ДОМ НА ДОРОГЕ
Студия: Moscow Custom Sound Club
Руководитель проекта: Николай Рассказов
Нет, — сказал Агасфер Лукич. — Это живописное произведение называется «Мотоцикл под окном в воскресное утро».
Я не спорил.Аркадий и Борис Стругацкие,
«Отягощенные злом, или сорок лет спустя»
У нас в подъезде один перец реально каждый день затаскивал мотоцикл в квартиру, благо грузовой лифт есть. Призывы к здравому смыслу игнорировал, благо такого смысла у него нет.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion CMD6 + Cowon D2+
- Пульт ДУ: Clarion MW2
- Усилитель: X-program X-D40 by DLS
- Акустика: Focal Polyglass 165 VR3
- Сабвуферы: MTX-RT10-04
Перца продолжаю встречать, мотоцикла больше не вижу. Похоже (гипотеза автора, основанная на могучем интеллекте и циклопическом жизненном опыте), байкерская среда перца отторгла как не способного понять главный принцип этого свободолюбивого народа: дом байкера — это не жилплощадь, куда можно сдуру притащить двухколёсную машину. Это сама машина и есть, и построен этот дом на дороге, каждую секунду — на новом месте…
Вот пример другого рода. У человека есть дом, есть и мотоцикл. Но человек не показывает своему VTX домашние колонки, поглаживая мотоцикл по загривку бензобака, а говорит ему (на улице): «Там у меня… В общем — неважно, тебе такие же сделаем». Задача установщикам была сформулирована в двух неравноценных словах — «громко» и «по-домашнему». Громко — более или менее известно, как делать. «По-домашнему» — труднее.
Не нуждается в особых пояснениях даже для аутсайдеров мотожизни (к числу которых принадлежит и автор, невзирая на могучий и циклопический) то, что стиль этого мотоцикла, построенного на 90% из стиля и только на 10% — из металла, необходимо было сохранить первозданным. Ну и общие требования, справедливые для всех мотоустановок: коррекции массы и центровки машины надо свести к минимуму. Слов в техническом задании с учётом этого становится больше: компоненты должны быть лёгкими, компактными, экономичными, громкими и музыкальными.
Выбранная структура аудиотракта нетрадиционна для мотоциклов, зато весьма распространена в четырёхколёсной конфессии car audio: фронт и сабвуфер. Нам и вам известно и неоднократно подтверждено: тыл на мотоцикле, в отличие от автомобиля — прямой и активный помощник фронта. Но здесь решили совсем по-домашнему: только пара напольников перед водителем и сабвуфер позади. Почему «напольников»? Да потому, что полочники редко бывают трёхполосными…
Для фронта взяли готовый трёхполосный комплект Focal Polyglass 165 VR3, по опыту он справляется и с басом, и с громкостью, и собственно с музыкой. От многополосного усиления отказались: пассивные кроссоверы из комплекта сами справляются со своей задачей, зато для усиления можно обойтись четырьмя каналами (два на фронт, два — мостом на саб) в одном корпусе. В результате — экономия места и энергопотребления, в оба фактора существенный вклад внёс и выбранный усилитель — импульсный X-program X-D40.
Источников сигнала два — в меру консервативный Clarion CMD6 в «морском» исполнении и ультрасовременный медиаплеер Cowon D2+ с сенсорным дисплеем, слотом для SD-карт высокой ёмкости, возможностью вести аудиозапись с различных источников и выводить видео на большой экран внешних устройств. Для реализации последней функции подкатывать мотоцикл к домашней плазме не требуется — медиаплеер установлен съёмным образом, что, помимо прочего, создаёт условия для его автономного использования. А для управления головным устройством на руле справа установили проводной пульт Clarion MW2 — естественно, тоже морского исполнения.
Акустику Focal Polyglass распределили во фронтальной плоскости: 165-миллиметровые НЧ-головкими — на дугах в замкнутых объёмах 2,5 л, среднечастотники 100 V Slim — в обтекателе, пищалки с алюминиево-магниевым вогнутым куполом — на руле, в хромированных корпусах от противотуманных фар.
