Студия: Sound Lab. Руководитель проекта: Александр Степанов
Совершенно ясно, что ни один кокосовый орех не может плыть по океану быстрее, чем подгоняемый ветром бальзовый плот.
Тур Хейердал, «Путешествие на «Кон-Тики» (пер. с норвежского Л. Головина и А. Комарова)
ПО ПУТИ ВЕЛИКИХ
Мне ясно, кто послужил источником вдохновения для этого проекта. Два великих человека: один англичанин, другой — норвежец.
- Тип системы: аудио
- Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine IDA-X100M + RUE-M1RF + MC-20
- Процессор: Alpine PXA-H100
- Усилитель: Alpine PDX-V9
- Акустика: Phoenix Gold ELITE.65cs, Morel CDM880
- Сабвуфер: Pioneer TS-SW2501S4
Оба доказали то, в чём все остальные не просто сомневались, а категорически отрицали. Англичанин Джеффри де Хэвиленд доказал, что можно воевать и побеждать на бомбардировщике, лишённом какого бы то ни было оборонительного вооружения, рассчитывая только на скорость, с которой он будет удирать от «мессершмиттов». Прилетал, бомбил и улетал, исход войны вам известен.
Норвежец Тур Хейердал доказал, что на плоту можно переплыть Тихий океан. И что кокосовые орехи не могли без помощи человека попасть в Полинезию. Ну про это вы уже наверняка кино посмотрели.
Интересно, что оба великих добились результата с помощью одного и того же строительного материала — бальзового дерева. Из него (в значительной мере) был построен «Дe Хевиленд Москито», из него же (в мере ещё большей) — «Кон-Тики». Его же где-то раздобыли (теперь это несложно, впрочем) мастера «Саундлаба» для этого проекта. Что собирались доказать? Что на мотороллер можно установить роскошную, мощную, удобную в управлении и при этом предельно лёгкую и компактную аудиосистему.
«Мотороллер» считается словом несколько устаревшим, теперь принято говорить «скутер». Однако назвать Suzuki Burgman скутером было бы оскорблением — мотор объёмом 650 кубиков и мощностью 55 лошадок позволяет, если хватит духу, разогнаться до 200 км/ч, это вам не детский вялоползущий «полтинник».
Но всё же это не «Крузак», система должна быть лёгкой, компактной, хорошо звучащей и, что немаловажно, изящной, в стиле мобильной платформы, на которую ставится. Усмотревшие в предыдущем предложении невосторженное отношение к эстетике популярного японского внедорожника будут правы: оно там есть.
Структура системы — классическая автомобильная: фронт и сабвуфер. Фронт притом — трёхполосный и на очень породистых головках. Готовые трёхполосные комплекты, где идеально согласованы все параметры, в природе встречаются очень редко — это мы выяснили в предыдущем номере журнала в тесте трёхполосной акустики. Поэтому фронтальная акустика — сборная, как, заметим, и в некоторых других системах этого номера, и по тем же причинам, мною же там отмеченных. Вот в чём я промахнулся — это в заявлении, что купольные среднечастотники на мотоциклах не прижились. Хотя погодите… это же не мотоцикл. Так что беру упрёк в собственный адрес назад. На мотороллерах, выходит, приживаются легче. Здесь купольными среднечастотниками Morel CDM880 дорастили до трёх полос двухполосный комплект Phoenix Gold ELITE.65cs.
Естественно (уже естественно, представляете?), фронт обслуживается усилением в полупоканальном режиме. Это и в более либеральных условиях целесообразно, а в описываемых — тем более, пятиканальные усилители — стандарт отрасли, семиканальные, мягко говоря — нет. В дело пошли штатные кроссоверы из комплекта Phoenix Gold, ими расфильтровали среднечастотники и пищалки. Остальное (в смысле СЧ/НЧ и НЧ/сабвуфер) поделили активным кроссовером. Но не в усилителе, где кроссовер есть, но, если честно, не фантастического качества, как показал недавний тест, а в процессоре Alpine PXA-H100. Часть его функций, в частности временная коррекция «право-лево», осталась невостребованной в силу врождённой симметрии использованного транспорта, другие пошли в дело, в любом случае удобство настройки многократно возросло — это вам не нащупывать отвёрткой «крутилки» усилителя, а габариты и масса блока — на уровне статистической погрешности.
