БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ
Студия: Accent-Audio
Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.Н. Гумилев. «Слово».
Такой была высшая похвала древнерусским зодчим. Построить без гвоздей табуретку — дело немудрёное, но они-то строили куда более внушительные сооружения.
- Тип системы: аудио
- Cостав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Astell &Kern AK100
- Процессор: Audison Bit Ten D
- Усилитель: Audison AV 5.1k + AV Bit IN
- Акустика: ScanSpeak D3004/602000, Eton Adventure A160 WA1-160SG
- Сабвуфер: Challenger MAX-Line 10WB LE
Что выполняет функции гвоздя в автомобильных аудиосистемах? Разумеется, разъёмы RCA. Без них (как казалось) можно построить только звуковую табуретку (магнитола с калонками), иными словами — самую примитивную систему.
Эту при кажущейся её простоте можно назвать как угодно, только не примитивной. Поканальный фронт на элитных динамиках, один из лучших на сегодня цифровых процессоров, сабвуфер спецсерии, усилитель, про который в наградной грамоте EISA 2011 года было сказано (можете проверить): «Это не просто усилитель. Это новая философия».
Философия действительно новая, о ней имеет смысл поговорить ещё до того, как представить вам машину и аудиосистему, в ней установленную. Некоторое время назад компания Elettromedia (выступающая под псевдонимами Audison и Hertz) стала развивать новую для car audio концепцию Full DA. Здесь DA означает Digital Audio, а вот у слова Full смысл двойной: с одной стороны, это значит, что от цифровых аудиоформатов надо взять всё, на что они способны, то есть не просто основы звукового контента, как в mp3, и даже не весь контент, как в WAV, а больше. То, что могут дать форматы звукозаписи высокого разрешения.
С другого же бока, это же слово означает, что цифровой тракт должен оставаться цифровым настолько, насколько это возможно. Оба положения реализованы в этой системе (не поручусь, что впервые в стране, но впервые в этой рубрике этого журнала) в самой полной мере. Вот здесь, чтобы не ослаблять интригу, мы на минуту-другую остановимся. Взглянем на машину как таковую.
Машина — японская. Не просто сделанная в Японии, а сделанная для японцев, отсюда руль не совсем на той стороне. Остальное — интернационально и невероятно практично: задние сдвижные двери с электроприводом, складывающийся третий ряд сидений, в системе координат «семья — дети — тёща — дача» лучше не придумать. И остальное, что предполагалось придумывать, не должно было посягать на уже имеющееся. Но чтобы звук — как дома. И чтобы поддерживались не просто все аудиоформаты, а совсем все. Все-все.
Вопрос о замене штатной «головы» даже не поднимался. Три камеры обзора: назад, вперёд, и влево, что для Японии — как у нас вправо, туда, где тротуар, пешеходы и голову в окно не высунешь. Управление камерами с рулевого колеса, информативный экран — отказаться от этого было бы решительно невозможно, к счастью, никто и не предлагал, аудиоисточники, сблокированные с этим богатством — приёмник с японский сеткой частот и CD — всё равно не отвечали техническим требованиям.
Новая композиция центральной консоли: штатный дисплей продолжает говорить на японском, источник и блок управления — вон те, маленькие…
Выбранный для системы новый источник сигнала в системе читает намного больше, чем всё. Чему равно одно «всё» в car audio второго десятилетия XXI века? Ответ вы знаете: сжатые форматы mp3, WMA и AAC плюс «первородный» несжатый WAV. А что ещё? Ещё — lossless, в которых записи высокого качества живут в интернетах, это FLAC (некоторые автомобильные «головы» с ним уже работают), APE — вот тут конкурентов нет, плюс по мелочи: OGG, AIFF, ALAC… Это всё? Это — больше, чем всё, а было сказано — намного больше. Дело в том, что выбранный источник может работать с файлами с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 24 бит.
Что за чудо-источник такой? Здоровенный, наверное… Но таков один из парадоксов нашего времени: всё это чудо умещается в корпусе размерами меньше пачки сигарет. Имя чуда — Astell&Kern AK100. Это — апмаркетовая торговая марка давно существующей и известной южнокорейской компании iriver (с недавних пор пишется так, раньше было iRiver) — производителя портативных звуковых и мультимедийных устройств. Апмаркет, если слово выглядит непривычно — это как Lexus для Toyota или Infinity для Nissan.
Процессор в недрах приборной панели. Видите, в гнёздах RCA — ни одного гвоздя…
AK100 — заточенный исключительно под воспроизведение музыки аппарат в алюминиевом корпусе, удивительным образом сочетающий в своём облике карманные габариты со стилистикой крутого хай-энда. Задачей его создателей (по их же декларации) было воспроизведение записей студийного качества MQS (Mastering Quality Sound). Центральным элементом конструкции AK100 стал ЦАП Wolfson, знакомый нам по ряду головных устройств высокого класса и процессоров. Но, несмотря на аудиофильские параметры, в этой системе «Вольфыч» остался не у дел — рано преобразовывать цифровой поток в аналог на выходе источника, ещё не время. Сигнал с «Астелла и Керна» снимается по оптике, причём выход, учитывая карманный форм-фактор, выполнен необычно: здесь общее гнездо для наушников и оптики, есть такие разъёмы: по форме — мини-джек диаметром 3,5 мм, а в центре — оптический «глазок». Заливка контента — по USB, при внутренней памяти 32 Гб и двух micro-SD до 32 Гб должно хватить даже в самом лютом разрешении, тем более что источник к машине не болтами прикручен: приехал, положил в нагрудный карман и перезалил с компьютера что душе будет угодно на следующий день.