Стеклопластиковые корпуса для мидбасов изготовили «с нуля», как, впрочем, и хромированные дуги, на которых они подвешены. В качестве основы для обтекателя использовали готовый, предназначенный для Harley-Davidson Electra Glide, но после подгонки по месту, подпиливания и переклеивания его не узнает ни один из родителей (от Harley до Glide включительно). В обтекателе нашлось место и для головного устройства, и для среднечастотников. Частоты раздела пассивного кроссовера немного скорректировали: подняли верхнюю границу полосы НЧ. В результате мидбас и среднечастотник работают с небольшим перекрытием полос в области 400 — 700 Гц. Это привело к увеличению отдачи и неожиданно (хотя с точки зрения могучего объяснимо) улучшило фокусировку сцены. Разность расстояний между полосовыми излучателями и сдвиг фазы на выходе фильтров второго порядка сложились исключительно удачно.
Сабвуфер MTX-RT10-04 из линейки Road Thunder был выбран по многим причинам: высокая долговременная мощность, диффузор из углепластика, подвес из вспененного полимера — всё, что нужно для надёжной работы в непростых условиях. Плюс к этому — немалая свобода в выборе акустического оформления: головка может работать и в небольшом закрытом корпусе, и в фазоинверторе, и в корпусе полосового типа (bandpass). Остановились на самом компактном решении — закрытом корпусе объёмом 16 л. Он полностью занимает объём усиленного правого кофра, а прозрачная перегородка из толстого оргстекла играет не только декоративную, но и конструктивную роль.
Усилитель и аккумулятор установлены в левом кофре. Первый практически полностью закрыт вторым, так что на фотографии его и не разглядеть — но он там, поверьте на слово. Там же спрятался и конденсатор Stinger ёмкостью 1 Ф, а для страховки на случай опрометчивого обращения с бортовыми запасами энергии на промежуточную стенку выведены клеммы для внешнего источника питания. Выведены проводами, допускающими не только зарядку батареи, но и запуск двигателя. Мало ли что случится, когда новый дом окажется на своём привычном фундаменте. Асфальтовом, меняющемся каждую секунду…
Живописное оформление VTX довольно разнообразно, но всё — на музыкально-звуковую тему
СЧ и ВЧ-акустика фронта даже не особенно заметна в окружающем её сверкающем хроме
Бокс для НЧ-головок до установки в «дом на асфальте»
Удивительным образом даже объёмистые НЧ-модули спрятались за традиционные для мотоцикла элементы конструкции
Внизу, в хромированном «прожекторе» — пульт управления Clarion. Выше — тоже одетый в хром медиаплеер Cowon
RTA
АЧХ системы, действительно, прорисована «галочкой», но прорисована аккуратно, без заусенцев. На нижнем краю диапазона характеристика и вправду получилась как у приличного напольника: 40 Гц отыгрываются с вполне достойным уровнем, середина гладкая, ни по каким видимым признакам частоты раздела полос не определяются. На ВЧ тоже имеется существенный подъём, но и после того, как пройден максимум звукового давления, пищалки прыти не теряют, и 16 и 20 кГц воспроизводятся отменно.
В левом кофре, даже совсем открытом, видны только батарея и буферная ёмкость. Компактный усилитель — «стоймя» за батареей
Закрытый ящик сабвуфера сделан оптически открытым при откинутой крышке кофра
На промежуточную стенку кофра выведены борны для внешнего питания (допускающие и режим «прикуривания» при запуске двигателя)
SQ
Что мне нравится при прослушивании мотоциклов: во-первых, не душно, во вторых, вопрос симметрии звуковой сцены закрыт изначально. В данном случае, однако, симметрия не единственное достоинство сцены, она оказалась великолепной по всем основным показателям — высокая и стабильная, отменно сфокусированная.
Привлекательным, хотя и не совсем привычным, оказался общий тональный баланс. В целом — действительно как дома. Аккуратная середина, отменный бас и чистый, ясный верх, при этом края диапазона подняты ощутимо, как будто накрутили оба регулятора тембра. Несмотря на это, классика с джазом прозвучали очень натурально, а уж на роке система разошлась не на шутку.