СЕМЬ РАДОСТЕЙ
Студия: СТ-Групп
Руководитель проекта: Евгений Ермолаев
— Где же там олово, масса Вилл, послушайте-ка меня, — вмешался Юпитер, — жук весь золотой, чистое золото, внутри и снаружи; только вот пятна на спинке.
Эдгар По, «Золотой жук»
Не назвать эту машину «жуком» было нельзя. Ни в первый раз, в 1938-м, ни 60 лет спустя. Но многие при этом имели в виду не жука вообще, а конкретного жука, одного из тысяч, известных науке.
- Тип системы: аудио
- Cостав: 2-полосный фронт + тыл
- Источник: Alpine iDA-X305, CHA-S634
- Усилители: Polk Audio PA D2000.2
- Акустика: Polk Audio DB6501, RD3335
Вспомните, много ли вы видели «Жуков», будь то антикварный Kafer, Escarabajo мексиканской сборки или стоящий на ногах от «Гольфа» New Beetle, стилизованных под майского, июньского, рогатого или какого-нибудь другого? Зато под божью коровку — сколько угодно. Это очень просто технологически. Берётся машина, покрашенная в любой цвет с длиной волны больше, чем у зелёного — жёлтый, оранжевый, красный любой интенсивности, и на поверхность кузова наносятся семь круглых пятен. Обязательно семь, ведь именно за них это насекомое получило своё имя. Или вы не знали?
Как мне повезло. Сейчас расскажу. Мы не первые, кто связал миниатюрное насекомое с божественными сферами. Список длинный, от сербов (бoжja oвчица) и литовцев (dievo karvyte) до самых свободно-конвертируемых немцев и англичан. У немцев насекомое называется Marienkafer (чувствуете, Kafer тот же самый, только у него появилась хозяйка по имени Мария), у англичан-американцев это ladybird-ladybug соответственно, причём lady имеется в виду та же самая, что и у немцев. Святая и непорочная. Объяснение: на ранних картинах Дева Мария изображалась одетой в пурпурный плащ с семью отметинами, символизирующими её семь радостей. Или семь скорбей, в зависимости от информационного повода. На скорби не настраивайтесь, дальше у нас — сплошные радости.
Машинка эта (именно данный экземпляр) широко известна в узких кругах почитателей насекомовидной продукции Volkswagen-Audi Group, владелец же авто, Евгений Ермолаев, не менее известен в кругах поклонников продукции Polk Audio как Полковой Комиссар. И в этом проекте он выступает во всех своих ипостасях, но в основном — как «жуковод».
Разумеется, облик «просто Жука» был немедленно по приобретении автомобиля приведён в соответствие с жуком конкретным, так сказать — табельным. Семь отметин, как положено. По паре на борт, одна на крыше, роль ещё двух играют чёрные задние фонари. А цвет изначально был тем самым, достоверным и исторически, и зоологически. Его Евгений, впрочем, описывает иначе, более поэтично: «В нашем злом и агрессивном мире Жук — словно капля вишнёвого варенья в серо-чёрной луже». О как…
Понятно, что пятнышками дело не ограничилось. Автомобиль подвергся множеству доработок, придавших ему узнаваемый даже в темноте вид — заменены почти все внешние световые приборы, лампочки Томаса «Ильича» Эдисона уступили место ксенону (там где надо, чтобы светили) и светодиодам (там где надо, чтобы горели).
Салон подвергся заметной переделке, однако специально изготовленных деталей здесь нет, всё — заводское, но от других версий такого же автомобиля. Детали тоннеля, нижние части торпедо, крышка бардачка сменены на такие же, но чёрные. Верхние накладки торпедо взяты от другой комплектации, с местами под динамики. Облицовки стоек выкрашены в чёрный цвет, взамен тканевых обивок — алькантара. В оформлении интерьера максимально использован чёрный — только спицы руля выкрашены в цвет надкрыльев прототипа. И, разумеется, Marienkafer получил интересную отлично звучащую аудиосистему.
Не всё делалось сразу, многое менялось в процессе доводки и отбора компонентов. Евгений с комиссарской дотошностью запротоколировал все этапы аудиоэволюции в автомобиле. Я список видел, мне стало немного не по себе: головных устройств сменилось четыре, усилителей штук пять (кажется), сабвуферов — минимум шесть типов, когда по одиночке, когда — парами.
Закончилось это тем, что Евгений отказался от сабвуфера в явной форме вовсе, своеобразная акустика «божьего» салона всякий раз делала звучание чересчур (на вкус владельца) тяжёлым в нижнем регистре.
Взамен было решено поручить поддержку басовой части диапазона шестидюймовым мидбасам Polk Audio DB6501 — таким же, как и на фронте, но работающим в ограниченной полосе частот — ниже 80 Гц. Позволю себе процитировать результаты теста этих головок в редакционной лаборатории: «В объёме двери мидбасы выходят на полную добротность 0,94 при нижней граничной частоте 78 Гц (50 Гц — в салоне)». Мы потом проверили — да, так оно и вышло.
