ЧЕРЕЗ MOCT
05/2013 Студия: Sound Lab
Руководители проекта: Александр Степанов, Роман Варакин
Технический гений: Александр Лысенко
А на мостик Волк нас не пускает.
На мосту он, серый, отдыхает«На мосточке»,
Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен
Играем в «Что? Где? Когда?»: назовите самую упрямую автомобильную фирму. Ну разумеется…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник 1: штатный
- Источник 2: Apple AirPort Express (iPhone, iPad по Wi-Fi)
- Процессор: Alpine PXA-H800
- Усилители: Phoenix Gold Ti1600.5
- Акустика: Morel Supremo Piccolo 2, AD M35 Neo, Morel ADMW-6
- Сабвуфер: Phoenix Gold SL12D4
Некоторые могли бы приписать эти лавры «Ситроену», но всё же у «Порше» масштаб бедствия будет посерьёзнее. Ещё до войны многим казалось, что здорово поставить мотор сзади, где он никому не будет мешать. Все по очереди поставили. Все по очереди отказались. Все, кроме двоих. Десятилетиями заднемоторная компоновка оставалась у двух машин: самой дешёвой (почти) и самой дорогой (тоже почти, по порядку величины). Потому что и у классического «Фольксвагена Жука», и у классической «Порше 356 — 901 — 911 etc.» автор — один и тот же, мир ему, кстати.
Поколениям студентов во всех университетах мира за это время были тысячи раз прочитаны лекции, где доказывалось: с мотором, вываленным за задний мост (а только такая компоновка имеет право называться заднемоторной) автомобиль никогда не будет устойчивым. «А у нас — будет», — говорили в «Порше», создавая для своих «неправильных» машин то лучшие в мире коробки, то лучшие же подвески, то автоматику, при которой мотор можно хоть на верёвочке тащить… Упрямство, как и было сказано, симметрично поддержанное, надо отметить, огромной сектой «911-поклонников».
И когда сектанты собрались было уже возводить памятник вечной и незыблемой компоновке предмета своего культа, мотор в предмете взял и перешёл через мост. Задний мост. Превратив Porsche Cayman (в отличие от 911) в автомобиль среднемоторный.
Из салона при этом ушёл анекдотический второй ряд сидений, который там был просто потому, что он там мог быть, теперь появилась формальная, техническая причина его убрать, что только добавило машине лоска: это вот «+2» было как багажник на крыше «Бентли».
Другое последствие перехода мотора через мост — появление у машины двух багажников, переднего и заднего. Оба не слишком объёмистые, но с ними, во всяком случае, перевозимое имущество не должно быть ограничено одной лишь кредитной карточкой. Это мы тут пока рисуем фон, на котором в студии «Саундлаб» предстояло изобразить в этой машине мультимедийную систему, вы, наверное, поняли.
Сказать, что размещение компонентов в такой машине потребовало смекалки, будет очень информативно. Примерно как сказать: «сотрудники студии пришли на работу одетыми». Так что давайте просто в логическом порядке.
Источник сигнала — штатный. Не торопитесь кривить лицо — это мультимедийная навигационная система с шестидисковым CD-чейнджером, отличной функциональностью и великолепной эргономикой. То, что источник не играл как надо, так это не потому, что не мог, а потому, что не давали.
Чтобы обеспечить максимально возможное качество сигнала, которое может предоставить цифровой источник (а этот может), сигнал нужно брать «тёпленьким», сразу в цифровом виде, пока он ещё не испорчен многочисленными преобразованиями. Поэтому линейные выходы (и тем более — выходы высокого уровня) даже не рассматривались, решено было «извлекать цифру» и дальше работать только с ней.
