фото автора
Большой байрам
Байрам — это праздник по-башкирски, не пугайтесь. Я же вас уже учила новым словам. Забыли? Зря, вот они снова пригодились…
Четвёртый сезон Чемпионата Евразии по автозвуку и тюнингу в формате АМТ подошёл к концу. В 2013 году аэмтишников слышали в Краснодаре (здесь было открытие), Минске, Алматы, Армавире, Салавате, Ижевске, Новосибирске, Воронеже, Караганде, Железногорске, Тольятти, Чите, Пятигорске, Челябинске, Екатеринбурге, Астане, Санкт-Петербурге, Братске. И наконец 24 августа почётное и ответственное право провести финал получила столица Республики Башкортостан Уфа. Что особенно приятно автору этих строк, который теперь по праву может говорить, что родился не только в столице трёх шурупов (кто бывал в местном аэропорту, внимательно читал вывески в городе, ну или хотя бы слушал нашего земляка Шевчука, меня поймут), но и в столице автозвука. Почему же Уфа, а не традиционный Екатеринбург? Нефть, кумыс, звуки курая или башкирские красавицы привлекали сюда организаторов? Как рассказал Президент АМТ Вадим Тюленев, такое решение в первую очередь было принято по географическим причинам — чтобы участники из отдалённых городов были в одинаковых условиях хотя бы в смысле расстояний. Задумка удалась, на финал съехалась настоящая элита отечественного автозвука, и если числом 105 автомобилей и 118 участников сейчас нас уже не удивить, то география впечатляет: Юг России, Сибирь, Восток, центральные регионы, Поволжье, Урал и целая делегация звуковиков из Казахстана. Матур, зур матур. Ну вы меня поняли, в смысле очень здорово…
Удобное географическое положение, однако, это далеко не всё, чем порадовала финалистов красавица Уфа. Участников ждала прекрасная площадка, расположенная рядом с ТЦ «Центральный» и ледовым дворцом спорта «Уфа Арена», профессиональная организация финала, — всё это даёт мне право назвать этот этап одним из лучших за историю АМТ. Настоящая удача. В смысле дуслык, вы меня поняли. За подготовкой к проведению соревнований лично следил главный аксакал, а по-русски — Президент АМТ, находившийся на постоянной оперативной связи с организаторами — Денисом Елагиным, Вячеславом Речистером и Артёмом Кривошеевым, недавно открывшим в столице своё дело во благо автозвука. Их имена теперь будут вписаны в книгу настоящих батыров (богатырей) автозвука. Быстроте и чёткости в работе судей помогла новая схема расстановки автомобилей на площадке: соревновательные машины были сгруппированы не только по категориям, но и по классам, причём расстановкой занимались сами судьи. В итоге ещё до начала самого процесса судейства каждый арбитр знал, где находятся именно его подопечные. Не обошлось без недочётов: конфигурация площадки исключала возможность выезда в тихую зону для судейства, но оперативное регулирование громкости происходящего на сцене и тактичное управление энтузиазмом эспиэльщиков помогли решить и эту проблему — судьи слышали всё, что надо, и не слышали лишнего.
Главным судьёй соревнований стал Александр Лысенко, главным судьей категории «Звуковое давление» — Денис Карпов, все вопросы по «Мультимедиа» разруливал Главный судья категории Виталий Палатов, а по тюнингу — Главный судья Кирилл Гончаров.
А как же зрители? Ведь хорошая погода для соревнований понятие неоднозначное: дождь — все сидят по домам, жара — едут на дачу. Но уфимцы в очередной раз подтвердили своё пристрастие к хорошему и громкому звуку — на площадке было не протолкнуться до самого награждения. Что неудивительно: здесь было представлено множество интересных машин, на демокарах Prology и Pioneer плясали задорные башкирские матур кыз (больше не перевожу, вы теперь уже сами всё понимаете). Перед сценой, как всегда, отжигали «давильщики», а ведущий финала, неподражаемый Сергей Хрусталёв, щедро осыпал гостей байрама подарками, веселил конкурсами и шутками и, конечно, посвящал в тайны автозвука.