Как теперь это всё не растерять по дороге к динамикам (без них никак, а им нужен аналог, а не цифра)? Здесь как раз и начинается тракт Full DA, так сказать, от первоисточника. Цифровой сигнал поступает на вход процессора Audison Bit Ten D, где с сигналом делается всё, предшествующее усилению: деление на полосы (система поканальная с сабвуфером), временная и частотная коррекция. Всё, кроме одного — цифро-аналогового преобразования. Цифра входит в процессор, цифра его покидает, только другой дорогой, по всеми нами любимой витой паре пятой категории. Так сигнал попадает в усилитель (который философия), это — рассчитанный именно на Full DA пятиканальный Audison AV 5.1k с установленной в него «головной частью» AV bit IN — управляемым блоком цифро-аналогового преобразования. Только там, в корпусе усилителя, вдалеке от посторонних глаз и помех, уже порезанные и скорректированные сигналы преобразуются в аналоговую форму и идут каждый на свой канал усилителя. Только на его выходных клеммах появляются аналоговые сигналы, но несут они уже не только информацию, но и энергию, необходимую динамикам.
Карманные у Astell&Kern только габариты. Всё остальное — на уровне профессиональной техники
Фронтальная акустика — сочетание ставших культовыми пищалок ScanSpeak D3004/602000 и ставших раритетными мидбасов Eton Adventure A160 WA1-160SG. Установлены они практически в штатных местах, разумеется — видоизменённых под новое содержание. Под мидбасы — фанерные кольца-проставки фирменного для Accent-Audio оранжевого цвета (редкий случай, когда фотомастера сделать забыли), полное вибродемпфирование и шумоизоляция. Пищалки — в пределах площади треугольников зеркал, но не в пределах их объёма: для твитеров сделали подиумы, вписанные в геометрию штатных узлов и отделанные в стиле остального салона.
Процессор Audison Bit Ten D скрыт в недрах торпедо за штатным головным устройством. Плеер подключается к нему уже упомянутым «хитрым» волоконно-оптическим кабелем, отсюда к усилителю идут два «сетевых» кабеля: данных и управления, AD Link и AC Link. Управление также возложено на процессор, а для оперативной настройки к нему подключен пульт DRC, установленный в низу центральной консоли. Усилителю нашлось место под левым передним сиденьем (которое здесь пассажирское, не забыли?)
Сабвуфер — естественно, в закрытом корпусе, по расчётам для выбранной головки должно было хватить 16 л. Форма корпуса напоминает старинные молочные пакеты TetraPack, сейчас почти забытые. Хитрость установки его в багажник — в том, что корпус прикреплён к спинке правого заднего сиденья и откидывается вместе с ней, освобождая пространство для багажа. Головка сабвуфера Challenger MAX-Line 10WB LE. Эксклюзив и спецзаказ, изготавливаются специально и исключительно для Accent-Audio.
Такой получилась эта система. Простая? Да вроде несложная. Примитивная? Да бог с вами. И ведь без единого гвоздя…
Редкая разновидность разъёма, по форме — мини-джек, но с «глазком» оптики
Пищалки разместились в подиумах, основания которых повторяют форму штатных треугольников зеркал
Там, внутри, за штатной решёткой, стоит Eton Adventure на фирменном оранжевом кольце. Поверьте на слово
Усилитель под сиденьем. Гвоздей по-прежнему нет. Только две витых пары: AD Link и AC Link
Сабвуфер в этой системе забился в угол багажника в самом буквальном смысле
При откидывании спинки сиденья сабвуфер покидает насиженное место в углу
Каркас сабвуфера. Окончательную, слегка раздутую, форму ему придаст стеклопластиковая передняя стенка
RTA
АЧХ системы ближе к «народному», нежели академическому эталону: подчёркнут и нижний, и верхний края диапазона, однако сделано это с должным тактом. Причём обращает на себя внимание очень неплохая (пусть и не математически идеальная) слитность суббасового и мидбасового диапазонов, очень ровный голосовой (300 Гц — 3 кГц) и аккуратная, без каких-либо шероховатостей, «верхушка».
SQ
Привычка устраиваться на левом сиденье оказалась очень прочной, чтобы не отвлекаться на смену положения, пришлось закрывать глаза. Сцена — великолепная, высокая и стабильная, с отличной фокусировкой. Понятно, что без задержек добиться такого результата было бы невозможно.
Тональный баланс выстроен превосходно, особенно это относилось к средним частотам — даже при боковом прослушивании. Детальность звучания замечательная, причём и пики громкости система переваривает шутя-играючи. Очень деликатный верхний участок диапазона — никаких артефактов (в просторечии — «песка») не замечается. Бас аккуратный, мягкий — несмотря на довольно приличный объём салона, заполнение хорошее, нет посторонних призвуков и гудения.