ДЕЛАЕМ «КАВАСАКУ»
Студия: QUALITYSOUND
Руководитель проекта: Игорь Боровков
Цирковой акробат
Был бы этому рад,
Но Медведь — это дело иное!А. Милн, «Винни Пух и все-все-все»,
перевод Б. Заходера, 1965
Были времена, когда в этой стране мотоциклы имелись двух разновидностей. «Ява-250» с одним цилиндром и «Ява-350» с двумя. Остальное…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Shturmann Link 500
- Усилитель: ESX X-Four
- Акустика: MB Quart FSB 213
- Сабвуфер: Kicker CVT65
Остальное, что продавалось, назвать мотоциклом можно было лишь во время немотивированного приступа доброты, то же, что называлось мотоциклом по праву рождения, в этой стране не продавалось, а жило в легендах и мифах.
Из этой сферы — бытовавшее в те времена выражение «сделать кавасаку». Это значит поставить мотоцикл на дыбы, на заднее колесо. Почему-то считалось, что сделать этот трюк можно только на мотоцикле Kawasaki. Почему-то… Но если и так, то, наверное, всё же не на таком. Этот, VN900, для столь легкомысленного поведения крупноват. Не VN1700, конечно, который тут у нас недавно (в №3/2013) побывал, но всё же. А вот кстати: жили мы жили, понятия не имея, что есть такие «Кавасаки» (это множественное число от «Кавасака»). «Голдвинги» — стаями шли, и вдруг за три месяца — второй «Вулкан», ну или как бы «Вулкан».
VN900 не столь фундаментален, как Honda Goldwing, но для дальних поездок, возможно, и удобнее: масса меньше, низкая длинная рама добавляет не только стиля, но и устойчивости, а по части технологий здесь всё как надо быть: впрыск, четырёхклапанная головка, цифровое зажигание. Не «Ява», одним словом. Эргономика водителя — на высоте, недостаёт только музыки.
Задача была сформулирована в двух очень привычных словах — «громко и чисто». Третье требование для инсталляций на мотоциклах тоже не экстравагантно: компоненты должны быть лёгкими, компактными и экономичными. Если требуются нестандартные решения — значит, требуются, аудиосистема не трамвай, чтобы по одним и тем же рельсам ездить.
Первым нестандартным решением был выбор источника. Им стал портативный навигатор Shturmann Link 500. Видеть такое непривычно, но привыкать придётся, такие настали времена: фотоснимки делают телефоном, видео снимают фотокамерой, в Интернет выходят с магнитолы…
Слегка младший брат этого навигатора, Link 300, в своё время (своим временем для него стал «АЗ» №11/2009) побывал у нас в тесте, устройство оказалось действительно универсальным, помимо навигации с пробками, здесь и выход в Сеть, и возможность получать-отправлять SMS, и очень передовой медиаплеер, даже с эквалайзером. Плеер, между прочим, даже у младшей модели и даже четыре года назад по форматной совместимости давал фору иным головным устройствам, в частности, формат WAV он читал без запинки. Этот — новее и круче, так что и подавно.
Остановились на таком варианте системы: двухполосный фронт с пассивными кроссоверами, широкополосный тыл (на мотоциклах, как известно, работающий в помощь фронту) и сабвуфер. В данной ситуации даже размещение акустических компонентов не имело альтернативы: пищалки на руле, мидбас на дугах, тыл — по бокам заднего сиденья, сабвуфер — в одном из кофров. Собственно, для относительно компактного мотоцикла классической «чопперной» постройки придумать иное решение вряд ли возможно, среднечастотные динамики никак не вписывались в архитектуру мотоцикла, а нарушить стиль такого транспортного средства можно, лишь не имея ни души, ни зрения.
В двухполосной акустике на мотоцикле иной раз полезно использовать мидбас в полной полосе частот, до естественного спада АЧХ, коленки водителя и диаграмма направленности общими силами всё отфильтруют. Нужные динамики нашлись довольно быстро — влагостойкие MB Quart FSB 213 в количестве полутора комплектов (пищалки в тыловой акустике не используются). Мидбасовые динамики в этом комплекте работают в полной полосе частот, а кроссовер 2-го порядка с частотой среза 4 кГц предусмотрен лишь для пищалки с титановым куполом. Звучание пищалок, яркое и громкое в условиях салона автомобиля, на открытом воздухе становится более сглаженным, но уровень в ближнем поле (а на мотоцикле другого нет) всё ещё остаётся слишком большим. Не помешало бы приглушить сигнал пищалок ещё на 5 — 6 дБ. Но как?
Можно доработать кроссовер, установить делители напряжения, дополнительные резисторы и т.д. Но раз уж начали с нестандартного подхода, то и здесь решили не киксовать. Фронтальные и тыловые динамики соединили последовательно, а сигнал на кроссовер пищалки сняли только с фронтального. Два одинаковых динамика образовали идеальный делитель сигнала пополам, то есть на 6 дБ — что и требовалось. Для наглядности я накидал схемку, должна быть где-нибудь неподалёку.
