ПО ВОЛНЕ НАШЕЙ ПАМЯТИ
Помните первоисточник заголовка? Знали ли его авторы, что это означает на самом деле? А ведь я лишь заменил эгоистичное «моей» дружным «нашей»…
Наверняка ни Николас Гильен, когда сочинял, ни Инна Тынянова, когда переводила, ни Владислав Андрианов, когда пел, не догадывались, что все они воспевают автомобильное головное устройство.
Prology CMU-500 | TEAC TE-61 | Airtone MR-2432W | Boss Audio 6200A | Pioneer MVH-150UI | JVC KD-X250BT | Kenwood KMM-357SD | Alpine UTE-72BT
С момента своего рождения почти точно в середине прошлого века (почитайте в №2/2004, это любопытно) автомобильное головное устройство было сочетанием волн (это радио) и памяти (это носитель записи). Судьба у волн и у памяти сложилась очень по-разному.
Первой памятью стала виниловая пластинка на 16 оборотов, её сменил 8-дорожечный картридж, за ним последовала кассета, за ней — CD, потом DVD, и наконец память стала твердотельной. Стала, стала, можно уже не спорить. Жёсткий диск, где формально что-то крутится и шевелится, своим существованием и даже благоденствием лишь напоминает нам о конечной скорости перемен. Цель всех упомянутых систем одна и та же — хранить и воспроизводить, принцип работы, а как следствие, возможности и правила пользования — другие.
Что касается волн, скорость перемен оказалась какой-то геологической, миллиметр в год. Сегодня, в разгар нового тысячелетия, у нас по-прежнему есть две кнопки: АМ и FM. Первой технологией пользовался предсовнаркома Ульянов (Ленин), обращаясь с воззванием к солдатам и матросам, второй — президент Кеннеди, предлагая соотечественникам интересоваться, не что страна может сделать для них, а совсем наоборот. Это — для наглядности временных масштабов. Заметные перемены в мире волн начались совсем недавно. Была освоена волна Bluetooth, продвинутые «головы» научились выходить в Интернет, в сущности — по радио, будь то 3G или Wi-Fi.
Но это — удел продвинутых, как правило, мультимедийных, да ещё с навигацией, головных устройств. Сегодняшняя подборка «волн с памятью» относится к категории чисто звуковых, «новая волна» в виде BT есть только у одной, ожидаемым образом наиболее дорогой модели, остальные участники функционально проще и очень похожи на классический CD-ресивер. Отсюда, кстати, и начавшее укореняться название этой категории техники — медиаресиверы. У аппаратов прошлых поколений сначала стояло обозначение конкретного (и одного) типа носителя: DVD, CD, выражение «кассетный ресивер» тоже когда-то приходилось встречать, редко, правда. Теперь перед «ресивером» — «медиа», что намекает на наличие некоторого выбора. В смысле физического формата выбор включает USB-накопители, твердотельные или 2,5-дюймовые HDD, устойчивая работа с которыми, по мотивам потребляемого тока, гарантируется не для всех моделей (ресивера или HDD), карты памяти SD и, разумеется, iPod.
Форматы записи непременным образом включают mp3 и мало кому нужный (мнение автора) WMA, бонусами являются AАC и WAV, мечтой — FLAC. Бонусы встретились пару раз, один раз, к немалому и приятному удивлению, встретилась и мечта.
При измерениях и прослушивании плееров головных устройств мы стремимся выбрать для них наиболее выигрышный формат. В частности, если плеер «понимает» только mp3 и WMA, то берём записи в mp3 с битрейтом 320 Кбит/с. Если, помимо чтения этих двух форматов, аппарат управляется с «плеером века», значит, берём файлы WAV в переложении на айпод. А если кроме этого он читает файлы WAV с флэшки? Для таких участников (их было двое) мы прогнали цикл измерений плеера дважды, а слушать этих двоих пришлось даже трижды: mp3, WAV с айпода и WAV с USB. Некоторые различия в подаче одного и того же материала были обнаружены в двух последних случаях, где по измерениям их не должно бы быть. Хотя тут никакого открытия мы не сделали, известно ведь, что на звук влияет всё.
Напомню некоторые тонкости в отношении «правил чтения» таблиц. В таблице описания интерфейса аппарата шина USB может присутствовать либо в графе «Интерфейсные шины», если по ней происходит обмен управляющими сигналами с айподом, либо же в графе «Слоты для твердотельной памяти», если соответствующее гнездо предназначено только для считывания звуковых файлов с внешней памяти. Если головное устройство оснащено слотом SD, то с карт этого формата читаются те же форматы, что и с USB — программному декодеру форм-фактор носителя без разницы, а существо интерфейса одно и то же.
Всё упомянутое было, в принципе, ожидаемым. Сюрпризов встретилось два, и оба — у одного участника. Изготовители этого ресивера набрались смелости отказаться от средства связи предсовнаркома (АМ-тюнера, если кто уже забыл), они же предусмотрели в своём аппарате очень полезную фичу: устройство включается, когда втыкаешь флэшку в USB-разъём — это как включение диском у тех головных ресиверов, которые понимали слово «диск»…
МЁД & ДЁГОТЬ
Alpine и Pioneer (давние друзья, как мы знаем) пришли к финишу почти одновременно, разница — в сотках. По оснащению Alpine, безусловно, переигрывает всех, но мы не можем не высказать здесь своего особого мнения: аппарат, для которого наиболее продвинутым форматом является mp3, как-то не полностью соответствует сегодняшним представлениям. Просим принять во внимание, а сами принимаем решение: «Лидерами» становятся и Alpine, и Pioneer, более продвинутый в форматном отношении. Ещё более продвинут Kenwood, серийный экземпляр той же модели мог бы серьёзно потеснить победителей (за счёт звучания с айподом), но серийного у нас не было. У вас, возможно, будет, тогда и вспомните нас добрым словом. Чтобы вы не забыли, ставим специальный значок «Фаворит».