В ПИТЕРЕ — ДОДЖ
Custom’s Club, С.-Петербург. Валерий СЕЛИЩЕВ
Додж в Питере идёт сильный, потому что и «Додж» не простой, а Charger, и Charger не простой, а полноприводный…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEX-P99RS
- Усилители: EOS Mozart 1, AE-920T, AE-2170
- Акустика: Brax Matrix 6.1, Matrix 3.1, NOX 28
- Сабвуфер: Rainbow Vanadium 12”
И не просто полноприводный Dodge Charger, а новый музыкальный проект студии Custom’s Club. Обладатель автомобиля мечтал получить комфортный, по его выражению — «непроцессорный», звук, выстроенный по домашним канонам. Это оказалось возможным даже с участием процессора. Вот как это было сделано.
Выбор источника происходил по причудливой формуле: процессорный аппарат с беспроцессорным звуком. Наилучшим приближением к этому является Pioneer DEX-P99RS, который к тому же отвечает и второму условию: источник должен работать с внешними USB-носителями, конкретно — жёстким диском, и воспроизводить оттуда, разумеется, не «эмпетришки», а полноценные WAV-файлы, иначе зачем огород городить?
Акустику решили строить на компонентах Brax в трёхполосном варианте. По многим причинам, главная из которых — классический немецкий подход к акустике, результат — красивое, комфортное, хоть и затянутое звучание. Одним словом — породистый звук, как ни крути.
С выбором усилительной части колебания были тоже недолгими, по нашему представлению, это должны были быть гибридные усилители (с ламповыми каскадами) в тракте СЧ и ВЧ. «Олдскул» всегда с характером, да и найти в хорошем состоянии винтаж — всегда вопрос времени, поэтому решено было взять аппараты относительно новой школы, а именно — EOS Mozart 1, тоже, надо заметить, уже приближающиеся к рангу винтажа. Усилителей таких взяли два, на СЧ и на ВЧ, поскольку они двухканальные. На звено НЧ фронта и на сабвуфер пошли другие EOS, «номерные» и не гибридные. АЕ-920Т — на мидвуферы, АЕ-2170 — на сабвуфер.
Сабвуфер построен на проверенной во многих инсталляциях 12-дюймовой Rainbow Vanadium. Опыт показал: в ЗЯ — это рафинированное аудиофильское звучание, в ФИ — повышенная отдача без ухудшения «скорострельности». Главное — правильно настроить фазоинвертор. «Правильно» для этой системы означает: объём корпуса 35 л с настройкой порта на 45 Гц. Более низкая настройка вытащила бы инфрабас, но при этом оказалась бы смазанной энергетика более информативной части басового спектра.
Присущую автомобилю эстетику владелец ценил, обшивки дверей нельзя было трогать (в смысле внешних изменений), поэтому мы заменили штатный гриль-сетку в обшивке, поставив «антивандальную» и звукопрозрачную, закрыв сетку изнутри травлёным акустическим поролоном.
После ряда опытов стало ясно, что и СЧ, и ВЧ-излучатели предстоит монтировать в стойки, установить твитеры в треугольники бокового стекла возможности никакой не было из-за сильно асимметричной приборной панели «американца». Стойки же выклеивали не один раз, окончательно выбирая угол доворота. Со среднечастотниками была ещё одна засада: максимум объёма, который удавалось для них выгородить, составил 1,3 л, этого мало для нормальной работы, поэтому мидрейнджам сделали апериодическую нагрузку (в просторечии — ПАС). В облицовках стоек выклеили задние стенки, в них насверлили отверстий диаметром 8 мм общей площадью около 70% от площади диффузора, в отверстия вставили вкладыши из драпа. Кстати, стойки потом были затянуты алькантарой без единого шва, невзирая на причудливую форму.
Не один раз переклеивались стойки, пока не нашлись именно эти, волшебные, углы.
Автомобиль был неплохо шумоизолирован уже на заводе, там даже стёкла какие-то в этом смысле особенные, но от шумовиброизоляции ещё никто не умирал (кроме шума и вибраций), в дополнение к виброматериалам STP оказалось очень полезно обработать двери вспененным каучуком. Это даёт такой же эффект, как известные «плитки» Focal Plain Chant, в отличие от чисто строительных теплоизоляторов типа сплэн, изолон, изофон, поскольку работает в более низкочастотном диапазоне (400 — 800 Гц).
У каждой машины — свой характер, «Додж» преподнёс некоторые сюрпризы в смысле электромагнитных помех, от процессорного аппарата идут через всю машину четыре пары межблочных кабелей, поскольку деление на полосы — внутри ГУ. Легли они вроде бы хорошо, по центру машины, но с фоном от генератора пришлось тем не менее изрядно повозиться, поскольку поймали его на акустических кабелях. Аккумулятор у этой машины в багажнике, от него проложен штатный кабель 1AWG в моторный отсек, он-то и стал причиной всех бед. Пришлось этот кабель переложить в более удобное место, мало ли что штатный. Как зазвучала машина? Тепло зазвучала, приятно, что характерно и нечасто встречается — можно выкрутить ручку громкости до упора, и уши не режет. «Додж» пошёл сильный, но тёплый…
При виде снаружи — типичная «двухполосная» стойка.
Вид изнутри выявляет особенность — апериодическую нагрузку СЧ.
Сохранив штатный вид сеток, им придали вандалоустойчивость. Хотя откуда в «Чарджере» взяться вандалам?
Помимо сооружения опорной конструкции, басовикам в дверях дали и улучшенную акустическую среду.
Усилительно-сабвуферный блок: лаконичных форм снаружи, сложных — там, где уходит внутрь крыла.
Американские багажники хороши тем, что остаются пустыми и когда совсем не пусты.
Под фальшполом — рама с тремя из четырёх усилителей. Четвёртый вы уже видели.