«Лопух» вечен. Как известно, древнейший известный образец, с диффузором из папируса, британские учёные нашли в гробнице фараона Аменхотепа IV, пара самых современных установлена на марсоходе Curiosity, отпугивать аборигенов.
МЕЖ ДВУХ ОСЕЙ
Ivolga 9603MD | MD.Lab SP-E693 | JVC CS-V6938 J | Kenwood KFC-M6944A | JBL GT6-69 | Revolt MLX 692 | Alpine SPG-69C2 | Pioneer TS-6939R | Infinity REF 9603 ix | | Phoenix Gold Ti69CX | Audio System CO 609 PLUS | Hertz ECX 690.5 | CDT Audio CL-690CFX | Vibe BDQB69-V2 | Polk Audio MM691 | Memphis Car Audio MC692
А что, есть другие мнения? Кто-нибудь здесь помнит, чтобы акустики 6 х 9 не было? Кто-нибудь замечает, что её становится меньше? Нет и ещё сколько надо раз нет! Достаточно взглянуть на список имён (вернее, фамилий) участников этого теста. Здесь уживаются ветераны акустического дела, от народных марок до тех, у которых есть обоснованные претензии на хай-энд, и компании, на редакционном языке называемые «головастиками». Последние, как нетрудно догадаться, японские гиганты, сделавшие себе имя на головных устройствах.
Логичный вопрос: почему? Кручёные мобильные аудиофилы, выдерживающие припой перед пайкой межблочников два месяца в холодильнике (иначе звук убьётся), в этом месте должны дружным хором заявить: «А нам «лопухи» не нужны!» Всё верно, вам не нужны, а остальным — нужны. Этих, остальных, намного больше. И нужны им «лопухи» потому, что они оптимальным образом сочетают три наиболее востребованных качества: они могут играть громко, они могут играть басовито, они могут играть красиво. Именно (и строго) в этом порядке располагаются требования, предъявляемые к такой акустике перспективными владельцами.
А как же звуковая сцена, фокусировка образов и всё такое? А никак. Акустика 6 х 9 с вероятностью «четыре девятки», то есть 99,99%, окажется в задней полке автомобиля, оттуда могут доноситься признаки стереоэффекта, но не более того. Все ли, слушающие в машине музыку, непременно взыскуют точности воспроизведения пространственных характеристик звучания? Очень многие — не взыскуют, потому что в выбранных ими музыкальных жанрах и направлениях пространственные характеристики вообще не определены. Зато именно в них надо, чтобы громко, и в этом отношении все участники выступили впечатляюще. Иногда даже слишком: из-за одного, феноменально горластого, пришлось изменить масштаб оси звукового давления на графиках частотных характеристик, верхним пределом стала отметка 110 дБ, через 100 дБ этот участник легко перешагивал, а некоторые другие — подступали слишком близко для удобного восприятия графики.
Басовито? А как же! В этот раз мы даже потрудились дать дополнительные объективные характеристики этого востребованного свойства: помимо параметров Тиля — Смолла, которые сами по себе о многом говорят, и АЧХ в безэховых условиях, которая тоже добавляет понимания картины, мы смоделировали АЧХ акустики в условиях типового салона, как делаем для сабвуферных головок. Удивит вас или нет (зависит от стажа автозвуковой жизни), но подавляющее большинство «лопухов» в оформлении free air в салоне доигрывают до нижней границы звукового диапазона, когда с небольшим спадом, когда — без него, а когда и с некоторым акустическим усилением. Нас это не удивило, да и с чего бы? В давнишнем цикле мировоззренческих статей «Вспомнить всё» было показано: определённое сочетание частоты резонанса динамика в оформлении и полной добротности (в этом же оформлении) порождает в салоне горизонтальную АЧХ «до нуля». У типичного «лопуха» сочетание параметров именно такое (резонанс 60 ±5 Гц, добротность 0,7 — 0,8), а оформление для них — объём багажника, то есть полный free air. Фактические значения параметров мы, разумеется, приводим, включая тот, что для практических целей не нужен: эквивалентный объём Vas. Его приводим, чтобы добро не пропадало и в подтверждение: при Vas в районе 20 л (типичное значение) объём даже половины багажника — это бесконечность.
Ожидается вопрос: если «лопухи» такие громкие и такие басовитые, зачем на свете существуют сабвуферы? Отчасти на него отвечают строчки в перечне измеренных характеристик, относящиеся к нелинейным искажениям. Нам тут в ходе переписки с просвещёнными читателями сделали замечание, что усреднять искажения в полосе частот надо не арифметически, а геометрически, мы это замечание приняли и воплотили на практике, начиная с этого теста. Но усреднение усреднением, а на низких частотах даже при невеликом звуковом давлении (90 дБ, как для любой другой акустики) искажения растут пугающе быстро, и перегрузка на басах наступит раньше, чем у сходного по площади диффузора сабвуфера, у него — гораздо больший линейный ход диффузора.
Теперь настал черёд для «красиво». У «лопухов» условия особые, они всегда работают из задней полки, над которой всегда наклонная, прекрасно отражающая звук поверхность заднего стекла. В силу этого то, что прилетит к слушателю, будет результатом смешения осевого излучения, отражённого от стекла, и внеосевого, частично — тоже отражённого, частично — долетевшего напрямки. Между этих двух осей и складывается итоговый частотный, а как следствие — тональный баланс. Здесь от вас требуется понимание процесса: у некоторых участников осевая АЧХ — хоть в домашние колонки ставь, внеосевая — намного хуже. У других — наоборот, у третьих — существует компромисс и баланс, это, как правило, у лучших образцов. Отличие «полочной» (в автомобильном смысле) акустики типоразмера 6 х 9 от любой другой — не только в том, что вместо радиуса у неё две оси эллиптического диффузора, а ещё и в том, что оба направления излучения — по оси и под углом к ней — являются принципиальными, здесь осей как бы тоже две…
МЁД & ДЁГОТЬ
Претенденты на высшие оценки в этом тесте решили держаться вместе, причём, что любопытно, в середине последовательности, определяемой, как известно, ценой на свободном рынке. В порядке поступления (вернее, выступления): у Audio System привлекательное звучание при низких искажениях и хороших характеристиках направленности, единственное, что можно поставить в упрёк — небезграничные басовые возможности. У Hertz басовых возможностей больше, сочетание осевой и внеосевой АЧХ интересное, а чувствительность просто ураганная. И наконец, CDT — третий претендент на золото — показал себя одинаково умелым во всех дисциплинах. Таков портрет группы «Лидеров». Ненамного от них отстали ещё несколько трудящихся в задней полке. Среди них очень удачными показались Revolt, Infinity и Memphis. У первого неожиданно аудиофильская частотная характеристика при неплохих остальных показателях, Infinity — редкий пример чувствительной и басовитой акустики одновременно, плюс интересная конструкция, аттенюатор, все дела. Претензий к Memphis вообще только одна — не самая выдающаяся работа в басовом регистре, во всех других отношениях — исключительно удачное изделие. Теперь, надеюсь, понятно, почему звание «Фаворита» теста пришлось поделить между этими тремя, у всех в пользу такого решения свои аргументы. Однако хотелось бы снабдить настоятельной рекомендацией ещё одного участника, оказавшегося в самом начале (а вы знаете, что это означает) теста. Дебютант групповых тестов акустики MD.Lab показал себя с очень хорошей стороны, не заметить (и не отметить) этого мы никак не могли.