ПОБОЛЬШЕ И ПОЛУЧШЕ
Михаил ИГНАТОВ, Балашиха МО
Не буду представляться, чтобы сразу перейти к делу. Поиск по сайту журнала на мою фамилию срабатывает девять раз.
- Тип системы: аудио/мультимедиа
- Аудио:
SQ: 2-полосный фронт + сабвуфер
MM: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + 2-полосный центр + сабвуфер - Источники: Alpine DVA-9965R, CHA-609s, iconBIT XDS70GL
- Процессор: Alpine PXA-H900
- Монитор: Lilliput 669GL
- Усилители: Bewith R205S, R208, R406, Phoenix Gold MS2250
- Акустика: Bewith C-50, C-130, R-130
- Сабвуфер: Peerless XLS 12
Из них семь раз — в отчётах о соревнованиях, а два — в рубрике «Своя игра». Это появление здесь третье, что доводит общий счёт до десяти, неплохой результат. С момента последней публикации прошло несколько лет, за такое время (притом что я редко тороплюсь) обычно меняется не только аудиосистема в машине, машина тоже нередко требует замены. К «Форду» у меня претензий не было, готов рекомендовать кому угодно, но захотелось чего-нибудь новенького, причём посолиднее (растём над собой), повместительнее (обрастаем добром вокруг себя) и повыше, потому что растём и обрастаем по-прежнему вне черты большого города. То, что меня бы устроило, в автомобильной терминологии называется «кроссовер». Они думают, что это их терминология… В общем, одного названия категории было бы достаточно, а когда рассмотрел поближе одного из её представителей, всё было решено.
Это был новый (тогда был новый, в 2010 году) KIA Sorento. Важнейшим аргументом в выборе этой машины послужил невероятный объём подполья в багажнике, ведь в голове не утихают мысли о новых звуковых горизонтах и концепциях систем, а тут такое пространство, в которое можно упрятать огромное количество аудиотехники. И вообще, я слышал, что некоторые странные люди машину под музыку покупают. Сам, конечно, не верю, хотя и не понимаю, а как, собственно, можно иначе?
Вид на звуковую сцену. Заметили, какая ровная и симметричная? Сейчас увидите подводную часть айсберга…
Итак, платформа новая, но использоваться ею предстояло в прежних благородных целях. От прежней машины Sorento получил в наследство тот же цвет, те же номера (теперь так можно) и один из компонентов системы — сабвуфер (потому что иначе было нельзя).
Новым стало всё остальное, включая возникшие на этот раз планы попробовать себя в «Мультимедиа 5.1», но только без спешки, область для меня новая, нужно было многое обдумать. На обдумывание и оценку потенциала машины ушёл весь первый год владения. Впрочем, не только на обдумывание, некоторые вещи надо делать при любом развитии событий. Была произведена разборка кузова и тотальная шумовиброизоляция. На этом этапе были проложены акустические кабели от багажника до стоек лобового стекла под предполагаемые твитеры. Полной определённости, что твитеры встанут на стойки, в тот момент не было, но чтобы в будущем, если появится, не снимать лишний раз потолок, решил сыграть на опережение (и, кстати, не зря…).
Сооружение первого для меня стеклопластикового сабвуфера началось с привычного материала
В этом проекте я решил ещё и начать осваивать работу со стеклопластиком, раньше как-то обходилось. Из «Форда» сюда перекочевал сабвуферный динамик Peerless XLS12, альтернатив которому с тех пор прибавилось немного. Если вообще прибавилось (личное мнение)… Сабвуфер на этот раз хотелось установить скрытым образом, то есть делать корпус-«стелс». Тут кузов «Сорренто» предоставил массу удобств. Под обшивкой багажника, в нишах крыла оказалось предостаточно места (потом оказалось, что не совсем достаточно, но машина в этом не виновата). Кроме этого, в элементах кузова в удобных местах уже были вварены гайки и шпильки для комплектаций с 3-м рядом сидений. Грех было не воспользоваться таким богатством.