Ситуация облегчалась («облегчалась» — представляете, дожили, что называется) тем, что сигнал от головного устройства к внешнему штатному усилителю передаётся в цифровом виде по шине MOST, и дальнейшая его обработка происходит уже непосредственно в усилителе. А на такой случай существует адаптер Audison Connection DA1 Bit. Он извлекает цифровой аудиосигнал из штатной MOST-шины, преобразует его в стандартный сигнал S/PDIF и передаёт по оптическому интерфейсу TosLink куда скажут. Естественно, качество звучания при таком подключении превосходит любые другие возможные способы интеграции в аудиосистему с MOST-интерфейсом, а решительно все функциональнее возможности штатного головного устройства сохраняются, потому что к ним даже не прикасались.
С выхода адаптера сигнал по оптоволоконному кабелю поступает в звуковой процессор Alpine PXA-H800. У него уже два оптических цифровых входа, второй понадобился для того, чтобы интегрировать в систему «источник века» — iPhone или iPad. И не по кабелю через адаптер (это уже несовременно), а через Wi-Fi. Для этой цели служит роутер Apple AirPort Express с цифровым оптическим выходом. Кроме того, в роутере есть и USB-порт, так что при острой необходимости им тоже можно воспользоваться, но вообще, надо заметить: в этой машине беспроводные и/или мультиплексные решения — не дань моде, а необходимость. Перешагнув через мост и разлёгшись в центре машины, двигатель рассёк автомобиль на две довольно трудно сообщающиеся зоны, достаточно сказать, что некоторые провода из заднего багажника в передний пришлось прокладывать так, что часть пути они проходили вне кузова, под защитой гибких, но мощных полимерных труб.
Оставшаяся часть системы — уже классика. Существенным условием было минимальное вмешательство в интерьер автомобиля. То есть — максимальное использование штатных мест. То есть — если только это возможно… Штатная акустика была трёхполосной. Трёхполосной она и осталась, но штатные пищалки стояли в торпедо под самым лобовым стеклом со всеми вытекающими последствиями — многочисленными отражениями, рупорным эффектом и вообще слишком далеко от всей остальной акустики. Поэтому новым пищалкам Morel Supremo Piccolo 2 определили место на стойках лобового стекла — как и должно быть в хорошо звучащей аудиосистеме. Стойки (а они полукругом обходят весь борт) перешили, выглядит всё лучше, чем заводское.
Среднечастотник AD M35 Neo и мидбас Morel ADMW-6 попали в доработанные штатные места в двери, а сама дверь благодаря оригинальному подходу превратилась в два отдельных акустических объёма. Отверстия в карте двери герметизировали, мидбасовый динамик установили на небольшом подиуме, и сообщается он с салоном через тоннель, плотно прилегающий к облицовке двери. А среднечастотник установлен непосредственно на облицовке, и его акустический объём образован пространством между облицовкой и картой. В общем, я эскизик набросал — потому что без него и сам бы не понял, что написал…
По ряду соображений остановились на схеме «2,5 полосы». При выбранном расположении динамиков это, конечно, определённый компромисс, поскольку задержка для среднечастотника и пищалки одинаковая — но, как показало прослушивание, компромисс оказался удачным. Кроссовер для разделения полос СЧ и ВЧ — из комплекта Morel Elate 6W.
Ограниченное пространство автомобиля недвусмысленно намекало на пятиканальный усилитель как самый компактный из возможных вариантов. Понятно, что не какой попало — нужны одновременно мощность и качество. Остановились на усилителе Phoenix Gold Ti1600.5, где и то и то есть. Четыре канала работают в классе AB, а пятый, сабвуферный — в классе D. Найти усилитель непросто — он установлен в переднем багажнике на стенке (чуть было не написал «моторного отсека») салона и в рабочем состоянии закрыт крышкой. Объём переднего багажника практически не изменился, а нижнюю часть багажного отсека даже облагородили — снабдили ящиком для мелочей и крышкой.
