Тонкая зелёная линия
Помните вот это: «Вода кипит при ста градусах, а девяносто градусов — это прямой угол»? Потом увидите, к чему это…
Задавая требования к участникам этого теста, мы вначале определили для себя, что считаем повышенной мощностью. «Нормальной», как неоднократно замечали, считаем 60 Вт на канал (на 4 Ом). Мощность, в полтора раза большая «нормальной» — «повышенная», такова была наша логика, и право на существование она определённо имеет.
Planet Audio AC1600.4 | Lanzar OPTI HC2004 | Ground Zero GZHA 4150XII | Eton ECC 600.4 | Cadence Vegas | Alpine MRX-F65 | Soundstream ref4.760 | MD.Lab AM-AC-150.4 | Rockford Fosgate T800-4ad | Audison Voce AV quattro | Zapco ZX200.4
Наряду с изысканным техническим термином «нормальная» мы по отношению к такой мощности употребляли и слово «достаточная», и трудно отделаться от вопроса, зачем тогда нужна иная. Самый простой ответ содержится в историческом примере: десятилетиями по нашим улицам ездили легковые автомобили с двигателями мощностью от 60 до аж целых 82 лошадиных сил. Это всё — «Жигули». «Запорожцы» в расчёт не берём, там ничего и не обещали, у «Волги», если это такси, было 85, если райком — 95. И движение, заметим, происходило быстрее, нежели сегодня, когда 120 сил — это подарок дочке на выпускной.
Ответ более содержательный: запас мощности — это динамический диапазон. Известно, что музыкальный сигнал носит многопиковый характер, средний уровень может быть скромным. Но достаточно на этом фоне вылезти какой-нибудь каденции (или шарах по барабану с тарелками, в зависимости от жанровой направленности) с уровнем на 10 дБ выше, это будет означать удесятирение мощности на выходе усилителя в этот, пусть краткий, но, вполне возможно, эстетически важный момент. Системы с усилителями мощнее «нормального» значения играют более открыто и прозрачно, это не мистика, а последствия расширенного динамического диапазона, того самого, что в обзорах рубрики «Системы» называется макродинамикой.
Есть ещё одно соображение. Не так давно в переписке читателей с редакцией (в «Фейсбуке», разумеется, а не путём конвертиков с маркой) был вновь поднят вопрос об опасности, создаваемой некоторым звеньям акустической системы недостаточно мощным усилителем. Рукописи, в которых подробно описывается, как и почему такое происходит, не сгорели (электричество не горит) и легко находятся на сайте журнала. Чтобы не бегать — краткий синопсис: если канал усилителя работает на многополосную (где много равно хотя бы двум) акустику через пассивные фильтры, то перегрузка усилителя мощным низкочастотным сигналом порождает на выходе гармоники в полосе частот твитера, которые его запросто выводят из строя. Чтобы добиться этого результата, нужно сочетание нескольких факторов, один из которых — недостаточная мощность усилителя, будь она выше, гармоник бы не возникло, и пищалка даже не узнала бы, каково сейчас мидбасу.
Ну и третье, чисто практическое. Как вы заметили, усилители мы собрали 4-канальные, наиболее часто употребляемые в системах «фронт — саб». Сабвуферное звено чересчур мощным вообще не бывает, таковы свойства нашего слуха, нашего вкуса и самих низкочастотных динамиков. Усилители с разной мощностью в парах каналов — величайшая редкость, чаще приходится выбирать «равномощный» четырёхканальник, руководствуясь требованиями к паре каналов, запланированной для сабвуферного звена. Вторая будет такой же, и неплохо бы знать, как она станет работать (помимо очевидного бонуса — расширенной динамики).
Приступив к тесту, исходя из такой модели, мы решили дать хорошо заметный ориентир мощностных возможностей испытуемых, нанеся на графики зависимости нелинейных искажения от мощности — главного свидетельства этих возможностей, тонкую линию контрастного цвета. Но провели её не на 90 Вт (как требовали от поставщиков) а на 100, для ровного счёта. Принципиально это картину не изменило: большинство участников теста перешагивали через тонкую зелёную линию, оставаясь в линейном режиме. Всего один (и не говорите, что это было сделано намеренно) поступил точно по правилам: чуть перешагнул за 90 Вт на 4 Ом и далеко за сотню — при 2 Ом, его главные достоинства заключаются всё равно не в этом. И для единственного участника тонкая зелёная линия осталась мечтой при любой нагрузке. Для него тоже замена прямого угла кипением воды ничего не изменила.
Помимо собственно усилителя мощности, автомобильный, особенно — четырёхканальный, усилитель обязан иметь развитую систему фильтров, сиречь — кроссовер. Именно здесь это действительно кроссовер: в одной паре каналов один фильтр, во второй — другой. Крайне мало участников по этому показателю удостоилось похвал. Делать хорошие фильтры стало как-то немодно, даже когда речь идёт о недешёвых аппаратах. На этом фоне некоторые из участников выглядят тем более выигрышно, задумывающие себе поканальные системы — присмотритесь к этим наиболее внимательно.
Финальное замечание: в одном из прошлых тестов мы сетовали, что некоторые импульсные (класса D, кому так привычнее) усилители склонны порождать артефакты при измерении нелинейных искажений на предельно малых мощностях, в силу этого даже изменили диапазон контролируемых значений. В этом тесте подобных явлений было на удивление мало, условия измерений мы пока обратно не возвращали, ещё присмотримся, но знак — хороший.
МЁД & ДЁГОТЬ
Примета времени: в этом тесте на равных соревновались представители классической школы (класс усиления АВ) и новой, или, скажем так, более новой, импульсной (класс D). По характеристикам их теперь иной раз и различить непросто. И вот в этом биоразнообразии первыми к финишу пришли аппараты, основанные на совершенно разных принципах. Итальянский Audison Voce — гимн традициям, во всяком случае, до тех пор, пока в него установлен аналоговый кроссоверный модуль, а не цифровой bit IN, который, впрочем, собственно к усилению отношения не имеет. Второй победитель — Rockford Fosgate, использует присущую только этой фирме технологию аналого-импульсного усиления, они это называют «класс AD», но в дальнейшие подробности не входят. То, что это что-то схемотехнически необычное, видно по кривой искажений, она так себя не ведёт ни в одном из известных нам классов усиления. Ещё эти два аппарата объединяют сделанные по-разному, но одинаково аккуратно фильтры, вы могли заметить: это среди участников теста встречалось реже, чем нам бы хотелось. «Фаворитом» становится возрождённый Soundstream Reference. У него фильтры и прочие устройства, связанные с подготовкой сигнала к усилению, выполнены совершенно уникальным образом, что неудивительно: когда эта модель увидела свет впервые, иных средств обработки сигнала практически и не было, старая школа… По соотношению мощности и габаритов ветерану звуковой сцены трудно конкурировать с современными моделями, но интегрально усилитель — выдающийся. «Рекомендацию» мы даём Alpine, от импульсных технологий фирма научилась брать всё, что они могут дать, а потом помещает это всё в очень компактный корпус.