И как же наши главные герои — здесь все без исключения знакомые и заслуженные спортсмены, которые очередное лето посвятили путешествиям и бесконечным настройкам, подстройкам, а то и перестройкам? Пришло время назвать лучших из лучших!
Чемпионом, а вернее, чемпионкой Евразии в категории «Качество звука» в классе «Дебют» стала Александра Велигон из Салавата, выступавшая на Mazda 3 и набравшая 317 баллов. С отставанием в 17 баллов идёт серебряный призер — Степан Иванилов из Кумертау, на Volkswagen Golf, бронза у Эльдара Миннегалиева из Альметьевска, который приехал на Lada Priora.
Чемпион в классе «Новичок» — Константин Кузнецов из Салавата, система в его ВАЗ-2113 принесла ему 308 баллов. Вице-чемпион с отставанием в пять баллов — Александр Никулин, который приехал из Иркутска (!) на Ford Focus, ему по всей справедливости достался и приз «За волю к победе»: 4500 км — это не на дачу в выходные… Аналогичный приз за стремление к победе получил и сибиряк Максим Аксёнов. Третье место завоевал Наиль Хусаинов из Салавата на Volkswagen Golf.
Финал Чемпионата Евразии стал и полем для звуковых экспериментов. В классе «Новичок+» с результатом 354 балла победил Ford Focus Валерия Обжилянского из Снежинска, где в качестве головного устройства и носителя тестового материала был использован медиаплеер iPod. Звание вице-чемпиона увёз в Екатеринбург Дмитрий Смирнов, третьим стал Сергей Гасников из Миасса.
Переходим к категории погорячее. Чемпион Евразии среди «Любителей» — Илья Михалев из Ижевска с результатом 393 балла, на один балл отстал вице-чемпион — Максим Никифоров, доехавший до Уфы из Новосибирска. Максим с его Honda Accord стал ещё и бронзовым призёром в классе «Тюнинг иномарка». В машине Максима стоят усилители, которых на этих соревнованиях ещё не видели — ныне не существующей японской фирмы Sansui. На этих усилителях спортсмен занял первые места в Железногорске, Новосибирске, Казахстане — везде одновременно и по звуку, и по тюнингу. На финале, по словам Максима, вскрылись погрешности инсталляции — 10 баллов штрафа сделали своё дело. Но спортсмен готов соревноваться дальше после доработки системы: к звуку ни у кого претензий не возникло. Третий в классе — Александр Эпштейн, также достойно выступавший на протяжении сезона.
Чемпион в классе «Любитель+» — хорошо знакомый нам Карен Григорян из Нового Уренгоя, заметно оторвавшийся от соперников с результатом 409 баллов. Имя Карена мы ещё встретим среди «мультиков». Свой Hyundai i30 спортсмен закончил готовить довольно поздно, поэтому успел выступить только в Челябинске — здесь он завоевал второе место в категории «Качество звука» и первое в «Мультимедиа стерео», а также Екатеринбурге — здесь Карен взял уже все первые места. И вот он, заслуженный титул чемпиона Евразии. Вице-чемпоном стал Андрей Богдановский из Набережных Челнов, а третье место занял Александр Бородин из Екатеринбурга.
