Литровая мощность
Есть такой показатель у автомобильных двигателей. И изменяется он в довольно широких пределах, завися и от эпохи, и от зарплаты.
Вот, к примеру (считал на калькуляторе, всё чин по чину): у моей первой машины с литра рабочего объёма двигателя снимались 33 лошадиные силы. А чего вы ещё ждёте от «ушастого»? У теперешней — 55 сил. Иная эпоха. У моего начальника с того же литра получают 70 сил, а у его начальника — 83, невзирая на то, что там и литров побольше. Такова жизнь. В тест усилителей показатель литровой мощности я ввёл впервые, рассудив, что для басового моноблока эти две характеристики — мощность и занимаемый объём — главные. Ведь применительно к усилителям широкополосным мощность — просто одна из характеристик, в ряде случаев даже совсем не главная, например — в усилителе, которому предстоит работать на пищалки в поканальной схеме. Зато для этого же усилителя крайне важно, как он воспроизводит слабые сигналы, оттого несколько раньше я же ввёл в формат теста показатель искажений при выходной мощности один ватт. Разумеется, это — пример, как тут кто-то недавно выразился по телевизору, «вульгарного, примитивного понимания» принципа «первого ватта», но для упрощения картины и, главное, сравнимости результатов годится.
TEAC TE-PK1000.1 | Pioneer GM-D9601 | EOS AE-350.1 | Hertz HCP 1D | JBL GTO 501EZ | Polk Audio PA 880 | Eton MA 750.1 | ESX X-ONE | Kicker EX 1000.1 | Coral XTA130 | Phoenix Gold SD1300.1 | Precision Power BK1800.1D | Alpine PDX-M6 | Zapco ST-1KDM
От басового моноблока, давайте называть вещи своими именами, мощности требуется много всегда и всем. У суббаса «первого ватта» нет, об этом позаботилось устройство нашего слуха, наглядным графическим представлением которого служат знаменитые кривые равной громкости. На нормальной, «умеренной до сильного» громкости для воссоздания приемлемого тонального баланса от сабвуфера требуется звуковое давление минимум на 10 дБ выше, чем на средних частотах. Это, как правило, закладывается в настройку системы, в результате — посмотрите хоть в этом номере: звуковое давление на суббасе у самой скромной (в этом отношении) системы выше давления на середине на 10 дБ, у самой нескромной — на все 20. В терминах мощности это означает в 10 и в 100 раз больше соответственно. Так что, когда усилитель фронтальных каналов аккуратно прорисовывает свой первый ватт, сабвуферный разменивает не первый десяток.
В этой зоне, десятков ватт, у сегодняшних участников находится «контрольная точка», на которой мы фиксируем величину нелинейных искажений, потому что десятки, пусть даже первые, это для всех них — одна десятая выходной мощности. Как относиться к полученным значениям? Спокойно, гораздо спокойнее, чем мы рекомендуем при выборе усилителя для фронта, сабвуферные головки вносят искажений, пусть и иного спектра, намного больше, чем мидбасы, а тем более — пищалки.
Что касается измеренной выходной мощности, то, по нашим наблюдениям, корреляции с величинами, приводимыми изготовителями, у басовых моноблоков гораздо меньше, чем у усилителей «общего назначения», а условия измерения приводятся или невнятно, или никак. Наши измерения мы проводили при «стояночном» напряжении питания, так что полученный результат является гарантированным, меньше — не будет.
А зачем литровая мощность? Мне показалось (возможно, ошибочно, аз многогрешен, не отрицаю), что в наши дни требования к компактности автозвуковой электроники неуклонно повышаются, это — часть движения к интеграции. И потому для современно мыслящего читателя важно не только, что он получит (в ваттах), но и сколько отдаст (в объёме). По этому показателю участники разошлись довольно широко, больше, чем в 2,5 раза, при этом устойчивой связи с абсолютной мощностью или ценой аппарата мы не обнаружили.
Что, кроме мощности, нам нужно от моноблока? Желательно, конечно, чтобы были толковые фильтры. Здесь участники в целом не подвели, фильтры у большинства нормальные (это как минимум), к ним у большинства добавлен бас-буст и у многих — регулятор фазы. У многих — дистанционный регулятор, вот только у единиц он действует на бас-буст, у большинства — просто регулирует общее усиление в пределах 20 дБ. Большинство моноблоков оснащены фильтрами-сабсониками, по теперешней моде они всё чаще делаются неотключаемым, но с низким значением минимальной частоты среза, как правило, не превышающей 20 Гц, а порой и существенно ниже. На практике это то же, что отключённый фильтр, при этом защита сабвуфера от самых дурных подтональных составляющих продолжает действовать. Вот с таких позиций мы предлагаем вам оценивать участников. Они уже ждут…
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель выявился сразу: Alpine PDX оказался не просто усилителем, а чудо-усилителем. По мощности на 4-омной нагрузке он вообще конкурентов в рамках этого теста не повстречал, показатель мощности на единицу объёма тоже ушёл в отрыв, конструкция — выше всяких похвал. С ним всё ясно. Предельно близко по достоинствам (но, заметим, не слишком приближаясь по цене) подошли трое. В порядке цены вопроса: Pioneer — не самый компактный, но мощный и хорошо выполненный аппарат, Hertz — компактен и отменно оснащён, это действительно потенциальный «нервный центр» системы. Понравился Eton — маленький, мощный, удобно скомпонованный. Ещё двое непременно должны быть рекомендованы: большой и вальяжный EOS и очень компактный для своей мощности (или мощный для своих размеров, как вам удобнее) Phoenix Gold.