путёвка в жизнь», «Чапаев»… А будут ассигновки из района, можно и ремонт затеять, чтобы всё служило культурному отдыху.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источники: Alpine INA-W520R, ASUS O!Play HDP-R1
- Процессор: Alpine PXA-H800
- Усилители: PHD 4075, Planet Audio AC1800.5
- Фронтальная акустика: German Maestro ST40, PHD АF 6.1
- Тыловая акустика: German Maestro СС5008
- Центральный канал: German Maestro CC4008
- Сабвуфер: German Maestro Five Series W.12
Примерно так ставилась задача при обустройстве этого дома культуры. То, что это — дом, сомнений нет, мало на наших дорогах транспортных средств сравнимого размера, если не считать тех, у которых на заднем стекле номер маршрута.
Радиола и кинопередвижка… Кстати, только сейчас заметил: «кинопередвижка» и «мобильный кинотеатр» — это одно и то же на разных этапах развития техники. Так вот, радиолу и кинопередвижку решено было ставить в один приём, теперь это называется «мультимедиа». И с косметическим ремонтом решили не откладывать.
Теперь то же самое — в привычной терминологии. Рестайлинг салона с перетяжкой всех поверхностей и монтаж современной мультимедийной системы с поддержкой всех существующих форматов записи. Несмотря на габариты автомобиля, полезную площадь требовалось максимально сохранить, это относилось главным образом к багажнику: там предусмотрен третий ряд сидений, и этот ряд должен был остаться, где был предусмотрен. Исходя из этого, фронт решено было ставить двухполосный, как известно, третья полоса — всегда вмешательство в архитектуру салона, а компоненты системы в поисках свободного места расползлись по всему автомобилю. Благо здесь есть куда ползти…
Источник сигнала составной. Центральное звено — мультимедийно-навигационная станция Alpine INA-W520R. Это — диски, это — флэшки, это — радио, наконец. Но, как нам всем, увы, известно, самые современные автомобильные источники удивительно консервативны в том, что касается новых форматов, давно (для новых) освоенных в домашней технике. Главными пробелами мобильного воспитания являются lossless-форматы для аудиозаписей (FLAC, APE и пр.) и видеоконтейнеры, хоть та же «матроска» (mkv). Именно для расширения форматной совместимости до «домашних» стандартов в дополнение к Alpine установлен медиаплеер ASUS.
Подключён медиаплеер через вход AUX головного устройства. Помимо встроенного монитора головного устройства, видеосигнал поступает на потолочный монитор. Чуть было не написал «штатный», но от штатного монитора остался только корпус — и тот в ходе косметического ремонта салона стал выглядеть существенно иначе. Внутрь установлена новая матрица, более высокого (то есть — высокого) разрешения и ИК-передатчик сигналов звукового сопровождения.
Но мультимедийная система без многоканального звука — это не дом культуры. Тем более — с таким солидным экраном. Разруливает многоканальный звук процессор Alpine PXA-H800, причём фронтальные каналы — с би-ампингом. Начинаем считать: два раза по два канала на фронт, два на тыл, по одному на сабвуфер и центральный канал. Получилось восемь — все каналы PXA-H800 задействованы, КПД 100%. Процессор и медиастанция спрятались в центральной консоли над туннелем — места там предостаточно, а непосредственный доступ к ним не требуется — только вывести USB-разъёмы для подключения носителей.
У фронта — свой четырёхканальный усилитель PHD 4075. Этот усилитель устроился под вторым рядом сидений, кабели закрыты сверху фальшполом. Спинка-радиатор, однако, открыта, чтобы не ухудшать охлаждение. Оставшиеся динамики (тыл, центр и сабвуфер) обслуживает пятиканальный усилитель Planet Audio AC1800.5. Посчитаем ещё раз? Четыре да пять — девять каналов, нужно — восемь. И верно, один из основных каналов Planet Audio остался не у дел. Этому усилителю нашлось место в багажнике, на левом борту, в одной архитектурной композиции с сабвуфером.
Вся акустика, за исключением фронтальных мидбасов, представлена одним брендом — German Maestro, исключение из «монобрендовости» — мидбас PHD АF 6.1. Весьма удачный выбор, противоречивые требования к мидбасу двухполосной системы он удовлетворяет вполне. Штатные места под мидбас в двери оказались удачными, поэтому использованы с минимально необходимой доработкой.