Одна из самых напряжённых и зрелищных баталий происходила в классе «Звук». Шесть участников, но каких! Это не имена, это — легенды… Константин Полонников, Виктор «Кирпич» Иванов из Екатеринбурга и Вячеслав Меркулов из Озёрска схлестнулись не на шутку. Исход борьбы можно было предсказать лишь в одном: кубки будут у всех троих, но вот у кого — какой… На этапе в Екатеринбурге Меркулов обошёл Иванова на 5 баллов по звуку, оценки по инсталлу были одинаковыми. В этот раз Вячеслав вновь оказался первым — системе в чемпионском Volkswagen Tiguan «насчитали» 373 балла. Кроме Екатеринбурга, спортсмен в этом году побывал в Салавате и Челябинске, в результате к финалу набрал самый высокий рейтинг — 26 баллов. Перед финалом были не только учтены пожелания судей, но и заменен усилитель — место традиционного и консервативного McIntosh MCC301 занял инновационный импульсный Audison. Рискованный шаг посреди сезона, но у Меркулова для таких случаев бокалы для шампанского всегда наготове. По словам Вячеслава, он верен своим принципам: никакого «давилова» — бас должен быть прозрачным, приближённым к показателям домашней акустики. Неудивительно, что добрая половина компонентов пришла в систему из «домашки»: СЧ и ВЧ — Scanspeak, сабвуфер — «пятнашка» питерской ручной работы. После подведения итогов бокалы понадобились…
Новоиспечённый (по итогам этого сезона) вице-чемпион Евразии Виктор Иванов приехал на финал на Kia Mohave. Автомобиль изначально был куплен не для соревнований, а для проведения семинаров по автозвуку и практики по настройке, а главное — для транспортировки на прицепе демоавтомобилей. Как тягач, короче. Но раз уж тягач оказался на площадке, почему бы и ему не посоревноваться. Автомобиль получился предельно функциональным — есть навигация, Интернет, багажник остался совершенно свободным. Минимальный по размеру сабвуфер, усилители под сиденьями — к их выбору, по словам Иванова, команда Team Pioneer подошла «с особым цинизмом»: это самые компактные на сегодня усилители аудиофильского класса — PRS D-800. Звуком ведает 99-й Pioneer, а за расширенный функционал отвечает второе ГУ — двухдиновый Pioneer AppRadio SPH-DA110. Он не умеет читать диски, зато прекрасно коннектится с Android и iPhone 5. Бронзу в битве титанов автозвука взял Константин Полонников на Peugeot 207, его результат — 337 баллов, такой же, как у Иванова, но из них за звук на 1 (один. Всего) балл меньше.
Класс «Профессионал» стал на финале самым наполненным — сразу десять лучших спортсменов боролись за чемпионское звание. Первый — Дмитрий Фёдоров, «Блюзмобиль — Чебоксары», на Infinity FX 35. В этом году Дмитрий побывал в Ижевске, где занял третье место, и в Екатеринбурге, где вообще остался не в призах с четвертым. Система не была настроена должным образом, после тщательной работы удалось вывести звук на нужный уровень. Система в автомобиле построена на бренде Carrozzeria в комплекте с APL, акустика — Dynaudio Esotar, усилители — редчайшие у нас Tru Audio. Титул вице-чемпиона увёз в Ижевск Василий Новиков, который лишь на 5 баллов уступил чемпиону, а выступал он на ВАЗ-2114. Бронзу завоевал ещё один наш давний знакомый — Дмитрий Голубев из челябинской команды Ground Zero. Знаменитый «Хищник» ВАЗ-21102 «напел» на 371 балл. Среди профессионалов выступал известный спортсмен Игорь Фоломеев из Нижнего Тагила, участник команды Team Pioneer прибыл на финал формата АМТ уже в звании чемпиона в формате RASCA, но тут у его Ford Mondeo только пятое место.
В классе «Эксперт» — первое и второе места заняли Сергеи, оба — из Team Pioneer. Первый — Сергей Дубинин из Москвы на Mitsubishi Outlander XL стал чемпионом с результатом 439 баллов, второй — Сергей Дерябин из Екатеринбурга на Mercedes-Benz, заработавший также 439 баллов, но уступивший в баллах по звуку, а потому — вице-чемпион. Система вице-чемпиона — необычная и изысканная, здесь, например, стоит акустика RS 3, которая продается только на японском рынке и не поставляется в Россию, все динамики находятся в боксах. Этот проект команда Team Pioneer назвала «Образец технической эстетики». Одним из главных достижений проекта, по словам его главного идеолога Виктора Иванова, стал багажник — благодаря установке усилителя его объём не только не сократился, но даже увеличился, гордятся создатели и «спрятанным» сабвуфером. Лишь в очень напряжённой борьбе смог заработать свою бронзу в этом классе Александр Франюк из екатеринбургской команды Masters. В этом году Александр побывал в Челябинске, Екатеринбурге и Астане, где занял, соответственно, четвертое, третье и первое места. При задаче сохранить штатный заводской вид была установлена классическая трёхполосная система на эксклюзивных компонентах.
