Студия: Мото Бутик «Road Life»
Руководители проекта: Валерий Иванов, Игорь Гоглов
На рассвете чёрный дрозд поёт,
Бери крылья и лети вперед
На восходДж. Леннон, П. Маккартни, «Blackbird» (пер. М. Ширяева)
ПОЛЁТ ДРОЗДА
Какого дрозда? Чёрного, трудно не заметить. Или певчего? И это тоже будет правильным ответом. Оба орнитологических признака появились одновременно.
- Тип системы: аудио
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: iPad
- Усилитель: Alpine PDX-5
- Акустика: Hertz ST 25, SV 165
- Сабвуфер: Hertz HX-250
При рождении это был обыкновенный Harley-Davidson CVO Electra Glide Ultra Classic. Но мало ли кого как звали при рождении. У китайцев вообще при рождении дают временное имя, позже, вместе с зубами, оно сменится постоянным. Откуда было в момент рождения (в г. Милуоки, штат Висконсин) знать, что именно этому CVO Electra и так далее суждено стать чёрным и певчим.
Каждый владелец «Харлея» стремится придать своему двухколёсному чуду неповторимый облик. Вообще-то, не только «Харлея», но сейчас речь не о них, тем более что технология неповторимости разнится от марки к марке, уж извините за тавтологию.
Проще всего что? Поставить хромированные аксессуары и обвес, купить подходящий прикид — и в путь. А можно… Впрочем, вы уже видите, как можно. Задача была сформулирована буквально и математически в трёх словах: «чтобы ВСЕ оглядывались». Нужного эффекта решили добиться путём придания аппарату максимально демонического вида. В результате «демонизации» от «родного» мотоцикла осталось немного — двигатель, рама, заднее колесо. Переднюю подвеску доработали, руль и переднее колесо заменили, кофры, сиденье, крылья изготовили «с нуля». Двигатель получил новый воздушный фильтр, даже самый бросающийся в глаза признак «Харлеев» — крышку картера в виде гигантской запятой на левом борту — очернили порошковой краской. Теперь те, кто дал мотоциклу первое, детское имя, его едва ли узнали бы. Но оглянулись бы наверняка.
Даже знаменитая харлеевская «запятая» на левом борту радикально почернела
Так, а если ночь на дворе? На что оглядываться? На звук, известно на что. Он на «Чёрном дрозде» построен по той же математической формуле: «чтобы оглядывались ВСЕ». От перемены мест число оглядывающихся не меняется.
Фронтальная акустика — на компонентах Hertz, входящих в серию SPL Show, её название однозначно указывает на главную особенность — способность работать на недостижимых для обычной акустики уровнях звукового давления и почти буквально повторяет формулу, положенную в основание системы. Один из компонентов серии — рупорная пищалка ST 25 с фантастическим сочетанием жизненно важных параметров: и чувствительность, и допустимая мощность у неё зашкаливают за сотню (децибел в первом случае, ватт — во втором). Рупор, что тут говорить… Собратья по серии — мидбасы Hertz SV 165 — по «чутью» тоже побьют кого хочешь, но всё же не настолько (не рупор, что тут скажешь). И чтобы звенья будущей системы стали окончательно достойны друг друга, решено было мидбасовые силы удвоить. Так здесь оказались сдвоенный комплект SV 165 и пара пищалок ST 25.
Все динамики установлены фронтально, одна пара мидбасов — на дугах в закрытых корпусах объёмом по 5 л, вторая — в ветровом козырьке примерно в таких же акустических условиях. Врезанные в плоскость приборной панели пищалки неопытный глаз опознает не сразу, настолько мало они похожи на то, чем являются, и настолько удачно они стилистически перекликаются с кругляками спидометра и тахометра.
Усилитель расположился в самом неожиданно месте, увидеть его можно только после частичной разборки
Как вы уже могли заключить по материалам этого номера, самое увлекательное (и непредсказуемое) в создании мотосистемы — выбор головного устройства. В данном случае источником сигнала (а стало быть, и певчести чёрного дрозда) стал культ и фетиш цифровой эпохи — планшет iPad. То есть под рукой и перед глазами не только кино (ну ладно, это уже слишком) и музыка (а вот это как раз то, что нужно), но и навигация, Интернет и вообще всё, что уже есть или ещё будет создано для этой платформы.