Один из двух постов дистанционного управления головным устройством
Источник сигнала — бездисковый «морской» ресивер Alpine IDA-X100M, отец, можно сказать, основатель всей популяции современных цифровых медиаресиверов. IDA-X100M позволяет работать с широким диапазоном современных цифровых источников и форматов — включая iPod, USB-накопители, CD-чейнджер, интерфейс Bluetooth, и управляет процессором PXA-H100, что, как вы уже знаете, здесь понадобилось.
Немаловажно для этого проекта и то, что к ресиверу можно подключить беспроводной пульт дистанционного управления, работающий по радиоканалу. Пульт Alpine MC-20 — «шайба», как окрестили его саундлабовцы, или, сокращённо, ШДУ (Шайба Дистанционного Управления), оснащён собственным дисплеем, на котором дублируются показания основного, поэтому «голову» можно установить в любом подходящем месте, а ШДУ — в поле зрения. Однако для управления во время движения с бешеной скоростью (если хватит духу) Alpine MC-20 оказался не очень удобным, рукам место всё же на руле, и под них, вернее под неё, одну, левую, установили дублирующий пульт на основе беспроводного RUE-M1RF. Каждый из пультов работает по своему радиоканалу, сигналы объединены в модуле приёмопередачика Alpine MC-20. Такое решение задачи дистанционного управления позволило, во-первых, исключительно элегантно оформить переднюю часть мотороллера, а во-вторых, скомпоновать всё звуковое оборудование единым блоком.
При выбранной структуре тракта трудно найти усилитель более подходящий, чем Alpine PDX-V9, по всем показателям (канальность, мощность, габариты, энергопотребление). Усилитель, источник сигнала, процессор, конденсатор и цифровой вольтметр расположили на компактном шасси-этажерке, изготовленном в лучших инженерных традициях. Блоки — друг над другом, предохранители для удобства замены вынесены в основание шасси, конструкция закрыта вентиляционными решётками и откидными фальшпанелями. Полностью смонтированный блок установлен в задней части багажного отсека под сиденьем, в передней части даже осталось место для шлема.
Отказать такой компоновке фронта в элегантности?.. Вы что, правда, сможете?
Архитектурное решение фронта подчинили общей компоновке мотороллера, при этом и в акустическом плане получилось как нельзя лучше. Мидбасовые динамики размещены по бокам центральной консоли в верхней её части. Основой конструкции послужил штатный щиток с карманами для мелочей, который доработали самым основательным образом — интегрировали алюминиевые кольца под динамики, изменили геометрию, усилили конструкцию. Пищалки вмонтировали в основание ветрового щитка, эта часть работы была самой простой. Относительно, разумеется. До высшего пилотажа мы ещё не добрались.
Среднечастотники установлены на подиуме, связанном с рулевой колонкой, и поворачиваются вместе с рулём. В основу этого элемента конструкции легла штатная накладка, к которой добавили не только алюминиевые кольца для динамиков, но и посадочное место для «шайбы», оно — деревянное, чтобы не экранировать радиомодуль.
«Где бальза? — воскликнете вы. — На что вдохновили мастеров Тур и сэр Джеффри?» А куда вы торопитесь? Что, сегодня девятый сезон «Доктора Хауса» начинают показывать? Не начинают, я проверил. Вот мы как раз к этому делу и приближаемся.
В относительных единицах самым простым стала установка пищалок
Сабвуфер — самое тяжёлое звено системы, в которой борются за массу и габариты. Габариты усилителя или, скажем, процессора — вопрос технологии, сабвуфера — вопрос акустики, а где объём — там масса корпуса, в прямой зависимости. Борьбу с законами природы и доказательство отрицаемого всеми начали с выбора драйвера, им стал плоский десятидюймовый Pioneer TS-SW2501S4. Объём закрытого ящика ему назначили 12 л, это — на пределе, мы у себя в тесте (январь 2012 года) рекомендовали 14, но больше уже как-то не получалось (с требуемой степенью изящества). Вот теперь в дело пошли уроки Тура и сэра. В большей степени даже сэра: в конструкции сабвуфера сочетаются два основных материала, из которых строились неуловимые «Москито».