Видеорегистратор, вполне возможно, был выбран за форму корпуса, очень подходящую к интерьеру «Жука»
Мидбасовые динамики и фронта, и тылового баса — в доработанных штатных местах. После вибродемпфирования панелей и облицовок взамен штатных сеток установлены дизайнерские от Polk MOMO. А вот в качестве пищалок Евгений применил не заводские, а домашние RD3335 — от (вернее, «из») компактных сателлитов TL3. Кольцевые диафрагмы, все дела, но поскольку от компактных колонок, то и сами компактные, пригодные для установки в автомобиль без излишних скорбей. Пищалки расположились в штатных местах торпедо, для чего и понадобилась замена верхних панелей. Установка пищалок на стойки испытывалась и была забракована по причине излишней резкости звучания. А на отражение от лобового стекла получилось очень удачно, особенно после того, как опытным путём были подобраны углы наклона: разные для левой и правой сторон.
Усиление в системе поканальное, все три усилителя одинаковые — импульсные двухканальные Polk Audio PA D2000.2. Один работает с пищалками, один — с фронтальными мидбасами и один — с тыловыми. Никаких дополнительных устройств не потребовалось, развитые фильтры с широким диапазоном перестройки позволяют создавать тракты любой сложности. Даже переходники-разветвители этим усилителям не нужны, благодаря линейному выходу любое их число можно включать «цепочкой», и от источника сигнала требуется только одна пара выходов.
С лица, конечно, не воду пить, но трудно не согласиться: iDA в предельно лаконичной консоли New Beetle смотрится как у себя дома
Остался источник сигнала. Им стал бездисковый ресивер Alpine iDA-X305, рассчитанный на работу от флэшек или айподов, именно iPhone с загруженными в него WAV-файлами служит главным источником сигнала, для такого же контента, но в пластиковой таре в систему включили шестидисковый чейнджер Alpine CHA-S634 — сначала один, а потом и второй. Для подключения двух чейнджеров пришлось добавить модуль Alpine KCA-410C — коммутатор шины Ai-NET, зато в качестве бонуса — два дополнительных входа AUX.
Поскольку выделение тепла у усилителей незначительное, а габариты — просто смешные, все они собраны в рядок под правой боковиной багажного отсека: входами и регулировками кверху, «силой» — книзу. Напротив, в левой боковине, друг над другом установлены два чейнджера. Облицовки облагородили, добавили светодиодную подсветку.
Решётки из серии Polk MOMO оказались лучше штатных и стилистически, и акустически
Предметом особого внимания стали кабели — межблочные и акустические. Все они — домашние Neotech. Межблочники NEI-5002, акустические NES-5010 для пищалок, NES-5009 для фронтальных мидбасов и NES-5007 — для тыловых.
Из опций, не относящихся непосредственно к аудиосистеме, можно отметить громкую связь на базе Alpine KCE-250BT и два видеоустройства. Камеру заднего вида с индивидуальным монитором и видеорегистратор BlackVue HD-400-II. Первая — чтобы самому никого не обидеть, второй — чтобы другим неповадно было обижать насекомое со связями на самом верху…
Нужных характеристик сцены удалось добиться индивидуальным подбором углов наклона пищалок в торпедо
Камера заднего вида даже короткохвостому жуку не повредит
Вторая пара мидбасов работает на довольно большой объём, а сверху порезана по-сабвуферному, на 80 Гц
Предельно компактные усилители без возражений встали рядком
Слева в багажнике — источник для записей «в пластиковой таре»
RTA
В салоне «жужика» тыловой бас (или басовый тыл) отыграл свою партию даже лучше прогноза, до 40 Гц. Средне- и верхнебасовая части АЧХ оказались мощными (хотя выше 80 Гц работают только фронтальные мидбасы), между 400 Гц и 2 кГц АЧХ довольно нерегулярная, отсюда и слышимая окраска звучания, выше всё как-то устраивается, и именно здесь получает своё подтверждение выбор пищалок: нечасто приходится видеть, как твитеры так легко отыгрывают самые верхние частоты, работая на отражение.
SQ
Прослушивание не обошлось без сюрпризов. Вопреки ожиданиям бас оказался довольно низким, аккуратным и собранным. Чуть-чуть ему не хватало телесности, но чёткость была отменной. Тональный баланс — не джазовый, скорее, для рока. Середина поджата, края диапазона приподняты. Но именно слегка, перекосов и разбаланса нет — ни одна нота не пропадает и не лезет нахально на первый план. Есть какие-то мелкие шероховатости, но слух они не цепляют, корректировать их незачем, да, вообще-то, и нечем.
Сцена для беспроцессорной системы очень неплохая — и широкая, и глубокая. Закономерно скособоченная, но до инвалидности ей определённо далеко, не буду придираться. Центральный образ, правда, заметно расфокусирован — что тоже закономерное следствие работы пищалок на отражение. Но драйв и настроение музыки система передаёт прекрасно — не в последнюю очередь благодаря минимальному вмешательству в сигнал.