Корпус сабвуфера выполнен следующим образом: сначала из 20-миллиметровой фанеры был изготовлен скелет в виде фигурной рамки с отверстиями для крепления к кузову болтами, затем из стеклопластика по контуру рамки выклеена часть, заходящая в крыло. Объём получился около 15 л, для XLS 12 этого мало, поэтому был сделан дополнительный объём, заходящий под обшивку в нижней части. Заподлицо с обшивкой сделать корпус не удалось, пришлось наращивать фанерными слоями объем до положенных 24 — 26 л, из-за чего корпус стал выступать в багажный отсек, но тактично, не нарушая функциональности. Закрыл сабвуфер декоративной накладкой, обтянутой кожзамом, по цвету и фактуре схожим со штатным пластиком.
Подготовка в формованию основного объёма
Второй год владения кроссовером (в автомобильном смысле) все замыслы реализовать не позволил, но движение к цели наметилось. Была установлена временная система, состоящая из ГУ Alpine DVI9990E и процессора PXI990, упрятанного под пассажирское сиденье. Мидбасовые динамики Microprecision 7.16 разместились в штатных местах без доработок. Твитеры из комплекта Alpine F#1 Status смонтировал в уголки зеркал. Сабвуфер уже был готов. Усилитель на фронтальную акустику взял старый шестиканальный ADS PH15.2, на сабвуфер — Phoenix Gold MS2250, как известно знатокам — тоже не вчера с завода.
С этой системой проездил год, что позволило сделать ряд выводов. Главных — три. Первый: сабвуферная секция в целом (расположение, связка, корпус) удалась, вопрос закрываем. Второй — твитерам в уголках зеркал не место, правильно сделал, что проложил кабели «на вырост». Третий: геометрия салона и посадка водителя, к сожалению, не позволяют получить большого расстояния до фронтальной сцены, хотя остальные параметры сцены были более чем хорошие. Понимание потенциала есть, теперь на очереди выбор компонентов основной аудиовидиосистемы.
Основной объём готов. Но его оказалось недостаточно
Первые мысли были о постройке мультимедийной системы полностью на трёхполосной «статусной» акустике, были даже закуплены два с половиной (учитывая центр) комплекта. В качестве источника предполагался DVI9990E с двумя процессорами PXI990, дабы набрать достаточное количество каналов для мультимедийной конфигурации. Отказаться от данного решения пришлось по ряду причин: сложности с получением картинки соревновательного качества по композиту и S-video от DVI9990E, количество динамиков (два трёхполосных комплекта и половинка двухполосного), требующих поканального усиления, а также их размеры, осложняющие размещение. Поиск альтернативного решения привёл к процессору Alpine PXA-H900 в качестве сердца системы. Источником CD был выбран Alpine DVA9965R, передающий сигнал по оптике в процессор, известный своим высоким качеством, который также можно использовать как источник DVD.
В выборе основного видео источника и монитора неоценимым (никак не меньше) оказался опыт моего друга Сергея Бакаева, я его запытал вопросами до смерти, не знаю как он, а я об этом точно не жалею.
Основным источником видео сигнала системы стал компактный бытовой медиаплеер iconBIT XDS70GL, в отличие от многих других управляемый не только с экранного меню, но и напрямую, кнопками на лицевой панели. Звуковой сигнал по оптике он передаёт на процессор, а видеосигнал по HDMI — на монитор Lilliput 669GL. С помощью такой связки оказалось возможным получить высококачественное изображение не в ущерб звучанию. У монитора Lilliput 669GL богатый набор видеовходов разного формата, поэтому к нему дополнительно подключена камера заднего вида, а через конвертор S-video в VGA подключен Alpine DVA9965R с максимально возможным для этого соединения качеством картинки.
Работу со стеклопластиком пришлось продолжить
Для монтажа монитора на достаточной высоте, но без перекрытия обзора был куплен корпус экрана навигационной системы навигации для «Соренто», который был переделан синхронно с корпусом монитора. Панель с кнопками была вырезана из корпуса Lilliput и вмонтирована в нижнюю часть рамки «навигационного» экрана, сам корпус монитора вклеен с внутренней стороны рамки, результат выглядит, как штатный элемент. Для монтажа Alpine DVA9965R и Lilliput 669GL в центральную панель была изготовлена переходная декоративная рамка с дополнительными креплениями, что потом тоже гармонично вписалось в дизайн центральной панели.