Фронтальные пищалки German Maestro ST40 установлены в стойках лобового стекла и работают с большой долей отражённого сигнала. За счёт этого глубина и ширина звуковой сцены получаются большими, но локализация источников — не всегда чёткой и зависит от спектра сигнала.
Центральный канал — 10-сантиметровый коаксиальный динамик German Maestro CC4008 с внешним кроссовером. Конструкция по-немецки основательная, с отличным звучанием — не поленитесь, наберите в «Яндексе», там и картинки, и отзывы. Установлен динамик в штатном месте, под решёткой в центре торпедо.
В тыловых каналах — коаксиалы из той же серии, только 13-сантиметровые, German Maestro СС5008. Для них всё же пришлось сделать на задних стойках небольшие «бугры», иначе не получалось, а тыл для мультимедийной «передвижки» важен, это факт известный.
И наконец, сабвуфер. Той же марки, модель Five Series W.12. Как явствует из маркировки — калибром 12 дюймов, но, что характерно, рассчитан на работу в очень компактных для этого калибра корпусах. Здесь это и требовалось, причём чем меньше, тем лучше. Установлен сабвуфер в закрытом корпусе объёмом 12 л «брутто», это меньше даже скромных рекомендаций изготовителя, но максимум возможного по условиям инсталляции. Корпус полностью изготовлен из стеклопластика и обнимает арку левого заднего колеса. Защитная решётка сабвуфера — маскировочная, иначе не назовёшь. Плоская пластина с отфрезерованными отверстиями обтянута радиотканью в тон к обшивке корпуса и в глаза не бросается. Никакая мелочь из багажника в решётку тоже не провалится. Дом культуры сдан без замечаний…
То, что где-то там прячется всеядный медиаплеер, выдают лишь разъёмы для внешних носителей
Навигация у «головы» встроенная, так что заблудиться «кинопередвижке» не грозит
Штатные места для мидбасов в американских машинах традиционно просторные, одной проблемой меньше
Акустика центрального канала (как выяснилось — очень важная для этой системы) расположилась в штатном месте торпедо
Пищалки без труда поместились в недрах обивок передних стоек
Менее мощный, но более изысканного звучания усилитель фронта встал под заднее сиденье
От штатного монитора остался лишь корпус (и тот уже выглядит по-другому). Матрица стала высокого разрешения, появился ИК-трансмиттер
Сурраунд-акустика (минимального для мультимедийной системы калибра) размещена в приливах на задних стойках
Багажник планировалось сохранить во всей полноте, включая третий ряд сидений
Сабвуфер и второй усилитель довольствуются местом, оставшимся от арки заднего колеса
RTA
АЧХ начинается с могучего «киношного» баса. Интересно отметить: использованного объёма сабвуфера ему маловато, но не то чтобы сильно маловато, отдача сохраняется до самых низких частот, а ведь объём, напомню, всего 12 л минус объём головки. Дальше, по мере роста частоты, увы, следует «болтанка» на нижней середине: уровни звукового давления на 200 и на 300 Гц различаются значительно. Выше по частоте поведение системы становится намного более спокойным. После 10 кГц отдача падает — закономерное следствие работы пищалок «на отражение».
SQ
Впечатление от прослушивания двойственное. Тональный баланс непривычный, он в большей степени «киношный», нежели музыкальный.
Отменно проработан весь басовый регистр — от суббаса до нижней середины. Контрабасы, гитары, мужской вокал, трубы — без вопросов. На музыкальных (двухканальных) записях середина воспринимается как неровная — женский вокал, скрипки, флейты не всегда подаются натурально. Зато на многоканалке, когда в игру вступает центральный канал, диалоги и артикулируются, и в пространстве выстраиваются очень чётко. В стереорежиме к звуковой сцене возникло немало претензий, она воспринималась нестабильной, особенно на средних частотах. И вновь, когда начинали работать все пять каналов, картина становилась цельной и привязанной к происходящему на экране. А вот детальность звучания и микродинамика произвели лучшее впечатление именно на двухканальных записях.