Над усилителем в технологическом отсеке стоят штатный чейнджер и навигационная система, там же нашлось место и для адаптера Audison Connection DA1 Bit и роутера Apple AirPort Express, благо они маленькие. Поскольку роутер не предназначался для использования в автомобиле (о чём они там в Apple думают?), к нему пришлось добавить преобразователь напряжения питания из 12 в 110 В. Всё это стоит компактненько, цифровые сигналы в процессор передаются по оптическим линиям, аналоговые из процессора — сразу в усилитель. Акустические кабели от усилителя в салон проложены в мощной гофрированной трубе, а уж там расходятся по адресатам. Прокладка проводки — это отдельная история, богатая меткими сравнениям и былинными образами, но в свете последних законов о СМИ я не рискну даже пересказать услышанное своими словами…
Остался сабвуфер — Phoenix Gold SL12D4 в закрытом корпусе объёмом 28 л. Корпус сложной формы установлен над двигательным отсеком, в самом, так сказать, центре событий. Благодаря такому решению сабвуфер не выглядит громоздким и хорошо вписывается в интерьер задней части салона. Задний багажник остался вообще нетронутым.
Не затрудняет ли сабвуфер доступ к двигателю? Зазоры в клапанах подрегулировать, жиклёры в карбюраторе продуть… Оказалось — нет, ничего, не затрудняет. Это же «Порше». Здесь для обслуживания машину поднимают на подъёмнике, а двигатель — наоборот, опускают. И если вы спросите, специалисты вам объяснят, что более удобного способа и быть не может…
Расстояние между противосолнечными козырьками — ровно в один пульт процессора Alpine. Бывает же, что везёт…
НЧ и СЧ-звенья трёхполосного фронта остались на своих (в целом) местах
Пищалки (Supremo Piccolo 2, приодевшиеся в Lotus Grills) ни в какие штатные места, разумеется, вставать не согласились
Посадочные места басовика, среднечастотника, стенка, которая их разделяет, и схема, которая всё это объясняет
Так вот устроена жизнь в среднемоторном автомобиле: вроде багажник, а перед ним — капот с маленьким лючком (если что)
Собственно корпус сабвуфера выгладит так. Остальное — интерграция во «внутренний капот»
Здесь, на капоте, и поселили сабвуфер
Передний багажник во всей красе своих просторов
Фокусы с разоблачением: в пластиковом боксе в верхней части — штатные чейнджер и навигация, нештатные CAN-адаптер и Wi-Fi-роутер
Внизу поселился пятиканальный Phoenix Gold. С размерами опять как угадали…
RTA
Тот случай, когда АЧХ пусть не исчерпывающим образом, но коррелирует с результатами прослушивания. Глаз видит некоторую «взъерошенность» на средних частотах, но все отклонения АЧХ от общей тенденции — плавного спада от низких частот к верхним — невелики, нет резких перепадов, нет явно выраженных горбов или ям, так что искусство и наука в данном случае идут рука об руку.
SQ
Прослушивание откровенно порадовало, несмотря на ожидаемые проблемы (коих, к счастью, не оказалось). Мало того, что салон тесный (влезал туда, пригнувшись, и всё равно стукнулся головой), так и динамики расположены весьма близко к слушателю. Поэтому всё, что касается звуковой сцены и фокусировки, очень сильно зависит от положения головы. Меня об этом предупредили — но не удержался, поёрзал. Сцена выстроена отлично, равномерно и высоко — но только при правильной посадке, затылок к подголовнику — и ни-ни. Впрочем, ГИБДД тоже так рекомендует. Перемещающийся рояль позиционировался чётко и в размерах не изменялся, инструменты на других треках тоже располагались как надо.
Тональный баланс аккуратный и «вкусный», приятный уху. Высокие частоты яркие, но не агрессивные, настройка выполнена безукоризненно — и «Морель» не подвёл. Макро- и микродинамика хороша — и нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра не нарушает связи с реальностью. К своему великому удивлению, услышал новую нотку на хорошо знакомой композиции — раньше я её не замечал.