Далее — выбор акустики и усилительного тракта. Тут я даже не помню, что повлияло на выбор монобренда, точнее — не помню хронологию покупки компонентов. Что помню точно — опыт прослушивания в 2008 году в Австрии демокара на компонентах Bewith, впечатление было сильным, такое не забывается. Акустика сама по себе интересна своей нетрадиционной конструкцией со смещённым центром диффузорных излучателей (включая ВЧ), ну и хотелось сделать «не как все»… В результате за два года доводки системы у меня побывали динамики всех тогдашних серий, начиная с низшей R и заканчивая топовой (ранней) С.
Так образовался нижний, «заёмный» объём
В итоге состав системы сложился следующий. Твитеры фронтальной акустики C-50 расположились на стойках лобового стекла. И приливы, и углубления на стойках сделал из пустых упаковок Pringles. Это, если кто не в курсе (хотя это вряд ли возможно), такие чипсы картофельные, упаковка — точно нужного диаметра, легко режется, клеится, вкусно и питательно. Потом всё это, разумеется, усиливалось стеклотканью и готовилось под обтяжку радиотканью в цвет штатной обивки. Во время доводки стойки переделывались несколько раз в поисках оптимального положения, так что чипсов было съедено немало.
Мидбасовые динамики R-130 расположены в модифицированых штатных местах в дверях. Сами двери виброизолированы, объём уменьшен при помощи пористого поликарбоната, за динамиками сделаны линзы из пенопластовых пирамидок. Сетки в дверных картах к концу сезона 2013 года были радикально просветлены путём замены металлическими с тканью. Reference — не топовая серия акустики Bewith, но этот выбор был сознательным: более высокая серия Confidence рассчитана на работу в ящике, причём желательно — не закрытом, а с фазоинвертором, в то время как Reference великолепно играет на объём двери. Остальные излучатели — из серии Confidence, причём состав акустики центрального канала и сурраунда с течением времени стал идентичен, что является важнейшим условием для получения качественного объёмного звука. Все три канала состоят из твитеров С-50 и мидбасов С-130, подключенных через штатные кроссоверы.
Теперь — передняя стенка (из привычного материала)
Центральный канал довольно интересно расположился в области штатного. Мидбасовый динамик смонтирован в доработанном (пришлось немного потеснить воздуховоды) штатном месте и закрыт штатным же грилем. На верхней части гриля в маленьком подиуме смонтирован твитер. Таким образом, взгляду доступен только один динамик, что порой вызывает удивление у интересующихся.
Динамики сурраунда смонтированы наподобие классической полочной акустики в подиумах на задних стойках багажника. Из алюминиевых колец были собраны «восьмёрки», затем закреплены на стойках с дополнительным креплением к кузову, затем отформованы из стеклопластика корпуса и обтянуты радиотканью.
В багажнике — усилительная аппаратура. Усилители, кроме сабвуферного, Bewith младшей серии Reference разных моделей: R-205s на фронтальные твитеры, R-208 на фронтальные мидбасы, у четырёхканальника R-406 используются только три канала — для центра и сурраунда. Такое количество усилителей плюс процессор и сабвуферный усилитель удалось разместить на двух этажах опорной конструкции в багажнике.
Готовый корпус сабвуфера до установки рамы усилителей
Для монтажа была изготовлена рама из 18-миллиметровой фанеры с заложенными усовыми гайками и окнами для облегчения и дополнительного охлаждения усилителей. На нижнем этаже находятся сабвуферный Phoenix Gold MS2250 и конденсаторы Mundorf для подпора по питанию усилителей. На верхнем этаже — процессор, усилители и кроссоверы (вот-вот…) Bewith. В самой дальней части багажника симметрично расположены дистрибьюторы питания и контроллер вентиляторов охлаждения. Вся эта красота закрывается двумя подъёмными крышками, обтянутыми кожзамом, с декоративными окнами из поликарбоната.
Кроме того, в системе есть пульт управления процессором, он помещён в откидном хранилище для очков на потолке, чейнджер под сиденьем и очень важный для систем такого типа «чёрный ящик», фото которого перед окраской всегда развлекает судей по инсталлу. В жестяной конфетной коробке смонтированы реле, переводящие систему из звукового в мультимедийный режим. В конфигурации SQ система состоит из двухполосного фронта с поканальным усилением и сабвуфера, в мультимедийном подключается ещё один усилитель и три комплекта двухполосной акустики с пассивными кроссоверами.