Уже нарисовав схему, я над ней задумался (нормальный инженер становится способен думать, только нарисовав что-нибудь, относящееся к предмету дум): неизвестно, было ли так задумано, но, несомненно, так получилось: пищалка с фильтром, включённые параллельно одному из мидбасов, корректируют АЧХ второго, поднимая отдачу на верхних частотах, что ему, лишённому ВЧ-звена, как раз лишь на пользу. «Вы рисуйте… Я потом, что непонятно, объясню…»
Пищалки установлены на руле в миниатюрных хромированных корпусах, напоминающих классическую мотоциклетную фару. В таких же корпусах, но уже объёмом 1,5 л, расположены мидбасовые динамики. Этого объёма достаточно для уверенного воспроизведения частот от 120 Гц, акустика у нас здесь пятидюймовая, загонять её намного ниже по частоте означало бы пожертвовать перегрузочной способностью, а следом за ней — неискажённой громкостью. Так что ниже пусть потрудится сабвуфер. Фронтальные динамики расположены на уровне коленей на дугах безопасности, тыловые — по бокам спинки сиденья.
Сабвуфер построен… ну разумеется, на нестандартной головке. Уж как пошёл процесс, так он и идёт. Kicker CVT65 — сабвуфер несабвуферного калибра 16,5 см. Он у нас в тесте тоже когда-то был, оказалось, что готов работать в объёме от единиц литров до практически бесконечности (то есть free air). В данном случае выбран именно маленький закрытый объём: прямоугольный корпус объёмом 6 л установлен в заднем кофре, занимая ровно половину его объёма.
В левом кофре — четырёхканальный усилитель ESX Xenium X-four, провода закрыты небольшой фальшпанелью. Усилитель предельно компактный, притом, между прочим, что не импульсный, класса AB. Одна пара каналов в мостовом включении работает с сабвуфером, вторая — с остальной акустикой. Мощности, как оказалось, ему вполне хватает для всех выполняемых задач.
Остальные работы непосредственно с акустикой связаны не были, но входили в общий замысел и выполнялись параллельно. Индивидуально сделали бугель переднего крыла, станину крепления флажков и заднюю накладку на крыло. По спецзаказу изготовили хромированного медведя на переднее крыло и герб России на лобовое стекло. Эти элементы тюнинга выполнены в соответствии с политическими воззрениями заказчика, медведь здесь именно в том смысле. Мы в политику не вмешиваемся, а уж студия, выполнявшая заказ — тем более. Заказали бы орла с двуручной пилой в когтях — поставили бы с пилой. Заказали бы со скипетром и державой, в точном соответствии с Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ от 25 декабря 2000 года — так даже проще, есть графика высокого качества.
Безотносительно политики заменили фонари, установили хромированные аксессуары — прикуриватель, подстаканник, кнопки управления дополнительным оборудованием. Под задним кофром в отдельном подиуме поставили дублирующий светодиодный стоп-сигнал (от Gold Wing) с дополнительными поворотниками. Все хромированные элементы (динамики, решётка радиатора, и т.д.) подсвечены оранжевыми (Ой! А это-то почему?) светодиодами. Естественно, с таким энергопотреблением штатного аккумулятора уже надолго не хватило бы, и вместо него установили гелевый Stinger на 20 Ач. А для надёжности добавили выключатель массы и клеммы зарядки АКБ. Такой получился проект, целиком из новейшего времени, «делать кавасаку» теперь означает совершенно иное…
Элемент тематического декора: герб РФ в полном соответствии с законом РФ
Навигатор Shturmann это, кроме прочего, медиаплеер с возможностями пошире, чем у многих головных устройств
Фронтальные мидбасы в хромированных корпусах вписываются в стилистику мотоцикла ровно на 100%
Усилитель в левом кофре не превратил багажный отсек в приборный, места осталось предостаточно
Тыловая акустика — работающие в полной полосе (даже с некоторой коррекцией на верхах) 5-дюймовые мидбасы, идентичные фронтальным
«Это же Kicker, достаточно и половины объёма!»
RTA
Комментируя результаты моих измерений, автор системы пояснил, что подъём в районах 300 Гц и 5 кГц — результат намеренной частотной коррекции, без этого на ходу звук становился плоским, теряя и наполнение, и обертоны. Бас, действительно, не ураганный (это я уже от себя), но для «шестёрочки» в коробочке — отнюдь не стыдный. На верхнем же краю слышимого диапазона квартовский титан показывает, чего он стоит…
SQ
Сцена — хорошая, достаточно стабильная, хотя и не очень высокая. Само собой, абсолютно симметричная…
Тональный баланс интересный, с некоторыми особенностями. Средние частоты заметно ослаблены, но в движении это, возможно, даже пойдёт на пользу, в движении нужна выразительность, а не нюансы звукоизвлечения.
Бас, разумеется, не выдающийся, но если вам известен способ получения выдающегося из одной 6-дюймовой головки в 6-литровом ящике, работающей в свободном поле, без поддержки в виде передаточной функции — звоните, пишите, обсудим план поездки в Стокгольм за премией. А для условий реального мира бас очень даже ничего — чёткий, упругий и рельефный.