Размер и значение
Кто определяет состав и регламент групповых тестов в нашем журнале? Да вы же сами и определяете, возможно, не всегда это осознавая.
Revolt EL 5.2 || Ivolga SB-5.0 || Lanzar VX-5C || Ground Zero GZRC 13X || Hertz ESK 130.5 || Focal Integration ISS 130 || Polk Audio DB5251 || Gladen RS130 || Rainbow SL-C5.2 || Massive CK5 || Alpine SPR-50C || CDT HD-52
Массив потенциальных участников теста с неизбежностью диктуется присутствием и разнообразием выбранной категории продукции на рынке. Предположим, мы затеем сравнительное тестирование трёхполосной компонентной акустики с купольным среднечастотником и 9-дюймовым басовиком. Сколько пришлют? Одну, потому что второй и нет. Это — иллюстрация присутствия. Иллюстрация разнообразия: стоит объявить тест 6-дюймовой «разнесёнки», как склад начинает ломиться от привезённого импортёрами-дистрибьюторами.
Потому что у них её берут, а раз так — они дают. А чтобы давать — завозят. Берут же у них, потому что большинство автомобилей для этого калибра наилучшим образом приспособлено. Пятёрок завозят меньше, потому что для них приспособлено меньшинство. Но меньшинство это не совсем подавляющее: многие французские машины, например, не говоря уже о целом ряде образцов отечественной автотехники. А ведь у последней есть устойчивая группа приверженцев, покупающих ВАЗы не по основаниям глухого безденежья, в этом легко убедиться, взглянув на списки участников автозвуковых соревнований, особенно не в Москве, а в регионах.
Но статистически «пятёрок» меньше, хоть и зря, не раз отмечалось, что у акустики этого калибра есть объективные, основанные на физических закономерностях преимущества перед более крупными калибрами, главное из этих преимуществ — лучшие характеристики направленности.
Не избалованные по уже приведенным причинам разнообразием 5-дюймовой акустики (на момент сбора, мало ли что теоретически существует за океаном или хотя бы за станцией Брест-товарная), мы согласились допустить в тест всех представителей этого калибра, оказавшихся в Москве в нужный момент. В итоге сбора диапазон цен будущих участников вышел более чем семикратным. И хотя общую тенденцию «чем мех дороже и так далее» можно при желании проследить, при таком либеральном подходе легче обнаружить приятные исключения из правила. Потому что общий характер поведения определяет размер акустики, но куда более важен уровень инженерной реализации.
Достоинства 5-дюймовой акустики были уже упомянуты, кратко, потому что о них говорилось на этих страницах сто раз. Столько же раз говорилось о приписываемых такой акустике недостатках, но на этом имеет смысл всё же ненадолго задержаться. «У «пятёрок» ниже чувствительность», — вот один из аргументов. Да, это не «лопухи» из прошлого номера, где масштаб оси пришлось менять, чтобы поместилось. Но чувствительность научно обоснованно ниже лишь у мидбаса, пищалки часто применяются те же, что в 6-дюймовых комплектах, а они отвечают за звуковое давление, создаваемое на четверти ( а то и трети) рабочего частотного диапазона, так что разница не столь драматична. «Меньше диффузор — больше амплитуда — выше искажения». Отчасти так. От другой части небольшой диффузор меньше деформируется при переходе к зонному режиму (да и начинается он позже), при этом искажения на средних частотах оказываются порой отменно низкими. Так несколько раз происходило в этом тесте, да и на басах некоторые динамики показали себя завидным образом. «У 5-дюймовых мидбасов высокая резонансная частота, отсюда дефицит среднего баса и сложности в сопряжении с сабвуфером». И здесь в драку не полезем, тенденция такая имеет место, однако заметим: у целого ряда участников этого теста резонанс был на уровне типичной «шестёрки», у одного комплекта — ниже типичного для «шестёрки». Размер — это одно, а реально достигнутое значение параметра — совсем другое.
Есть здесь, правда, одна интересная зависимость: у 5-дюймовых мидбасов чаще, чем у других (читай — 6-дюймовых), происходит размен количества баса на его качество. Сразу у нескольких систем из этого теста у мидбаса оказывалась довольно низкая резонансная частота, однако она сопровождалась сниженной добротностью (или более высокой степенью демпфирования, как кому нравится). Итог во всех случаях оказывался схожим: корректный, точный, не размазанный во времени средний бас был хорош, но его было недостаточно. У менее щепетильных в этом отношении головок баса (того же диапазона, среднего) было в достатке, но аудиофильской прецизионностью он не отличался. Здесь выбор уже за вами, басовые вкусы так же разнообразны, как кулинарные.
МЁД & ДЁГОТЬ
Абсолютным победителем стал участник, спрятавшийся в самом конце теста, не по застенчивости, для которой нет оснований, а в силу наиболее высокой цены. Для неё, как оказалось, основания есть. Итак: CDT становится единоличным «Лидером» теста, у этой акустики все компоненты, исключая кроссовер (даже особенно кроссовер), выполнены на высочайшем уровне, и результат — соответствующий. Тем, кто заявит, что мог бы предсказать такой результат по ценнику, посоветуем лучше по руке. Потому что список фаворитов теста, лишь немногим уступивших «Лидеру», стала акустика с ценой впятеро меньше, это — Ivolga. Откуда берётся акустика этой марки, для нас — загадка, факт же в том, что некоторые модели оказываются исключительно удачными (как некоторые другие — откровенно провальными, была недавно одна такая). В числе «Фаворитов» оказались сразу две немецкие марки: Ground Zero и Rainbow. К первой единственная претензия — басовый дефицит, остальное реализовано отлично. К Rainbow такой претензии как раз быть никак не может, у этой акустики басовые задатки — как у хороших «шестёрок», лишь чувствительность немного подкачала. Высокая чувствительность — у ещё одного «Фаворита» — Massive. Частотная характеристика у этой акустики — несколько на любителя, но и вкусам этого любителя кто-то должен следовать, так что всё справедливо, в целом — очень удачная модель. Отдельные «Рекомендации» мы выписали двум моделям, очень близким по цене и сходным по назначению: и Focal, и Hertz — идеальные кандидаты на замену штатной акустики без установки усилителя.