В категории «Мультимедиа» чемпионом в классе «Стерео» стал Андрей Богдановский из Набережных Челнов на Huindai Santa Fe с результатом 275 баллов. Титул вице-чемпиона получил Карен Григорян, который уже отметился в нашем списке, третье место — у Александра Савичева из Верхней Пышмы на Peugeot 206.
В классе «5.1.» — вновь знакомые спортсмены и команды. Чемпион — Сергей Дубинин, вице-чемпион — Игорь Фоломеев, третье место — у Дмитрия Голубева. К сожалению, не благоволила фортуна отважной делегации из Казахстана, в финале прошлого года гости с востока собрали приличный урожай кубков, в этот раз их выступление прошло менее удачно.
Конечно, поздравляем чемпионов категорий «Звуковое давление» и «Тюнинг», которые украсили площадку своими порой очень смелыми и громкими работами. К примеру, Александр Кущев из Майкопа поставил рекорд в классе «Любитель 2 сабвуфера», показав результат в 157,34 дБ, участник команды Ground Zero Андрей Саприн из Пятигорска «выдавил» из Lada Priora 150,7 дБ в классе «SPL Шоу 4 сабвуфера». Но самой громкой машиной традиционно стала Toyota Town Ace Сергея Ремизова из Team Gorund Zero, добившаяся фееричных 171,88 дБ в классе «Монстр». И хотя Сергею не удалось перекрыть своих предыдущих достижений, я уверена, что его машину слышали чуть ли не в другом конце города! Также поздравляем с титулом вице-чемпиона в классе «SPL шоу 8 савуферов» Илью Кривошеева — машину готовили до последнего момента, и в этом сезоне Илья получил долгожданный кубок.
Следующий сезон для АМТ будет пятым. Формат становятся всё крепче и добротнее. Организаторы уфимского этапа уже подали заявку на финал будущего года, в гонку вступила ещё одна столица — Казань, вечный соперник Уфы. Мне иногда кажется, что и метро там построили только по той причине, что в Уфе успешно делали вид, будто оно здесь появится. В этом году в столице Татарстана провести соревнования по автозвуку не удалось из-за какой-то там Универсиады, теперь город хочет отыграться в следующем году в более серьёзном спортивном мероприятии. Оргкомитету Чемпионата ещё предстоит принять стратегическое решение, одно можно сказать наверняка — выбраны будут лучшие, и лучшие туда приедут. Байраму быть, как бы он ни стал называться в следующем году…
Это тоже фото автора. В другом смысле. Вы не возражаете?
«Победа» Сергея Ремизова. У его «Тойоты» тоже была победа…
Интерьер «Победы»: акустика — новосибирской работы
«Это — Memphis, детка…»
Вячеслав Меркулов: «Кто не рискует…»
Виктор Иванов: «Вячеслав, ты рисковал — я наливаю…»
Машина Сергея Мусаилова из Владикавказа
Дмитрий «DiGo» Голубев объясняет судье, где надо было искать центр звуковой сцены
«Хищник» Дмитрия Голубева. Ничего не замечаете?
Новый макияж от Ground Zero…
Под капотом — только самое необходимое
Кубок главного «зарубы» по звуковому давлению. Никто не обещал, что будет легко…
Президент всея АМТ Вадим Тюленев. Все заметили, что кепочка чуть набок?
«У нас тут своя атмосфера…»
Иван Израйлев. Посмотрите на руки, как зазор держит…