ЧЕМОДАНЧИК БЕЗ КНОПКИ
В Италии ядерного чемоданчика нет. Там вообще умеют находить более интересные занятия, чем неуправляемая термоядерная реакция.
Получив в руки этот чемоданчик, я оказался в некоторой растерянности. Прежде всего, потому что не знал, к какой категории техники отнести открывшееся моему взору после того, как чемоданчик был открыт, а документация — изучена. Это — не играет, не усиливает, не корректирует. Когда потом выяснилось, что делает всё перечисленное, даже играет, легче не стало. Настраивает? Да. Но тогда как, автоматически или вручную? И так и так ответ получается — нет. Не автоматически, потому что внутри чемоданчика нет волшебной кнопки, какую пытались сделать некоторые именитые фирмы, имён сейчас называть не будем. Типа — нажать вот тут, а всё остальное — на автомате. В то же время это не просто измерительная система, которая бесстрастно сообщает характеристики и настройки, но ничего не пытается сделать, чтобы их улучшить. Это, скорее, как самолёт, где автоматики хватает, но от пилота требуется квалификация.
Самоопределение чемоданчика (словами фирмы-разработчика): Audison bit Tune — это профессиональный цифровой комплекс для измерений и настройки параметров автомобильной аудиосистемы. Стало понятнее? Мне тоже. Будем разбираться, двигаясь от простого к сложному.
Наиболее простое — вытащить всё из чемоданчика. Вернее, кстати, будет говорить «чемодана», он довольно объёмистый, на небольшую командировку. Часть извлечённого фигурирует на снимках, остальное — на словах. Будет много остального. Главное, что сразу привлекает взор — явно электронное устройство (только без большой красной кнопки в центре), это — центральный измерительный модуль CMU. Второе, что взор привлекает ещё больше, а выглядит более загадочно — нечто, напоминающее летающую тарелку, к которой приделали подставку. Это — один из измерительных микрофонов комплекса — HSM (Head Simulation Microphone), «искусственная голова». Не говорите, что у вас и всех ваших знакомых голова имеет иные очертания, я знаю. Но для целей измерения характеристик звукового поля в машине голову решено было сделать такой. Она же должна не думать, а слышать, разные вещи… В комплекте есть ещё один микрофон, в корпусе размерами со спичечный коробок — LPM (Level & Polarity Microphone), для измерения уровня и полярности, значит. Для этих двух микрофонов в комплекте предусмотрена упряжь, с помощью которой они будут водружены на рабочие места в салоне.
Там же — два адаптера питания, от сети или от прикуривателя в машине, и огромное количество проводов и кабелей всех известных современной науке мастей, вполне соответствующих разнообразию разъёмов на корпусе прибора. Пока он лежал у меня на столе, представилась возможность сыграть с коллегами и профессиональными посетителями в интересную игру. Им предлагалось отнести к какой-либо известной категории устройство, на котором собрались разъёмы: «банан», как на тестере; RCA, как на усилителе; BNC, как на осциллографе; две разновидности XLR, как на студийной технике; две оптики; два USB (разных), это — не считая мелких брызг. Да, а на верхней панели — динамик. Приз остался в студии, не угадал никто.
Мы с вами в лучшем положении. Приза не обещаю, но что здесь зачем — сейчас посмотрим.
Продолжаем путь от простого к сложному. Простейший режим работы центрального блока — автономный, когда на него подаётся только питание. Сделать в этом режиме можно немного, но лучше это сделать, чтобы потом не было мучительно. Немного — это оценить шумы в системе и найти источник электромагнитных наводок, если они налицо. В первом случае усиленные шумы (в отсутствие сигнала выводятся на динамик, во втором на него выводится то, что навелось на электромагнитный сенсор на проводке, поднесённом к подозрительному месту в машине).