Планшет съёмный, на месте его удерживает откидная рамка. С замочком и ключиком, сами понимаете. Под рамкой слева — кабель с разъёмом для подачи питания, с правой стороны — кнопка включения с рычажком, воздействующим на штатную кнопку планшета. Этот узел потребовал некоторой изобретательности и точной подгонки, но с задачей справились.
Звуковой сигнал берётся с планшета в цифровом виде и подаётся по каналу Wi-Fi на специальный модуль Wi-Fi DAC, привезённый для этой цели с родины «Харлеев». У нас такие пока не продаются, но это вопрос времени, вещь очень полезная. Никакой дополнительной коммутации, нет потерь сигнала и наводок, а качество очевидным образом выше, чем при подключении через гнездо для наушников. Вряд ли стоит объяснять, что ЦАП и усилитель в планшете явно не аудиофильского класса.
Чтобы опознать в кругляке под спидометром пищалку, необходимо знание предмета
Здесь, заметим, передавать сигнал пришлось совсем недалеко — на несколько сантиметров. Усилитель Alpine PDX-5 скрыт в недрах ветрового щитка прямо за планшетом, причём место его установки пришлось выверять с точностью буквально до миллиметра — настолько там всё плотно скомпоновано. Сохранился лишь один снимок рабочего процесса, но и он даёт некоторое представление об устройстве этой части системы. Чтобы брать от жизни всё, каждая пара мидбасов подключена к своей паре каналов усилителя: одна напрямую, вторая — через пассивный кроссовер, отделяющий сигнал для пищалок. К пятому каналу подключен… подождите, сверюсь со схемой. Ах да, конечно. Сабвуфер. А я-то голову ломаю, зачем пятый канал…
Само собой, при «громком» подходе к проектированию системы и сабвуфер требовался громкий и выносливый. Взяли десятидюймовый Hertz HX-250 из модельного ряда Hi-Energy, в конструкции которого учтены особенности длительной работы на большой мощности. Акустическое оформление ему выбрали максимальной эффективности, филармонические жанры как-то не рассматривали в качестве главного приоритета, поэтому вариант закрытого корпуса тоже остался без рассмотрения. Фазоинвертор объёмом 22 л с портом, настроенным на 60 Гц — то, что нужно для «уличного» баса, он полностью занимает левый кофр и довольно традиционным для мотоциклетных систем образом играет «в колесо», и диффузором, и портом фазоинвертора. Теперь полёт чёрного дрозда не останется незамеченным. Ни в какой части спектра. Ни в какое время суток…
Новый воздухозаборник. Performance. Кто бы сомневался…
Компоновка акустики решительная, согласитесь
Так в XXI веке выглядит медиаплеер. Может выглядеть и по-другому, это же приложение…
iPad крепится за откидной рамкой, запирающейся на ключ
Главная, пожалуй, изюмина системы: самый современный источник, какой только можно выбрать
RTA
В области нижних частот на АЧХ довольно хорошо прослеживаются особенности использованной акустики и условий её работы. Максимум отдачи сабвуфера приходится примерно на частоту его настройки, впрочем, и ниже остаётся очень даже немало. Всплеск на 100 — 120 Гц обязан своим происхождением характеристикам мидбасов, у них нетипично высокая для такого калибра резонансная частота, причём дело именно в головках, а не в объёме оформления, для SV 165 5 л — это не так уж мало. Выше 150 — 200 Гц турбулентности практически исчезают, и голос чёрного дрозда оказывается (даже на удивление) ровным и спокойным. Это не совсем совпадает с субъективным восприятием, но затем мы и делаем оценку обоих видов, ушами и прибором, что выводы не всегда совпадают.
SQ
Сцена — классическая мотоциклетная. Не особенно широкая, но ровная и (вот удивительно) симметричная. Тональный баланс на малой громкости ровный, но уже на средней громкости звучание становится ядрёным, у рупорных пищалок своеобразная манера подачи материала. Как жгучий перец, только для ушей.
Суббас и бас очень весомы, ощущаются всем телом. Середина — громкая и яркая. Вердикт — оглядываться будут все, кроме безнадёжно глухих. Эти пусть смотрят…