Основа конструкции — опорное кольцо, основание и два кронштейна из алюминиевого сплава, ажурные от облегчающих отверстий, в лучших авиационных традициях. В лучших же традициях студии — немедленное превращение звонкого металла в предельно глухой сэндвич «дерево — алюминий — дерево». Дерево — как раз то, бальзовое.
И вот кстати: если соберётесь в отпуск, скажем, в Таиланд (многие собираются) и полетите рейсом «Трансаэро» (они туда летают) на «Боинге-747» (у них такие есть), то по пути от своего места до туалета (полёт длинный, многие ходят) вы будете шагать по такому же, только вывернутому наизнанку сэндвичу: «алюминий — бальза — алюминий» (из него в этом самолёте сделаны панели пола).
Самым необычным образом разместились среднечастотники
А мы отпуск отгуляли и возвращаемся к сабвуферу. Все внешние поверхности выклеены из тонких полосок бальзы, в процессе склейки полоски фиксировали булавками, готовый корпус после выведения формы усилен снаружи стекломатом (бальза — дерево лёгкое, но мягкое и пористое), зашпатлёван и окрашен в тон остальных деталей мотороллера. Мне довелось побывать в студии, когда корпус был уже готов, а динамик ещё не установлен. Взял вещь в руки, рассмотреть поближе, конструкция оказалась настолько лёгкой, что рука, развив приличествующее видимой массе усилие, едва не сбила с носа очки.
Совершая своё плавание, Тур Хейердал (вы кино-то посмотрите, если ещё этого не сделали) доказал ещё одно: плавание может закончиться успешно, даже когда в него отправляются шестеро мужчин без малейшего опыта мореходства. Это — единственный урок норвежского путешественника, которым в студии не воспользовались…
Так из отдельных фрагментов складывалась фронтальная красота
Вобравший в себя всю электронику приборный блок. Слева — иллюстрации того, как вбирал…
Почти пустой кофр и почти невесомый сабвуфер. Всё это вышло не случайно
Иллюминация в переднем крыле: залитые компаундом цепочки светодиодов
Силовой каркас сабвуфера: и металл, и раскрой — из авиации
Все алюминиевые детали становятся сэндвичными
Из бальзовых сегментов выклеивается передняя стенка
Формирование криволинейной обечайки. В дополнение к авиационным навыкам понадобились и портняжные
Внутри, разумеется, оболочка подкреплена рёбрами (тоже бальзовыми)
Оболочка готова, но пока ещё немного угловата
Углы ушли, природная мягкость — ещё нет
Окончательные свойства корпусу придаёт третий крылатый материал — стеклопластик
Через несколько минут и стеклопластик скроется под слоем краски
RTA
Нижний бас — действительно «полочный», от примерно 60 Гц, безболезненно переходит в бас средний и верхний. Наиболее заметные нерегулярности на АЧХ наблюдаются на середине: мастера предупредили меня, что система прошла пока только черновую настройку. Наверняка в ходе «чистовой» они приберут горб вблизи 1 кГц (а может, и нет, он как раз и отвечает за эффект присутствия). Верхние частоты отыграны безупречно, именно так, как это происходило в лаборатории при тестировании этой акустики.
SQ
Сцена — великолепная, высокая и стабильная. И довольно широкая, чего я никак не ожидал при такой узкой «колее» среднечастотников. Тональный баланс ровный, без заметных дефектов, cуббас и бас звучат мягко, без напряжения, самого нижнего баса совсем мало, как будто слушаешь музыку с хорошими домашними полочниками. Даже, скорее, крупными полочниками, если вы понимаете, о чём я. Середина выразительная и детальная, пищалки играют очень ясно и тепло, без каких-либо признаков визгливости или «песка», звучанию присущ ясно выраженный эффект присутствия. Общее впечатление: пусть не совсем как дома, но — как в очень хороших гостях…