Следующий шаг потребует присоединения к CMU компьютера по USB и перевода переключателя «автономности» в позицию PC Analyzer. Разумеется, заранее надо установить на ноутбук программное обеспечение bit Tune, процедура очевидная. В этом режиме можно уже намного больше. Например, и с этого хорошо бы начать — установить (или опровергнуть, кто из нас без греха) правильность полярности подключения динамиков. Для чего служит меньший из микрофонов, LPM. Он же помогает установить правильный уровень сигнала, а встроенный в CMU осциллограф (которому негде было показывать свои кривые, пока не появился ноут) даёт возможность наблюдать за формой сигнала одновременно с измерением его уровня, для электрических цепей. Какого сигнала? Какого хотите: в CMU есть встроенный генератор (синус, шум или свип с выбором параметров), или же, если требуется оценить корректность работы головного устройства, туда устанавливается тестовый диск, а сигнал, хоть RCA, хоть высокого уровня, хоть оптику — на вход CMU. Вот здесь, кстати, выяснилось, что CMU ещё и играет: внутри — многоформатный медиаплеер (WAV, WMA, mp3, FLV, FLAC. Если это — не «много», то я не знаю…), подающий сигнал на все выходы одновременно: RCA, спикерного уровня и оптику. Причём всё это работает с разрешением исходных файлов до 192/24, так что если в качестве тестового сигнала требуется (или захотелось) иметь такой, достаточно его иметь где-нибудь на диске ноутбука.
И ещё в этом режиме можно посмотреть, что делается в цепях питания, единственная подробность здесь — нельзя питать CMU от той же бортовой сети, которую предстоит исследовать, надо подключиться к «гаражному» питанию через адаптер на 220 В. В режиме Battery Scope на экран осциллографа с медленной развёрткой выводится уровень постоянного напряжения в бортовой сети, включая переходные помехи при запуске двигателя или ещё чего.
И наконец, главный номер программы, в котором bit Tune выступает в парном режиме, с процессором bit one или bit Ten. В этом случае собирается цепочка устройств: ноутбук — CMU — процессор, затем и два порта USB. Когда интерфейс на компьютере увидит оба устройства, можно начинать процедуру настройки.
Предвижу вопрос: настройка «полного профиля» возможна только с процессорами Audison? Даю прямой и короткий ответ: да. Так и был задуман bit Tune, как настроечный комплекс для этих процессоров.
В режиме автоматизированной настройки маленький микрофон закрепляется на ремне между сиденьями, большой, «искусственная голова» — на месте головы естественной, в наиболее типичном случае — на месте головы водителя, хотя из меню можно выбрать иное расположение. Надо заметить в этой связи: концепция разработчиков — вести измерение в пустой машине, поскольку «искусственная голова» не оставляет места для природной. Поэтому при запуске любой измерительной процедуры сначала начинается 10-секундный обратный отсчёт на экране компьютера, этого времени достаточно, чтобы выйти из машины, закрыть за собой дверь и наблюдать за ходом измерений. Для этого же шнур USB в комплекте — трёхметровый.
Первая процедура — калибровка микрофонных элементов «искусственной головы». Их пять, расположенных по окружности в пределах угла 180 градусов. Только на этапе калибровки используется свойство тарелки поворачиваться в кронштейне: надо по очереди поворачивать её одним из микрофонов вперёд, каким — написано на экране и дополнительно подсказывается горящим у нужного микрофона светодиодом. Пять раз на вход системы центральный блок подаёт причудливое чириканье, иногда повторяя для верности, после чего заявляет о готовности к работе. Главное, чего ждут от этой работы — автоматизированная настройка эквалайзера и блока временных задержек. Комплексу надо, естественно, заранее сообщить об архитектуре системы, указав, где и какие динамики установлены, а также выбрать: настраивать и АЧХ, и задержки или только задержки, а АЧХ установщик будет настраивать сам, без помощи кибернетики.
