НОВОЕ УСТРОЙСТВО
Студия: Auto Hi-Fi
Руководитель проекта: Евгений Иванов
Она металась, как стрелка осциллографа, то вверх, то вниз.
Ю. Латынина, «Земля войны»
«Устройство не опознано» — как и во многих других случаях, наиболее разумной реакцией на такое сообщение будет обратиться за помощью к профессионалу.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источник: Denon DCT-1 + компьютер
- Процессор: Beringer Ultradrive Pro DCX2496
- Усилители: Audison VRx 6.420.2 EX, VRx 4.300.2 EX, Massive Audio P1000.1
- Акустика: Morel Elate 6.2, CDM5, Hybrid Ovation 6
- Сабвуфер: Massive Audio DMX12 Stage 2
Обратившись, вы вскоре обнаружите, что Козьма Прутков был прав, говоря о специалисте, что тот подобен флюсу: полнота его односторонняя. Вполне возможно, что профессионал сам опознает устройство не с первого раза, если оно находится по другую сторону его асимметричного видения мира. Здесь нужен специалист-универсал.
Именно такими пришлось на время работы над этим проектом стать мастерам студии Auto Hi-Fi.
Давний заказчик студии составил более чем естественный, с нашей точки зрения, план оборудования автомобиля системой. Какой системой? Здесь надо подумать. Запланированный её профиль был «профессионально-универсальный». Вторая часть определения означала: чтобы и навигация, и Интернет, и мультимедиа без разбора форматов и объёмов, и «всё, что понадобится впредь». В переводе на язык практических решений это означает компьютер. А первая часть означала повышенные и даже довольно специфические требования к одной из многочисленных функций — к звуку.
Так в системе встретились компоненты и устройства, которым друг друга нипочём не опознать, в обычной жизни они редко оказываются даже просто рядом, а уж соединёнными между собой — никогда. Нетривиальные проекты — любимое занятие автохайфайщиков, работа началась…
Началась она с компьютера, звуковая и мультимедийная части системы серьёзных подвохов не обещали. На самом деле тогда в студии ещё не всё знали о задумках заказчика… Системный блок удалось поместить в подлокотнике, благо передние сиденья американского внедорожника раскинулись довольно широко. В передней части подлокотника установили разветвитель USB, сегодня этот, когда-то считавшийся одним из многих, стандарт соединения стал как лошадиные силы (или деньги): чем больше, тем лучше. К многоствольному USB-блоку подключаются флэшки, внешние диски, модем, при необходимости — и клавиатура, хотя большинство типовых задач решается с помощью беспроводной мыши, а для основных функций и мышь не обязательна — сенсорный экран диагональю 7 дюймов расположен очень удобно, на месте штатной магнитолы. Рамку, естественно, пришлось изготовить заново, с применением фрагментов штатной.
А потом началась работа над звуком. Выбранный для системы источник сигнала могли бы опознать только компьютеры первого поколения, какие-нибудь PC AT, и то — только внешне. Источник — давно ставший легендой (те, кто не видели, думают даже, что это вообще миф) Denon DCT-1. Для полноты картины в паре с ним установили блок индикации Denon DSV-1. Получилось как в современной литературе: наверху — экран, как у осциллографа, внизу — стрелки, как… у него же.
Дальше идёт «электроакустический тракт», именно так «по науке» положено называть всё оставшееся хозяйство. Структура, в общем, вполне обыкновенная: трёхполосный фронт, двухполосный тыл и сабвуфер. Однако выстроен тракт по максимуму: усиление полностью раздельное, каждому динамику — свой канал, чтобы исключить любую возможность взаимного влияния. А чтобы было совсем хорошо, для разделения полос и коррекции решили применить два профессиональных студийных звуковых процессора Beringer Ultradrive Pro DCX2496, определение системы как «профессионально-универсальная» получило новое подтверждение.
Подобное решение уже однажды побывало на наших страницах, тогда результат стоил неудобств, связанных с адаптацией студийной техники к условиям эксплуатации в автомобиле. Стоил он и теперь… Здесь тоже в одной команде трудятся два процессора: один раскладывает фронтальные каналы по трём полосам, второй — раскладывает по двум полосам тыловые каналы и формирует сигнал сабвуфера. Всего выходит 11 каналов, для каждого можно независимо устанавливать уровни, задержки, частоту и крутизну среза фильтров, вводить частотную коррекцию. Причём память настроек энергонезависимая, отключение аккумулятора не страшно. Зато и питание — 220 В, пришлось поставить инвертор, который тоже подвергся доработке, чтобы включался от сигнала remote.
