Стиль фьюжн
Это из современной кулинарии. Когда в одном блюде смешивается то, что привыкло существовать по отдельности.
Ground Zero GZTA 5120 | Hertz HCP-5D | Revolt RS 150.5 | Phoenix Gold SD 1300.5 | Alpine PDX-V9 | ESX VE1200.5 | Rockford Fosgate P1000X5D | Massive NX5
Ну, скажем, суп из моллюсков и зелёного чая. Или груша, запеченная в «Сотерне» с соусом из рокфора. Реальные рецепты, между прочим. Мысль о них пришла в голову не только потому, что сегодня не пообедал (как-то не получилось), а потому, что это — основа, на которой создаются многоканальные автомобильные усилители. Оба определения здесь принципиально важны. Домашний многоканальник запросто может состоять из пяти, а то и семи одинаковых каналов, у нас такое раньше тоже бывало, но лишь формально, каналов оказывалось шесть, и практически всегда имелось в виду, что «лишние» пятый и шестой будут соединены в мост и станут работать с сабвуфером. А иногда уже соединены, тогда уж — точно с сабвуфером. Раз так, получается, что стиль фьюжн в автомобильных многоканальниках присутствует на генетическом уровне. Но и это не всё, что подвигло автора на кулинарные аналогии.
Второе: смешение кулинарных школ в этом тесте проявилось в равноправном (хотя и не равновеликом) присутствии усилителей традиционной схемотехники (в кругу друзей называемой «класс АВ») и схемотехники импульсной, среди друзей такие называют «класс D», среди лохов более популярно название «цифровые». Цифрового в этих усилителях не больше, чем в автомобильном трамблёре, но звучит это солиднее.
Третье… Позже я собьюсь со счёта, это обычно происходит после четвёртого, как у усилителей, приобретающих право называться многоканальными. Пока не сбился: третье это уже совсем фьюжн, когда рецепты встречаются на одной тарелке, в нашем случае — в одном корпусе. Четыре канала — АВ, пятый — D. Такое решение популярно (и очень давно популярно), потому что оно логично: басовые импульсники научились делать давно, и там, где главное (почти единственно главное) — максимум мощности при минимуме потерь, им самое место.
Четвёртое (пока держусь): оснащение участников различается чрезвычайно сильно, и совсем не обязательно в функции цены. Здесь, скорее, играет роль концепция разработчика, в силу чего одни усилители без посторонней помощи готовы обслуживать только систему «фронт — тыл — саб», другие же могут самостоятельно разрулить поканальный фронт, а уж саб — само собой. Оснащение некоторых из фигурантов этого теста оказалось настолько замысловатым, что при оформлении графиков АЧХ кроссоверов нам не хватило стандартной, рекомендованной департаментом предпечатной подготовки палитры цветов. Например: раньше в одном канале не встречались ФВЧ и регулятор фазы, поэтому синий цвет мог применяться либо там, либо там. В этот раз не вышло, и вы увидите, где и почему. Там такая сёмга под соусом из зелёного чая… Или фильтры в наиболее навороченном исполнении у некоторых участников, тут и множители, и разные АЧХ по парам каналов, цветных карандашей потребовалась вся коробка, и едва хватило.
Следующее (сказал же, после четвёртого собьюсь): смешение кулинарных стилей наблюдается и в прилагаемой к усилителям документации. Часть, относящуюся к широкополосным каналам, пишут реалисты. Поэтому мощность оказывается, скажем, 65 Вт на 4 Ом, 95 Вт — на 2 Ом. Как правило, эти заявки находят подтверждение в ходе теста, чаще всего — с отклонением в большую сторону. Параграфы, относящиеся к басовому каналу, пишут совсем другие люди. Судя по мощности, указанной в стиле «стопиццот», а пуще того — по строгому удвоению мощности при переходе от 4-омной нагрузки к 2-омной, там к инструкциям приложили свои перья победители конкурса «Мисс Car Audio-2012» и/или жёны футбольных знаменитостей по месту расположения фирмы-изготовителя. С тем большим удивлением мы обнаружили, что некоторые на первый взгляд чересчур амбициозные заявки по порядку величины оказались выполнены, новое поколение многоканальных усилителей — это не просто стиль фьюжн, а с перчиком…
МЁД & ДЁГОТЬ
Победителем решительно и, смеем думать, обоснованно становится Hertz. Собственно усилитель — с отменными характеристиками и в основных, и в сабвуферном каналах плюс отличные, на все случаи жизни, фильтры тоже и там, и там. За звание «Фаворита» решили побороться двое: ESX и Alpine. Зачётных баллов каждый из них набрал столько же, сколько и лидер, при этом ESX заработал «бонусы» на редчайшей оснащённости (регуляторы фазы в трёх каналах независимо, каково?) и универсальных фильтрах, потерял — в компактности, которую в этом сезоне «носят». Alpine — напротив, показал недостижимую, как казалось при таких габаритах, мощность, но реализация фильтров в основных каналах ограничивает применение этого усилителя системами с внешними фильтрами, например — процессорными. Ещё один участник теста получает «Рекомендацию». У Rockford Fosgate фильтры спроектированы в расчёте на классическую схему включения: «фронт — тыл — сабвуфер», с поканалкой ему в одиночку не справиться, но всё сделано исключительно грамотно и в смысле характеристик (по мощности сабвуферного канала на 2 Ом, а значит, и в мостовом включении он кладёт на лопатки всех остальных участников), и в смысле конструкции и эргономики. «Рекомендация» — это минимум, который ему полагается.