В ТЁПЛЫЕ КРАЯ
Студия: Sound Lab
Руководитель проекта: Александр Степанов
Прошу вас опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было.
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
С наступлением холодов некоторые обитатели нашей планеты начинают миграцию вдоль градиента температуры. Иначе — летят в тёплые края.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion HX-D2 S.E.
- Предусилитель: Phant Audio Tube Driver Model Four
- Усилители: Brax Matrix MX4
- Акустика: SEAS T25CF001, Dynaudio MW-152, MW-162
- Сабвуфер: Dynaudio MW-182
Зачем летят? Кто организован попроще — за кормом. В данном случае этот мотив неприменим: для высокоорганизованной жизни корма хватает и в Красноярском крае, там, если кто не в курсе, из электричества делают алюминий, легчайшее из желез, на корм хватает более или менее всем. Эта машина ехала в тёплые (по сравнению с Красноярском, разумеется) края за звуком. Съедобного звука в холодных краях добыть не удалось. Именно поэтому миграционный путь машины оказался не только далёким (это видно по карте), но и долгим. Две попытки установить аппаратуру силами местных умельцев уже были. Обе — неудачные. В третий раз пытать удачу владелец приехал в Sound Lab. Привёз всё, что уже было установлено в машине, и кое-что сверх того, но мало что пригодилось. Всю концепцию пришлось разрабатывать заново и начать с удаления всех новообразований, восстановления испорченного и замены утраченного.
В Sound Lab обычно мигрируют за аудиофильским звучанием, уж такое это место. В нашем случае пожелание было конкретизировано — за ламповым аудиофильским. Забегая вперёд, скажу, что привезённый из степных земель катодный повторитель Panaudio в обстановке мощнейших электромагнитных помех, которыми славится BMW, показал себя мастером радиосвязи, принимая все помехи на всех частотах одновременно. Домашняя вещь, избалованная… А в «Саундлабе», как стало известно и далеко за Уральскими горами, есть решение, адаптированное к автомобилю, независимо от мощности его бортовых постановщиков помех.
Здесь бы как раз про эту, не ставшую ещё привычной (да и вряд ли обречённой на массовость) особенности тракта в Z4, но есть привычный порядок изложения: от аудиоистоков к аудиоустью. Источник сигнала — CD-тюнер Clarion HX-D2 S.E. Вот перевод, кому требуется: HX-D2 переводится как DRZ-9255 (и наоборот), S.E. — как Special Edition, или же — «аудиофильский в квадрате». Clarion в переводе пока не нуждается.
Источник реально крутой и животворящий: прецизионный транспорт GS-1, омеднённое шасси, высококачественный звуковой процессор, в котором есть всё нужное и ничего сверх необходимого. Четырёхполосный кроссовер (Sub/Low/Mid/High), поканальная коррекция временных задержек, пятиполосный параметрический эквалайзер. Преобразованием в аналоговую форму занимаются сдвоенные 24-битные ЦАПы Burr-Brown с переключаемой частотой сэмплирования 48/96 кГц (угадайте, какую выбрали? Знали, да?). А чтобы эти достижения не сгинули бесследно, аналоговые каскады питаются двухполярным напряжением ±15 В от внешнего преобразователя. Чтобы не усугублять помеховую обстановку, его вынесли, насколько хватило проводов — в центральную консоль, почти к сиденьям…
А вот теперь — про ламповый предусилитель. Воспользуюсь случаем привести здесь несколько комментариев и небесспорных, но разумных соображений личного характера, давно собирался, но было как-то негде.
Да, заказчик ехал за ламповым звуком. Да, из холодных сибирских земель за тёплым ламповым звуком, над которым интернет-циники уже исстебались до полного изнеможения. А он, тёплый ламповый, есть и будет, невзирая ни на что. В нём, тёплом ламповом, соединились хорошо известные и изученные факты с не вполне изученными, но наблюдаемыми с полной достоверностью.
Известно, что однотактные ламповые каскады вносят в сигнал гармоники, которых (как принято считать) в исходном сигнале не было. Именно это даёт вульгарным материалистам основание для осмеяния тёплого лампового. Дескать, раз в сигнал внесено то, чего там не было, он по определению испорчен.