Если кибернетика будет участвовать и в формировании АЧХ, появляется интересная (в моей практике — уникальная) опция — возможность задать целевую форму АЧХ. То есть комплекс не обязательно будет тупо выводить частоту «в ноль». Можно задать требуемую итоговую АЧХ системы с помощью панели графического эквалайзера, опираясь на опыт, вдохновение или советы опытных товарищей, кому что ближе. И не обязательно двигая полозки вручную, целевую кривую можно загрузить с компьютера или же (если опытный товарищ — это вы сами) сохранить на диске для последователей. Эта опция, на мой взгляд, интереснее сохранения готового пресета, потому что один и тот же результат (хотя бы в частотном смысле) может быть достигнут в разных машинах с разной акустикой.
Всё задав и откалибровав, можно приступать к собственно настройке. Десять секунд на покидание зоны работ, и комплекс начинает подавать уже знакомое (но немного другое) чириканье по очереди на все имеющиеся каналы системы. Закончив с этим делом, система предложит вам загрузить полученные настройки в процессор и/или сохранить их в виде файла на ноутбуке.
Можно ли потом рукой мастера внести в «автоматические» настройки изменения? Разумеется, для этого не требуется даже разбирать «цепочку», нам удалось, запустив на том же ноуте графический интерфейс bit Ten, добраться до настроек процессора «транзитом» через CMU, на этом этапе никак не вмешивавшегося в процесс. Красной кнопки в итальянском «ядерном чемоданчике» нет, и хорошо, что нет, без неё намного эффективнее и интереснее…
Штатное (по инструкции) положение микрофона LPM
Альтернативное положение, если как на первом снимке не получается
Искусственная голова на месте естественной
Слева направо:
- Разъём XLR для подключения микрофона проверки полярности и звукового давления
- Разъём XLR для подключения микрофона «искусственная голова»
- Светодиодный индикатор активации измерений с помощью микрофонов
- Линейные выходы RCA левого и правого каналов для подключения к усилителю
- Оптический выход для подачи сигнала на процессор или усилитель
- Выход высокого уровня, кроме основной роли позволяет проверить включение по сигналу усилителей и процессоров с автовключением
- Выход USB для подключения процессора
- Вход USB для подключения компьютера
- Разъём питания 12 В
- Выключатель питания
Слева направо:
- Вход индуктивного датчика электромагнитной обстановки EMS
- Оптический вход для анализа аудиосигнала от цифрового источника
- Линейные входы RCA левого и правого каналов PRE IN для анализа низкоуровневых сигналов
- Входы BNC левого и правого каналов для подключения щупов для электрических измерений
- Входы «банан» уровня динамиков для анализа высокоуровневых сигналов от ГУ и измерения мощности усилителей
- Селектор нагрузки динамиков
Пробник EMS — для локализации источников наводок
Микрофон LMP без упряжи, а то на фоне ремня его и не видно было
Микрофон, вернее — микрофонная система HSM с многоконтакным разъёмом, только внешне похожим на обычный XLR
Круглое не обязательно должно всё время крутиться: диск с микрофонами вращают только при калибровке
Главное окно интерфейса, отсюда выбирается режим работы, здесь же потом фиксируется, что сделано, а что ещё нет
Проверка полярности. Мы оказались без греха, пришлось нарочно перекинуть провода на правом среднечастотнике, что и наблюдаем
Встроенный генератор тоже завидно универсален, режим прерывистой синусоиды (Pure tone burst) предусмотрен, чтобы не спалить акустику на больших уровнях
Осциллограф со всеми присущими (и не присущими) ему функциями: выбор частоты развёртки, чувствительности по вертикали, а заодно — оценка нелинейных искажения и мощности в зависимости от нагрузки
Целевая АЧХ. Какую зададите, такую и будет выстраивать автомат
RTA-анализатор, тоже настраиваемый, может работать с встроенным или внешним генератором розового шума
Встроенный плеер, многоформатный, многобитный и с универсальным выходом
Итоги настройки (для примера) сильно кривой пищалки в одном канале
Необычная функция, не зря итальянцы этот комплекс с самого начала назвали профессиональным. По требованию система генерирует отчёт об измерительной сессии (в формате PDF). Отчётность — важнейшее дело…