Передняя крышка в отделке
Такая конфигурация системы с небольшими изменениями и доработками эксплуатируется два года, в течение которых я принимал участие в соревнованиях ЕММА. В 2012 году были как успехи, так и неудачи, которые позволили научиться настраивать мультимедиа и подготовиться к сезону 2013.
В 2013-м я посетил 7 этапов, каждый из которых приносил призовые места в классах «SQ Мастер 6» и «Мультимедиа Мастер». Самым же главным достижением стало участие в финале в Воронеже, где я получил звание вице-чемпиона в «SQ Мастер 6» и чемпиона в «Мультимедиа Мастер», опередив очень опытных и уважаемых соперников. Кульминацией стал кубок Best of Multimedia, теперь уже нет сомнений: проект удался…
Собранный и подключённый (на разъёме) сабвуфер
Полная готовность. Раскрой фальшпола багажника скрывает «заёмную» часть корпуса
В центр консоли планировалось поставить оба источника
Защита ценного имущества во время работ
Новая, двухэтажная рамка
Оба источника на местах, с дополнительным креплением каждого
Блок источников при виде сзади. На нижнем этаже всё привычное. На верхнем — непривычное
Чейнджер под сиденьем. Ну, это — просто…
Монитор и «домик» для него до рокировки кнопочной панели
Из рамки монитора удаляется панель с кнопками. Остаётся дырка
В рамке «домика» делается такая же дырка
Теперь — понятно что, да?
Результат рокировочки
Определение направления оси ВЧ-головки. Первое, но не последнее
Цилиндрическая выборка и цилиндрический нарост в другой жизни были упаковкой Pringles
Усиление чипсов стеклопластиком
Облагораживание стеклопластика шпатлёвкой и шкуркой
Стойка готова к обтяжке тканью
Результат. Обратите внимание на несимметричный диффузор, от того, куда смещён центр, зависит очень много
Подготовленная дверь с акустическим рассеивателем
Опорное кольцо динамика, всё, разумеется — под винты
Bewith на рабочем месте. Опять важно, «куда смотрит» скошенный диффузор
«Родные» сетки решено было пустить под нож
Вот они удалены из обивок дверей
Последнее задание для старых сеток — служить шаблоном для новых, металлических
Металлические сетки на месте
Сверху решено было обтянуть металл акустической тканью
Сетки стали «металлотекстильными»
Новые сетки вклеены на место
Вокруг сделана «акустическая ловушка» из пористого полимера
Теперь — всё…
Для установки акустики центрального канала один из воздуховодов пришлось перекроить
Опора мидбаса центра — алюминиевая пластина под винты
Мидбас центра без сетки
А вот сетка здесь особая: в центре закреплено опорное кольцо пищалки
Кольцо превращено в наклонный подиум с помощью стеклокомпозита
После обтяжки акустической тканью
Приладка по месту «восьмёрок» акустики сурраунд
На «восьмёрках» установлены точёные опорные кольца
Всё это дело обтянуто тканью
Подиум сурраунда до окончательной отделки…
…и после
Фанерная основа двухэтажной конструкции в багажнике
Это — своего рода перекрытие между этажами
Рама усилителей с отверстиями для кабелей
Передняя часть фальшпола с окнами
Застекление окон
Заселение первого этажа. Заезжают Phoenix Gold и Mundorf
Обитатели верхнего этажа: Bewith и Alpine
Отсек разводки питания
Его прикрывает задняя часть фальшпола
Все на месте?..
Тогда можно закрывать фальшпол — и в путь
Здесь должны были жить очки. Но у нас — другие планы
Рамка с панелью управления процессором
Теперь — другое дело. А то — очки…
Коробка от Rafaello… «Вместо тысячи слов…». Рядом — выносной блок головного устройства
Вместо тысячи слов (и Rafaello) в коробке живёт коммутация SQ/MM
После окраски — настоящий blackbox
Вот так теперь и живём…
A PROPOS
Акустика Bewith Reference
Другая система, целиком на Bewith