Но человеческий слух не бухгалтерия, на нечётные гармоники, преобладающие в выходном продукте транзисторной техники, он реагирует нехорошо даже при относительно низком уровне гармоник, отсюда и погоня за «нулями» в уровне нелинейных искажений. Ламповые каскады дают «вкусную» вторую гармонику, и её присутствие каким-то (наверное, кто-то уже обосновал — каким) образом вытесняет из субъективно воспринимаемого звучания «невкусные».
Это слышали многие и отмечали радикальное улучшение звучания середины. Второй фактор, менее таинственный, но тоже имеющий значение, о нём догадываются немногие: высокое входное сопротивление лампы не нагружает линейный выход источника, работающему там операционному усилителю живётся намного легче, он, в благодарность, меньше добавляет в сигнал своих «невкусных» нечётных гармоник. При этом, правда, возрастает влияние ёмкости соединительного кабеля, и он должен быть максимально коротким и максимально толстым, но это — задача, посильная опытному установщику, а другим за гибридный тракт браться сильно не рекомендуется.
Всё это, вместе взятое, меняет звучание изначально высококачественной (что принципиально) системы самым явным образом. На практике «вместе взятое» наиболее эффективно реализует разработанный целевым образом для автомобильного аудиотракта предусилитель Phant Audio Tube Driver Model Four. Имя длинное, как у испанского идальго средней руки, но тут уж ничего не поделаешь. Образец такого однажды побывал в редакционной лаборатории на неофициальном (в порядке многостороннего сотрудничества) тесте, как выяснилось, гармоник он вносит немного, но именно с требуемыми «бортовыми номерами». Копия результатов должна была сохраниться, если найду — выложу в «Фейсбук» в виде бонуса.
Phant Audio и прочая разместили с фантазией и на виду — на месте бардачка в центре торпедо. Верхушки ламп выступают над кожухом, и в темноте их мягкое свечение радует глаз и греет душу, придавая концепции тёплого лампового звука голографичность и пифагорейскую гармонию. На столь возвышенном фоне даже неудобно говорить о вполне житейском мотиве компоновки: таким образом, провода от источника до предусилителя удалось сделать принципиально минимальной длины, что и требовалось для достижения максимального эффекта.
Облагораживать сигналы всех полос не стали, в наибольшей степени эффект проявляется на СЧ и ВЧ. Усилитель этих полос поместили под фальшполом в ногах пассажира, на этот раз — чтобы минимальной длины оказались провода к динамикам. Второй усилитель, отвечающий за низкочастотную (и совсем низкочастотную) часть диапазона, отъехал в багажник под фальшпол.
Усилители одинаковые и тоже аудиофильские. Четырёхканальные Brax Matrix MX4 предназначены для работы в системах, где уже есть (или должны быть) мощные средства подготовки сигнала к усилению, а потому ничем, кроме усиления, они не занимаются. Вход RCA — регулятор чувствительности — усилитель мощности.
Так постепенно мы приблизились к устью аудиотракта, даже формой своею напоминающему речную дельту. Это в смысле — к акустике. Использованные компоненты встречаются в автомобильных системах нечасто, этому способствует и дороговизна, и непростой инсталляционный нрав головок. Места установки полосных излучателей тоже не вполне соответствуют стереотипу. Двери, например, никак не задействованы, это не помешало «укатать их по полной» видродемпфирующими материалами, но не для того, чтобы оттуда правильно пела акустика, а чтобы они сами не пели неправильно. Вернее — чтобы никак.
Общий замысел при установке динамиков — максимальное удаление от слушателя, при этом и слушатель не оказывается в ближнем поле динамика, и разность расстояний до них уменьшается — значит, можно обойтись более деликатной временной коррекцией.
НЧ-динамики Dynaudio MW-162 установлены в кикпанелях. Решение — прекрасно изученное в теории и описанное в литературе, но на практике в наши дни встречающееся крайне редко. Необходимый для работы басовиков объём причудливо распределился между порогами и стойками лобового стекла. Решение сложное, трудоёмкое — но очень и очень оправданное. При таком расположении бас получается передним даже без процессора. А с процессором его можно поставить точно туда, куда задумано.
Среднечастотники Dynaudio MW-152 размещены в торпедо в закрытых объёмах по 2,5 л. Работают они с изрядной долей отражённого и рассеянного сигнала. Тоже рискованное решение, но при удаче позволяет поднять звуковую сцену и вынести её за лобовое стекло ещё до введения временных корректив процессором. Немалый калибр динамиков (диаметр диффузора около 120 мм) позволил опустить частоту раздела ниже 300 Гц, что благотворно сказалось на стабильности звуковой сцены по высоте. Можно было бы и 200 Гц — но тут уже лимит устанавливал объём корпуса.
