Расположение
Совсем недавно я (даже и от имени товарищей) признавался в дружеском расположении к 10-дюймовым сабвуферам.
Нарочно не пишу «любви», сабвуфер — слово мужского рода, а сколько вам лет, отсюда не видно. Означает ли ранее сказанное нерасположение к сабвуферам 12-дюймовым? Да вовсе нет, это разные устройства, а не продукт масштабирования одного и того же. Относительно мелкие сабвуферные головки мы всегда настоятельно рекомендовали приверженцам камерных (в той или иной мере) музыкальных стилей и связанных с этим скромных (тоже в некоторых пределах) уровней громкости при прослушивании, сюда, в частности, почти автоматически попадали наиболее убеждённые в своей системе жизненных приоритетов автозвуковые спортсмены. Это когда система прежде всего для соревнований, а потом — для всего остального.
Kenwood KFCW112S | TEAC TE-FW350 | JVC CS-GD1210 | Memphis Car Audio SR12S4 | Mohawk MG 124 | MB Quart OWS304 | Kicker COMP D 124 | Rainbow DL-S12-231598 | Lightning Audio L2-D212 | Airtone SWF-1224 | Vibe BA12-V4 | Phoenix Gold RX112d | Focal SUB P 30
Для кого тогда существуют «двенашки» и почему? Главное их преимущество перед меньшим калибром (80% сабвуферов — это или 10 дюймов, или 12, поэтому и единственное число): они могут играть громче. Это связано с двумя причинами, одна — очень фундаментальная и как таковая много раз комментировалась в аналогичных тестах: площадь диффузора, чувствительность, звуковое давление. Все дела. Не стану повторять доводы учёных предшественников, приведу свои.
Сабвуферная головка — не отвлечённая физическая модель, это — товар народного потребления, у товаров физика сложнее. В частности, выясняется, что те сочетания характеристик магнитов, диффузоров и подвесов, которые удаётся реализовать производителями (и которые они решили реализовать, руководствуясь корыстными соображениями — сделать сабвуфер подходящим для возможно большего числа покупателей), приводят к некоторым типовым моделям поведения динамиков.
Типаж «десятки»: в небольшом объёме ЗЯ получается ровная, очень часто — строго горизонтальная АЧХ — мечта чемпиона и филармониста. Достижимое при этом звуковое давление остаётся тоже в рамках филармонизма: к невысокой по причинам физики чувствительности головки не прибавляется никакого акустического усиления при работе в закрытом ящике. Делать фазоинвертор? Даже если это не противоречит принципам музыкального академизма, сделать его на базе «десятки» оказывается часто далеко не просто (иногда — просо невозможно). Чем меньше ящик, тем длиннее должен быть порт при той же частоте настройки (мир несправедлив, не правда ли?), внутрь ящика он не помещается, внешние тоннели, как у эспиэльщиков, в обычных, музыкальных системах не привились.
Что нам в этих условиях обещает «двенашка»? Чутья у неё в среднем и так побольше, а главное — типичная головка такого калибра при работе в ЗЯ даёт акустическое усиление, то есть кривая АЧХ в салоне проходит выше линии 0 дБ, соответствующей «табельной» чувствительности. Иногда — чувствительно выше (каламбур неумышленный, но восхитительный). Всё это вы получаете в обмен на несколько (иногда — совсем немного) большую неравномерность АЧХ и несколько (иногда, правда, намного) больший объём оформления. Что касается фазоинвертора, то с «двенашкой» он почти всегда легко реализуем. Ящик большой, порт короткий, в чём проблема?
Теперь — конкретика. Участники этого теста при всей внешней непохожести оказались на удивление близки по своим повадкам. Несколько (из 13) выпали из общей картины, о них разговор будет особый. Типовые участники работают в ЗЯ объёмом в среднем около 40 л, обеспечивая в нём ненулевое акустическое усиление, или же в ФИ объёмом в среднем в полтора раза больше, здесь усиление совсем ненулевое.
Особняком стоят несколько динамиков. Один (строго один) оказался из известной по прошлым опытам разновидности с чрезвычайно невеликими требованиями к объёму, по законам физики это — динамики с тяжёлым диффузором и дубовым подвесом, к которому неизбежно прилагается могучая магнитная система, иначе всё это просто не сможет шевелиться с нужной амплитудой.
Другая группа, пусть небольшая, но уже группа, была встречена с некоторым удивлением: в последнее время не так часто попадаются головки, способные работать в акустическом экране (free air), и ещё реже — те, для которых такой режим является единственно возможным. Сегодня таких оказалось несколько, и, учитывая, что free air для «десятки» — это экономия 15 — 25 л объёма багажника, а то же самое для 12-дюймовой головки означает избавление от короба объёмом полсотни литров, обнаруженным в ходе теста фри-эйрным головкам, мы с ходу ставили высший балл за компактность оформления. При этом сознаём, что такой тип установки накладывает ограничения на тип кузова: в хэтчбеке его реализовать трудно. Но сердцу не очень-то прикажешь, имеем расположение и к этому типу оформления. Кто его не разделяет (вашим сердцам мы приказывать тем более не вправе), пролистывайте страницы с синими линиями на графиках. Хотя кто знает, какова система приоритетов у вас лично. Седанов в продаже много…
МЁД & ДЁГОТЬ
Надо отметить… а поскольку надо, это уже вскользь было отмечено во вступлении, что по многим важным (в том числе — важнейшим) показателям участники этого теста предпочли двигаться плотной группой, без очевидного лидера, но и без отстающих. Поэтому, например, разрыв между оценками за компактность оформления видится заметным, разница в фактических размерах — существенно скромнее, не поленитесь заглядывать не только в баллы, но и в цифры. По комплексу показателей наиболее впечатляюще выступил MB Quart, заняв строго центральную позицию в ценовом ряду участников, этот сабвуфер успешно конкурировал и с более дорогими коллегами. На лавры «Фаворитов» теста подали заявку два очень непохожих сабвуфера. Airtone — единственный в группе сабвуфер «тяжёлого» типа, во многом ему помогла способность работать в нетипично компактном оформлении. Но не только, остальные показатели тоже внушают. Второй «Фаворит» — традиционный по концепции, но необычной для этого производителя конструкции Focal из новой серии Performance, при не самом компактном оформлении у него высокая чувствительность сочетается с низкими искажениями и отличным исполнением всех узлов. «Рекомендацию» по итогам теста получают ещё двое: Rainbow — линейный, чувствительный, всё при нём и неожиданно удачно выступивший совсем бюджетный JVC. Про него надо, правда, заметить: высокая оценка за компактность оформления обусловлена чисто фри-эйрными характеристиками. Но так мы договаривались с самого начала.