Трёхполосный фронт обслуживает шестиканальный Audison VRx 6.420.2 EX, двухполосный тыл — четырёхканальный Audison VRx 4.300.2 EX, на сабвуфер работает одноканальный Massive Audio P1000.1.
Для сохранения максимальной функциональности багажника усилители мощности разместили под полом багажного отсека в специально изготовленном коробе. Там же установили процессоры, инвертор для их питания, дополнительный аккумулятор и реле аккумулятора. Для конденсатора Sound Quest CAP5M ёмкостью 5 Ф места уже не хватило, его установили в нише крыла. Охлаждение компонентов при закрытой крышке обеспечивает радиальный вентилятор.
Фронтальная акустика частично сборная. В том смысле, что бренд один, а состав — нестандартный. К комплекту Morel Elate 6.2 добавили купольный среднечастотник Morel CDM5. Все головки, кроме пищалок, установлены в штатные места — естественно, с подобающей доработкой. Мидбасы попали на своё место в двери — вибродемпфирование, проставочные кольца, всё как положено. Среднечастотники встали вместо штатных пищалок в торпедо — для них тоже понадобилось изготовить кольца-проставки. А пищалки — в стойки, место для них нашлось без проблем. Тыловая акустика — двухполосная Morel Hybrid Ovation 6 и тоже с поканальным усилением. Здесь схема установки та же — по штатным местам, в итоге в салоне получился «полный сток».
Расположить киловаттный сабвуфер Massive Audio DMX12 Stage 2 оказалось не так просто. Хотя потребный ему объём и невелик, но из-за огромного магнита и большой установочной глубины вожделенный маленький корпус никак не вытанцовывался. Решение нашли простое и эффектное: изготовили стеклопластиковый корпус-«стелс» объёмом около 15 л в нишу левого заднего крыла, а динамик установили магнитом наружу. В результате убили сразу двух зайцев: сохранили объём багажника почти неизменным и обошлись без серьёзных переделок облицовки. И при первом же взгляде видно, что это Сабвуфер с большой буквы «С».
Настройка системы заняла немало времени. Для каждого из 11 каналов необходимо было подобрать оптимальные уровень сигнала, полосу частот, крутизну среза, задержки. К счастью, делать это можно не только с панели процессора, но и через порт RS-232. Такими пользовались во времена PC AT, сегодня к ним подключили конвертор в протокол USB и вывели соединитель в подлокотник. Чтобы устройства старой школы без проблем опознавали современные…
За решёткой штатной пищалки теперь скрывается купольный среднечастотник
Твитеры со всемирно известными «лотос-грилями» встали в просторные стойки
Экран и стрелки — это на самом деле — из разных миров. И встретились они здесь, а не в литературе
USB для современной техники — как воздух. А воздуха должно хватать…
На разных этажах центрального подлокотника расположились и системный блок, и избранная периферия компьютера
Стилистика Durango, по замыслу дизайнеров, ограничена двумя геометрическими фигурами: круг и прямая линия. Замысел решили не нарушать
Багажник выглядел бы совсем невостребованным, если бы не фрагмент сабвуфера слева
На самом деле техники здесь немало: три усилителя и два студийных процессора
Уже не впервые студийной технике отдаётся предпочтение в спецпроектах
RTA
АЧХ удалась, кто будет спорить. Довольно мощный подъём на низких частотах с максимумом на 40 Гц захватывает и самый нижний регистр, звуковое давление на 20 Гц будь здоров какое, и область верхнего баса, причём одно переходит в другое самым незаметным образом. Выше 200 Гц АЧХ идёт практически горизонтально, отклонения в пару децибел там и сям просто напоминают: мы живём в реальном мире, а не в пространстве математических абстракций. Любопытно, что ожидаемый мягкий спад на самых верхних частотах — фирменная черта пищалок Morel — здесь начисто отсутствует. Подправил, вероятно, один из «Беринджеров». Аккуратно, как и подобает профессионалу…
Отсек энергоснабжения: батарея и инвертор
DMX12 Stage 2 — один из тех сабвуферов, у которых габариты акустического оформления ненамного больше собственных
SQ
Впечатление от прослушивания — весьма приятное. Мягкое и не напрягающее звучание во всех регистрах — и это притом что система ещё не разыгралась до конца, окончательная настройка, как всегда, ещё только предстоит. Долго хотел к чему-нибудь придраться, перебрал все треки с диска AMT — всё очень хорошо: и разрешение, и глубина, и макро- и микродинамика. Были небольшие замечания по тональному балансу, но это, думаю, уже устранили, поскольку возникли они и у мастеров одновременно со мной.