Единственное более или менее традиционное место досталось пищалкам SEAS T25CF001. Они же — единственное звено системы, никаким боком не предназначенное для установки в автомобиль. Двойная магнитная система с феррожидкостным охлаждением — это не только низкая резонансная частота, это и масса, и габариты, обычно не вызывающие восторга при установке на стойки. В данном случае восторги заменили алюминиевыми монтажными кольцами, металлическими кронштейнами, болтовым креплением, и всё как-то срослось… Защитные решётки фронтальных динамиков сделали на заказ из латуни, источником вдохновения стали работы старых итальянских мастеров из семьи Audison.
Десятидюймовый сабвуфер Dynaudio MW-182 (по древней датской традиции индексы динамиков Dynaudio связаны с калибром в непостижимой пропорции) установлен в закрытом корпусе объёмом 24 л в задней части салона — той самой, которая плавно переходит в багажный отсек. Наклонное стекло задней двери при этом становится частью своеобразного рупора, направляющего звук вперёд, там его поджидает тёплый ламповый, процессор следит за тем, чтобы всё это смешалось в нужной пропорции амплитуд и фаз, результатом становится то, за чем стоит хоть раз отправиться в далёкие тёплые края…
Двери выглядят, как будто в них нет динамиков. Потому что их и нет…
Причина столь смелого расположения лампового звена довольно прозаична: укоротить, насколько возможно, межблочники от «головы»
Если особенно изогнуться, могучие RCA-кабели даже можно разглядеть
Источник вдохновения для грилей динамиков — работы старых итальянских мастеров
Усилитель СЧ/ВЧ-звена расположился так эксцентрично тоже для сокращения длины проводов, на этот раз — акустических
Изученная в теории схема установки басовых динамиков в кик-панелях на практике применяется исключительно редко. А зря…
Второй усилитель, басово-суббасовой специализации, скрывается под фальшполом в багажнике
При фальшполе, установленном на своё место, багажник выглядит по-прежнему интригующе
RTA
АЧХ системы «к северу» от басового фундамента — пример ортодоксального филармонизма, здесь нет никаких выраженных тенденций: к подъёму верхних или нижних частот. Сам фундамент ровный, но без претензий на достоверное изображение топота взрослого динозавра, система работает до 30 Гц, для динозавра — высоко, для музыки — по большому счёту достаточно.
На средних частотах видна серия неровностей, по моему разумению, это — результат интерференции волн, излучаемых необычно расположенными динамиками: басовики работают «из колодцев», образованных нишами для ног водителя и пассажира (где есть ещё и сами ноги), излучение на СЧ — сложная смесь прямых и отражённых от стекла сигналов. Это — одна из форм проявления главного компромисса, сопровождающего проектирование фронтальной акустики: размен тонального баланса на звуковую сцену (или наоборот). В этой системе обменный курс оказался исключительно выгодным для обеих сторон…
Brax MX4 — нечастая реализация принципа «чистого» усилителя, без какой-либо обработки сигнала. Пусть «голова» поработает…
SQ
Звучание системы — технически безукоризненное, а эмоционально (я уже говорил, что слух законам бухгалтерского учёта не подчиняется?) — исключительно захватывающее.
Звуковая сцена имеет мало равных из слышанных мной в последнее (даже довольно большое) время. Редко какие трёхполоски дают такой результат, о двухполосных системах и говорить неудобно. Сцена высокая, ровная, стабильная во всём диапазоне частот и уровней громкости. Специально прислушивался к расположению и фокусировке, зная из программы средней школы, что это — слабое место систем с отражённым от стекла сигналом: множественные отражения «размывают» локализацию источников. Сконцентрировавшись, заметил, что да, вот тут скрипка должна быть на 10 см правее. Но только сконцентрировавшись и только на 10 см, из потенциально небезопасной компоновки акустики было выжато всё теоретически возможное. Бас — не просто совершенно передний, он и по субъективно воспринимаемой высоте согласован с фронтом.
Тональный баланс — ровный, даже не без строгости. Выраженный, но не напрягающий суббас, отличный мидбас, ровная середина и чистый верх. Детальность на средних и высоких частотах отличная, но не искусственная, звучание настолько комфортное, что высадить меня из машины стало для работников студии небольшим отдельным проектом…